Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

О проектеНовости компанийДеловые новостиАвант-ПАРТНЕРАвант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГРынки/ОтраслиАвант-ПЕРСОНАРекламаПодпискаФотогалереяДоброе делоCovid-19

Новости компаний

[18 мая] МегаФон поможет сэкономить малому и среднему бизнесу до 50%
[17 мая] Неделя креативных индустрий объединит творческих кузбассовцев
[13 мая] «Ростелеком» в Кемерове выступил партнером конкурса «Эхо Победы»
[13 мая] 16 мая стартует онлайн-голосование за участников конкурса «Бренд Кузбасса - 2021»
[12 мая] Olymp-Plaza – cовременный четырёхзвёздочный бизнес-отель в центре города Кемерово


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Кто виноват и что делать?

Непростые взаимоотношения между большими торговыми сетями и местными производителями, а также возможность снижение цен на социально значимые продовольственные товары на региональном уровне 26 января обсудили на заседании Агропродовольственной гильдии Кузбасской ТПП.

Повышение и удержание цен

После нового года цены растут как на дрожжах на всё. Генеральный директор ООО «Астронотус» Роман Романенко сообщил, что буквально за три недели закупочная цена на белокочанную капусту выросла практически в два раза. «Я всё могу понять – рост цен на электричество, удобрения и остальное, но данный факт до сих пор не укладывается у меня в голове. При этом, для сельхозпроизводителя ситуация с повышением цен в ритейле очень непростая. Например, крупные сети в течении месяца рассматривают предложение о повышении цены на товар. Ритейл думает, а местный предприниматель месяц находится в неведенье и возит товар по строй цене, работает себе в убыток. Конечно, для большой сети важно изучить предложение, но у малых и средних предприятий нет столько времени, чтобы сидеть и ждать, обороты не позволяют делать это». 

Роман Романено также подчеркнул, что рост цен создаёт искусственный дефицит, и для того, чтобы этого избежать поставщики и ритейл должны начать тесно работать. «Есть много вопросов и разные ситуации, которые требуют обсуждения и решения. Важно, чтобы крупные торговые сети сегодня услышали и поняли ситуацию, в которой находятся местные производителе».

Менеджер по связям с общественностью и государственными органами сети «Лента» Мария Филиппова отметила, что решение о повышении цен нельзя принять за несколько дней. «Нам необходимо провести аналитику – сравнить цены на рынке, посмотреть, что вообще происходит и оправдано ли повышение цен. Зачастую, нет».

Менеджер по связям с общественностью «X5 Retail Group» Борис Малышев отметил, что компания также регулярно получает письма от производителей о повышении закупочных цен и рассматривает их. Так, на протяжении всего прошлого года одна из причин удорожания цен на молочную продукцию была связана с введением маркировки. «При этом, мы как социально ориентированный бизнес – выбрали больше 20 социально значимых товаров и ввели на них максимальную наценку 10%. Важно понимать, что «максимальная» – это верхний порог и наценка может меняться в пределах этого порога вплоть до отрицательного значения. При выборе конкретных позиций мы ориентировались в первую очередь на товары первой цены – товары с наименьше закупочной стоимостью».

Представитель сети магазинов «Магнит», руководитель по внешним коммуникациям и связям с госорганами Елена Погодаева рассказала, что сеть также обратилась в ФАС с просьбой оценить инициативу ограничить максимальную наценку в размере не более 10% на социально значимую продукцию на более чем в 25 категориях и более 200 товарных позициях. «Последние два года компания продолжает удерживать нулевую наценку на социально значимые товары. Данная инициатива важна для Кузбасса, так как у нас в регионе более 250 продуктовых торговых объектов и мы понимаем свою социальную ответственность».

В чём проблема?

В приветственном слове генеральный директор Кузбасской ТПП Марина Шавгулидзе отметила, что сегодня местные производители и торговые сети должны работать сообща. «Сегодня сложная ситуация: цены растут на всё, и это отражается на всех участниках рынка как сельхозпроизводителях, так и на покупателях. Плюс есть вопросы, которые местные производители и крупные ритейлы не могут решить уже долгое время. Именно поэтому так важно обозначить все болевые моменты и прийти к их решению».

Как отметила управляющий ООО «Стиль-Продукт» Елена Козлова, дьявол кроется в деталях. «Местным производителям сложно работать с большими торговыми сетями, так как договор не учитывает интересны двух сторон в полной мере. Например, если наша машина опоздала, то мы штрафуемся. А если наша же машина стоит в очереди на приёмку, то нам деньги никто не возмещает, штрафных санкций тоже нет. Даже в этом маленьком случае есть несоразмерность в  договоре».

Елена Козлова сообщила, что ещё один камень преткновения – это сумма штрафов. «Они неподъёмны для среднего и малого бизнеса, так как у нас нет наценки на товар, которая бы их покрывала. В прошлом году у нас было два случая недовоза товара, и мы заплатили 0,5 млн рублей штрафа. При этом, мы ситуацию исправили, на следующей неделе и довезли всё что должны были. А сумма поставки составляла 1,5 млн рублей. Получается, что сумма штрафа – это себестоимость продукта. Мы работали в убыток».

Елена Козлова отметила, что часто местные поставщики находятся в такой ситуации «обиженных». «Ситуация складывается во многом из-за договора, и мы очень хотим, чтобы ритейл нас услышал. Если сети обратят внимание на договоры и снизят сроки отсрочки платежа за поставленный товар – это будет большой шаг вперёд. При этом, мы очень благодарны за то, что сети постоянно улучшают условия для наших продуктов».

Штрафы со стороны ритейла прокомментировала Мария Филиппова. «Если мы не будем штрафовать, то дисциплина поставки будет сведена к нулю. Как ситуация выглядит с нашей стороны: мы договорились с поставщиком на определённый график поступления товара, а поставщик его не выполняет. При этом, наши покупатели его ждут, на полках создается искусственный дефицит и так далее. Мы что должны делать в таких ситуациях? У нас есть обязанность – обеспечивать население региона и страны качественным и безопасным товаром».

Мария Филиппова также добавила, часто порицают торговые сети за высокие требования к поставщикам. «На самом же деле они полностью соответствуют законодательству. Мы не можем позволить его нарушить и обеспечить потребителей некачественным и небезопасным товаров. Это несправедливо, что торговые сети обвиняют в гибели бизнеса разных размеров. У нас есть требования к поставщикам, которые соблюдаем сами».

Руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская сообщила, что решение вопроса об условиях договора лежит в плоскости гражданско-правовых отношений. «Если ритейл не готов идти навстречу и решать какие-то вопросы, то вы всегда можете обратиться в суд. Если же были какие-то факты нарушения, то здесь необходимо заявление от конкретного юридического лица. Только в этом случае мы можем проверить данный факт, так как нам нужны будут доказательства – переписка, сам договор и другие документы. Если же будет обращение только от какого-то объединения, то мы можем выдать только общее мнение, рекомендацию и не более того».

Роман Романенко подчеркнул, что нельзя говорить, что с торговыми сетями невозможно работать. «Есть и положительные примеры. Например, закупочная сессия, которую мы провели в третий раз, прошла хорошо и был высокий интерес у местных товаропроизводителей. К каждому крупному ритейлу стояла очередь из 20-30 человек, и кто-то стал с ними работать и развивать свой бизнес. Какие-то движения есть, но нужно относиться друг к другу по-партнёрски».

Другой взгляд на ситуацию

Ректор Кузбасской ГСХА Екатерина Ижмулкина отметила, что на самом деле ситуация куда серьёзнее, чем вопрос взаимодействия ритейла и местных поставщиков. «В нашей системе производитель – рыночная торговля и формы малоформатной торговли плюс потребитель назрел определенный кризис. С 2015 года, когда мы начали создавать агропромышленный кластер, мы били тревогу – вводя большие торговые сети вы убиваете мелкие форматы торговли и обрезаете путь, где может продавать товары мелкого бизнеса. Многие предприниматели закрыли своё дело, так как бизнес не соответствовал критериям больших торговых сетей».

Екатерина Ижмулкина также сообщила, что рост цен на овощи закономерен. «Торговые сети лоббировали интересы и опускали цены, наши производители конкурировали с китайскими. Был жесточайший демпинг цен. В этом году сельхозтоваропроизводители просто компенсировали повышение, которое не происходило 5 лет – сегмент не рос, многие ушли, последние три года сокращается поголовье коров, так как сельхозтоваропроизводители не выдерживали требований. Они громко на всех площадках кричали, что всё будет плохо, если мы не изменим эту ситуация, но их не услышали».

Ещё одна проблема, по мнению руководителя Кузбасской ГСХА, это то, что многие сельхозтоваропроизводители работают по технологиям старого уклада. «Они не выдерживают современного подхода и очень дорогие. В результате себестоимость продукции намного выше, чем у больших холдингов. Даже если мы сейчас начнём субсидировать сельхозтоваропроизводителей, то это всё равно поможет только в краткосрочном периоде. А если мы будем давить на них, чтобы они продавали свою продукцию по малым ценам, то у нас ещё усугубится ситуация. Эту ситуацию невозможно решить быстро. Возможно только адресная поддержка правительства регионального поможет тем производителям, которые должны будут снизить цену».

Она также отметила, что малый бизнес никогда не сможет договорится с крупной торговой сетью. «Мы сначала убили малые формы торговли, а теперь мы пытаемся найти решение.  Крупные сельхозпроизводители сегодня в один голос говорят о том, что какое счастье иметь свою торговую сеть, так как рентабельность всего 8%. Они не могут снизить цену на 10% как этого хотят крупные торговые сети, так как будут работать в убыток. Когда мы говорим про малый бизнес, то нужно понимать, что он не может столько обротки вложить в крупную торговую сеть, чтобы месяц деньги не получать. Ритейл должен хотя бы один раз встать на позицию МСП и посмотреть на взаимодействие с местными производителями их глазами».

Екатерина Ижмулкина также подчеркнула, что протекционистские меры могут лишить регион последних «кормушек». «Это очень опасная ситуация и сдерживать предпринимателей, не давать повышать им цены в сегодняшних условиях, это путь в никуда».

По итогам заседания Агропродовольственной гильдии было принято решение собрать предложения от местных производителей и через две недели собраться вновь и обсудить вопросы отношения между большими торговыми сетями и местными производителями, а также возможность снижение цен на социально значимые продовольственные товары.

Анастасия Сальникова, «Авант-ПАРТНЕР»
 
«АВАНТ»
в соцсетях:
   

Деловые новости

[19 мая] Российский бизнес McDonalds продан в Кузбасс
[19 мая] В 2022 году в Кузбассе отремонтируют 9 мостов за 500 млн рублей
[19 мая] «Дочка» обанкроченного «Юрмаша» запустила в его цехах часть производств
[19 мая] В Гурьевске запланировали ещё одну большую реставрацию
[19 мая] Водоснабжение СТК «Шерегеш» реконструируют в 2022-2027гг. за 1,9 млрд рублей

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


Новинка: видеоинтервью!

Больше интервью

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко