-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 24 от 15.07.2008

Памятник мистификатору и другие истории

Чудеса совершенные делаются на свете, иногда вовсе никакого нет правдоподобия. «Тьюсдей Лобсанг Рампа — имя, под которым популярный английский писатель Кайрил Генри Хоскин (1910-1981) писал многочисленные книги об эзотерике, мистике и оккультизме, – утверждает интернетовская «Википедия». - Настоящее имя писателя было скрыто, и читательский мир воспринимал его как реального тибетского ламу с детально описанной в книгах биографией. В 1948 г. Хоскин легально изменил имя на Карл Куон Суо прежде, чем взять имя Лобсанг Рампа. Исследователь и тибетолог Генрих Харрер нанял частного детектива по имени Клиффорд Бьюрджес, который выяснил, что Хоскин никогда не был в Тибете и не говорил по-тибетски. Результаты расследования были опубликованы в газете «Дейли Мэйл» в феврале 1958 г.
 
Книги, написанные Лобсангом Рампой в жанре нью-эйдж, содержат, помимо биографических сведений, рассуждения о метафизике и оккультизме. Реальные этнографические данные и достаточно поверхностные рассказы о буддизме сочетаются с фантастическими сюжетами. В книгах объясняются также астральные путешествия, наблюдение и чтение ауры, телепатия, ясновидение и т. п. Наибольшую популярность приобрела первая книга Рампы «Третий глаз» с увлекательным рассказом о том, как у мальчика Лобсанга был открыт третий глаз путем болезненной операции на лбу, что открыло у него возможность видения ауры. Книги Лобсанга Рампы послужили популяризации буддизма на Западе в 1960-е гг.».
Вот этому самому псевдотибетскому квазифакиру в Кемерове нынешним летом поставили памятник. Он высится на углу скверика «Орбиты», в том месте, где сходятся Набережная, Арочная и Красная. На приличном каменном пьедестале высится бронзовый бюст круглоголового и лопоухого мудреца, за ним – плоскость с его же вырезанным силуэтом, типа, «человек проходит сквозь стену». На цоколе – надпись: «Сколько бы вы ни знали, вам предстоит узнать еще больше. Т.Лобсанг Рампа».
Во всем этом еще нет чего-то особенно удивительного. Пусть на Западе упомянутый New Age1 вышел из моды еще в прошлом столетии (последним его пророком оказался Карлос Кастанеда); нужды нет – в России мода на мистику как раз переживает расцвет. Однако в отечестве нашем никогда не было недостатка ни в собственных фантастах, ни в собственных мистиках с восточным акцентом – таких, как Елена Петровна Блаватская, Георгий Иванович Гурджиев или Елена Ивановна Рерих… Да взять хоть писателя Ивана Ефремова – во-первых, современник ихнего Лобсанга, и при том доморощенный; во-вторых, написал о восточной мистике толстенный роман «Лезвие бритвы»; в-третьих, к Сибири имеет некоторое отношение – раскапывал что-то в Якутии и Забайкалье в середине прошлого века… В общем, чудеса совершенные делаются на свете, иногда нет вовсе никакого правдоподобия.
В кемеровской прессе, впрочем, промелькнули сообщения, что на Набережной воздвигнут истукан некоему абстрактному Мудрецу – аллегорической, так сказать, фигуре. Надпись на цоколе в этом случае должна восприниматься просто как некий девиз. Мудрец, нет слов, получился хороший – похож на Махатму Ганди. Но тогда, во избежание кривотолков, следовало бы найти в качестве девиза какую-нибудь гораздо более употребительную гносеологическую мудрость. Навскидку вспоминаются: «Многознание уму не научает» (Герклит Эфесский); «Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Владимир Ульянов-Ленин), «Много будешь читать – императором не станешь» (председатель Мао).    
Но забудемте о гносеологии и перейдем к градостоительству. Упомянутый треугольный скверик, одно из уютнейших мест старого кемеровского центра, нынче приобрел и вовсе занятный вид. Доминирует над ним ретрансляционный центр с большим телескопическим зеркалом – будем считать, что это – символ Связи с Космосом. Прямо перед ним расположены чугунные доски с именами Героев Социалистического Труда. В одном углу скверика имеется деревянный раскрашенный Садовый Гном, опершийся на обыкновенный заступ; однако это уже не герой труда – в англосаксонских странах такого рода изваяния считаются символами пошлого и невзыскательного вкуса, что-то вроде наших мраморных слоников, но в садово-парковом исполнении. В другом углу скверика теперь возвышается мистификатор Лобсанг… Что все это должно означать вкупе – я, признаться, затрудняюсь истолковать, хотя, без ложной скромности, всегда считал свое воображение достаточно игривым.
Стоит добавить, что этим летом кемеровский центр украсился и другими образчиками монументальной пропаганды. Невдалеке на Набережной воздвигли садовую скамейку с бронзовыми бабушкой и внучкой. Бабушка, старорежимного вида, в шляпке, держит толстую книгу; дитя, по-видимому, внимает чтению вслух. Этот истукан получился гораздо менее загадочным, зато люди к нему уже потянулись. Мне даже его осмотреть толком не удалось – скамейку обсели четверо толстошеих молодых людей, в спортивных костюмах и футбольных трусах, в шлепанцах и с большим пивом. Судя по тому, что соседние лавочки были свободными, привлекло их именно соседство со скульптурною группой…
Неподалеку, в сквере на улице Орджоникидзе, близ площади Пушкина, воздвигли четырехметровую стелу, изображающую, как утверждает пресс-релиз, «героев пушкинских произведений: молодого человека и девушку  в костюмах XIX века. Рядом со стелой установлен фонарь в стиле той эпохи. На ее поверхности высечены отрывки из известных стихотворений поэта. Кроме четверостиший, здесь помещены литографии Натальи Гончаровой и Александра Пушкина».
«Героев пушкинских произведений» мне идентифицировать не удалось: то ли Маша и Дубровский, то ли Лиза и Германн... А вообще-то это уже третий памятник на одну и ту же тему на одной и той же площади (кроме монумента самому поэту учтем еще и его профиль, светящийся по ночам на фасаде одного из зданий). Даже из тех соображений, что Пушкина много не бывает, нельзя ли их было как-нибудь рассредоточить?
Но нет, наши монументальные пропагандисты предпочитают самовыражаться именно в старом центре. А между тем отойди от него два шага – найдется множество свободных площадок. Недавно, к примеру, городские власти привели в порядок бульвар, носящий название «улица Коммунистическая». Ведет эта улица от ДК строителей к педучилищу, что на задах областной библиотеки, и какая-то зодческо-скульптурная доминанта там явно напрашивается. Отчего бы не воздвигнуть на улице Коммунистической истукан Призрака Коммунизма, с модной какой-нибудь подсветкой…
Далее, на всем протяжении проспекта Ленина у нас нет не только памятника Ленину, но и вообще сколько-нибудь выразительного монумента. А что уж говорить о новых кемеровских районах, которые у нас почему-то обыкновенно называются на три буквы (никогда не забуду маршрутку с табличкой «МЖК – СКК – ФПК»)… Но нет, всех почему-то тянет в старый центр, и если истуканы в нем будут прирастать такими же темпами, то он скоро догонит Вашингтон и Киселевск.
И кстати об американцах. В бору напротив Набережной на высоком косогоре недавно появилась большие желтые буквы КУЗБАСС. Сообщается, что это наш ответ американскому HOLLYWOOD’у. Ответ, как водится в нашем отечестве, получился асимметричный. В Лос-Анджелесе знаменитая надпись маркирует один из городских районов, прославленный своим кинопроизводством. Название его означает что-то типа «веселенький лесок»; пляшущие буквы этому соответствует как нельзя лучше. У нас адекватным ответом было бы что-нибудь типа СЫР-БОР; это сообщало бы всему миру, что у нас есть бор в центре города, почти как Булонский лес в Париже. А надпись КУЗБАСС может поведать что-то новое разве что инопланетянам.
Ну, может, еще дальнобойщики, проезжающие по мосту, который является частью федеральной трассы, будут на эту надпись заглядываться. Но от зазевавшегося дальнобойщика кому же может быть польза и удовольствие?
 
1 «Новый Век», мутноватое и всеядное течение, основанное на толковании произвольно взятых образцов восточной мистики и опытах по «расширению сознания» с психоделиками, в особенности галлюциногенными грибами.
 
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко