-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 24.03.2009

Интернет шагает в кризис

Самым динамичным сектором на телекоммуникационном рынке в последние годы, безусловно, был сектор услуг доступа в интернет. По оценке iKS-Consulting,  в целом по России эта подотрасль телекоммуникаций выросла в 4,5 раза, с более 2 млн обслуживаемых домохозяйств в 2006 году до 9 млн по итогам 2008 года. В Кузбассе, по оценке директора кемеровского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Юрия Куприянова, объём рынка  интернет-доступа удвоился всего за один прошлый год. А по данным департамента транспорта и связи обладминистрации, количество пользователей, заключивших договора с провайдерами, по итогам года составило 274 тыс., в 2 раза больше, чем в 2007 году. Теперь участники ожидают, что такая завидная динамика в сегодняшних кризисных условиях подвергнется коррекции.

 

 
 
ОТКАЗ ОТ БОЛЬШИХ ПЛАНОВ
Последние годы операторы активно росли вширь – строили сети, осваивали новые территории. И сейчас, считает Роман Жаворонков, исполнительный директор ООО «Е-Лайт-Телеком» (торговая марка GoodLine),  широкополосный доступ перешёл из разряда услуги «для понимающих» в разряд услуги «для всех». Теперь к наличию интернета дома люди относятся как к вещи, без которой уже нельзя обойтись, как, например, к сотовой связи. Этому способствовало и развитие различных интернет-ресурсов и активное снижение цен на широкополосный доступ, как со стороны магистральных операторов, так и домовых сетей, которые активно продвигали в прошлом году удобные безлимитные тарифы. Поэтому потребление услуг интернет-доступа в последние годы только росло. Некоторые операторы даже не справлялись с потоком желающих подключиться к глобальной сети. Начавшийся кризис, конечно, не заморозил столь быстро растущий рынок, но заставил операторов отказаться от ещё недавно больших планов.
В департаменте транспорта и связи не берутся предсказывать, насколько  финансовый кризис повлияет на дальнейшее развитие инфокоммуникаций Кузбасса. По данным операторов, общая сумма инвестиций на развитие инфокоммуникаций в 2008 году снизилась примерно на 500 млн рублей (20% от запланированных на 2008 год). Уже пересмотрены в сторону уменьшения капитальные затраты на текущий год.

Роман Жаворонков считает, что кризис пока не оказал серьёзного влияния на рынок широкополосного доступа для физических лиц
По данным Юрия Куприянова, компания «Сибирьтелеком» пересмотрела инвестиционный бюджет на 2009 год и сократила его на 30% от запланированного. Она не отказалась пока ни от одного проекта, однако пересмотрела пути и способы развития отдельных проектов. «За счёт инновационного подхода компании удалось сохранить заданные темпы цифровизации в Сибири. Если раньше мы меняли координатные телефонные станции на цифровые целиком, то сейчас модернизируются отдельные модули, что никоим образом не отражается на качестве предоставляемых нашим абонентам услуг», – поясняет руководитель кемеровского филиала.
Компания «Сибирские сети», один из крупных интернет-операторов в Новокузнецке, также сокращает свои инвестиционные планы на этот год. «Объём инвестиций в первом квартале мы уменьшили на 25%, что будет во втором – зависит от результатов марта. В 2009 году изначально у нас были планы строительства сети в нескольких городах Кузбасса, таких как Прокопьевск, Киселёвск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, но пока мы эти планы приостановили и заняли наблюдательную позицию», – отмечает Павел Козлов, коммерческий директор компании «Сибирские сети».
«Е-лайт Телеком», объявлявший ранее о намерении выйти за пределы Кемерова, пока приостановил реализацию этого плана. По мнению Виктора Лясмана, директора сибирского представительства «Престиж-Интернет» («Энфорта»), выход в малые города экономически стал более рискованным, поэтому операторы с большей основательностью готовят свои бизнес-планы и пока выжидают.
 
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА
Заняв выжидательную позицию, операторы пытаются понять, насколько серьёзными могут быть последствия кризиса для их рынка. По оценке Романа Жаворонкова, кризис пока не оказал серьёзного влияния на рынок широкополосного доступа для физических лиц. Но в корпоративном секторе несколько иная ситуация – там потребление сократилось. Часть организаций вынуждена была снизить затраты, ограничивая в том числе и интернет-потребление, или же прекратить свою деятельность вообще.
По прогнозу Антона Ворыхалова, старшего консультанта iKS-Consulting, в 2009 году рост численности абонентов физических лиц у операторов может составить около 20% (докризисный прогноз 40-45%). Хотя некоторые операторы назвали этот прогноз оптимистическим, но, по мнению аналитиков, такие ожидания вполне оправданы. Ведь в прошлые годы операторы активно строили свои сети, не успевая подключать всех абонентов в зоне охвата сети, и сегодня у них создан определённый запас прочности, и есть возможности для роста. Это мнение подтверждает и Павел Козлов, который говорит, что в Новокузнецке дела у компании идут хорошо потому, что она построила в 2008 году большую монтируемую ёмкость, и сейчас производит активное подключение физических лиц. «Однако в корпоративном сегменте действительно происходит спад – в городе очень много компаний, привязанных к металлургической или угольной отраслям, и они испытывают трудности», – добавляет Павел Козлов. По его оценке, в корпоративном сегменте в 2009 году ситуация будет ухудшаться, поскольку компании начали активно сокращать издержки с конца 2008 года, это коснулось расходов на сотовую связь – примерно на 10-15%, – и расходов на интернет-доступ. Поэтому рост в этом сегменте может быть только около 6%, отмечает Антон Вопыхалов, а доходы операторов практически не изменятся.
Наиболее активный рост рынка интернет-доступа, по оценке эксперта, должен быть в городах с населением 200-750 тыс. человек, где уровень проникновения широкополосного доступа традиционно был ниже, чем в городах-миллионниках. Развитие будет идти за счёт уже имеющихся в городе «игроков», которые, как уже отмечалось ранее, будут использовать построенную инфраструктуру. Однако ситуация будет зависеть от общего состояния экономики региона, если основные градообразующие предприятия будут испытывать значительные трудности, то и активного роста может не быть. 
При этом, считает Антон Ворыхалов, рынок широкополосного доступа будет переходить к олигопольной структуре, как и на сотовом рынке, когда число операторов, скажем, с 10 будет сокращаться до 3-5. Уже сейчас, по его данным, в стране начались банкротства мелких операторов с абонентской базой до 5 тысяч, череда слияний и поглощений, и в дальнейшем эта тенденция усилится. Не исключает Антон Ворыхалов и повышения тарифов на услуги ШПД, ссылаясь на то, что в Москве оно произошло. На фазе роста рынка постоянное снижение цен было актуально, но сейчас затраты операторов увеличиваются, растёт инфляция, поэтому не исключено на 10-15% повышение среднего счёта. Сами операторы таких прогнозов пока не подтверждают, однако и не слишком уверены, что повышения не будет, отмечая, что действительно ARPU (средняя выручка на одного пользователя) сегодня снижается.
 
ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ
Представители телекоммуникационного рынка сходятся во мнении, что вопрос кризиса сегодня остро стоит перед всеми компаниями, работающими на этом рынке. Одна из ключевых тенденций рынка – снижение издержек,  поэтому многие   переходят к режиму экономии. С одной стороны, потребители, стремясь сэкономить, ищут более дешёвых      альтернативных поставщиков услуг, с другой стороны, операторы, стремясь к сохранению      финансовых показателей, также ищут способы снижения издержек и коррекции тарифов.
«Сибирьтелеком» в сложной экономической ситуации пересматривает свою бизнес-стратегию: отказывается от проектов с долгосрочной окупаемостью, выводит непрофильные активы в аутсорсинг, сокращает издержки в оперативной деятельности.

Компания «Сибирьтелеком» пересмотрела инвестиционный бюджет на 2009 год и сократила его на 30% от запланированного, отмечает Юрий Куприянов
В «Ростелекоме», по словам Романа Кравцова, первого заместителя директора — коммерческого директора сибирского филиала ОАО «Ростелеком», есть антикризисная программа, которая начинает действовать, когда прогнозная выручка компании падает на 10%. «На сегодняшний день,– говорит Кравцов, – мы таких тенденций не наблюдаем. Показательными будут результаты первого квартала в марте, и по их итогам мы будем принимать какие-то решения. В случае введения этого плана одним из пунктов будет резкое сокращение издержек. Это вполне логично, плюс «Ростелеком» сегодня уже рассматривает свои затратные статьи и, соответственно, разрабатывает мероприятия по оптимизации затрат. Следующий ряд мероприятий – увеличение валовой выручки за счёт разработки новых продуктов, новых тарифных планов и выхода на новые рынки».
Ряд операторов также считает, что чем больше у них будет услуг (цифровое или кабельное телевидение, интернет, голосовая связь), тем проще им будет выжить. Во-первых, они смогут добиться повышения ARPU, во-вторых, снизить себестоимость, ведь сети смонтированы на одной ёмкости в одних домах, и абоненты получают единый счёт, а обслуживание одного абонента стоит дешевле. Кроме того, наличие нескольких услуг в ассортименте позволяет оператору чувствовать себя более стабильно: даже если в какой-то момент у абонента нет возможности платить за интернет, то вряд ли он откажется от телевидения.
Станислав Вечканов, коммерческий директор ОАО «РИКТ», также считает, что, с одной стороны, люди, у которых падают доходы, будут, прежде всего, для экономии семейного или личного бюджета отказываться от тех благ, которые не являются жизненно необходимыми, именно к ним и относятся услуги интернет. Т.е. будет наблюдаться рост временной остановки  и даже отказов от услуг провайдеров. С другой стороны – в такой период людям нужно больше «хлеба и зрелищ» и, безусловно, доступ в интернет является одним из очень захватывающих зрелищ. Поэтому, интерес к услуге будет расти, особенно с повсеместным внедрением услуги IP-TV.
Возможно, ещё одним вариантом выживания для сильных игроков станет поглощение слабых. Региональные провайдеры с хорошей абонентской базой могут заинтересовать, как других местных операторов с большими ресурсами, так и федеральных «игроков». Как пояснили в пресс-службе «Ростелекома»,  в стратегии развития компании до 2013 года предусмотрено расширение и диверсификация бизнеса, в том числе и за счёт приобретений других операторов: «Мы  рассматриваем возможность покупок телекоммуникационных активов как в России, так и за рубежом. Если раньше мы даже не рассматривали предложения по приобретению некоторых компаний, считая их переоценёнными, то в условиях сложившейся ситуации мы можем сказать, что их нынешняя стоимость и заложенный потенциал развития делают их интересными для приобретения», – отмечают представители компании.
С точки зрения Виктора Лясмана, кризис для многих операторов – это момент возможностей, время, когда оператор выбирает между «хочу и могу». «Когда начался кризис, крупные операторы, банки и инвесторы потирали руки – сейчас мы будем дёшево скупать мелких. Однако эти небольшие операторы пока ждут, цены не сбивают, но от того, насколько долго продлится этот кризис, будет зависеть, когда эти сделки начнут происходить. По моим оценкам, это весна-осень. Операторы стоят перед выбором – пользоваться моментом  для захвата рынка, инвестируя средства с определённым риском или оптимизировать затраты не только внутренние, но и инвестиции и переждать таким образом кризис. Все ждут результатов марта – этот месяц всегда был показательным на рынке телекоммуникаций», – резюмирует эксперт.
 
Ольга Лебедева

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко