-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 31.03.2009

Недоступные кредиты

 
Предпринимателям и до кризиса в поисках финансирования приходилось буквально «оббивать» пороги банков, а сегодня ситуация усложнилась ещё и тем, что количество банков, кредитующих малый бизнес резко сократилось. «ОПОРА РОССИИ» проводила опрос среди предпринимателей по всей стране о доступности кредитных ресурсов в январе-феврале 2009 года, и, по данным Софьи Бизюковой - исполнительного директора регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», в феврале 30,5% опрошенных сказали, что привлечь заёмные средства стало гораздо сложнее, 33,3% отметили повышение процентных ставок и 44% назвали дефицит финансовых средств одной из основных проблем для бизнеса сегодня.
 
Самым непростым периодом, считают представители банков, в кредитовании малого и среднего бизнеса был октябрь-ноябрь прошлого года. У многих банков появился официальный или неофициальный мораторий на кредитование, либо были введены крайне жёсткие требования к клиентам и условия по суммам и процентным ставкам, что сделало кредиты недоступными и невыгодными для бизнеса. «Сейчас условия стали немного мягче, например, мы повысили до 15 миллионов рублей максимальную сумму кредита для предприятий малого бизнеса», – комментирует Павел Филатов, начальник отдела по работе с малым бизнесом кемеровского филиала банка «УРАЛСИБ». Вообще, явления моратория или паузы в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), считает Ольга Гайнетдинова, управляющая Кемеровскии филиалом ОАО «Промсвязьбанк», зависят от состояния ресурсной базы того или иного банка. Понятно, что крупным федеральным банкам немного легче – у них большая степень свободы или возможности рокировки средств.
Именно крупные федеральные банки первыми стали «отходить» от первых ударов кризиса и вновь заговорили о кредитовании предпринимателей. А значительная часть мелких игроков, как среди филиалов, так и региональных банков, по оценкам Павла Филатова, за сложный период с рынка кредитования малого бизнеса ушла. В текущих условиях свои позиции на этом рынке сохранили лишь банки, входящие в Топ-10. В Кузбассе – это не более 5-7 банков.
Все они предлагают похожие условия: процентная ставка 22-25%, максимальный срок кредитования, в основном, до 3 лет и отказ от овердрафтного кредитования.
«Сегодня банкам пришлось отказаться от овердрафтного кредитования, поскольку, по сути, – это беззалоговое кредитование. Мы новым клиентам овердрафт не предлагаем, он работает только для постоянных клиентов, которые пользовались овердрафтом, а сумма кредита определяется текущим финансовым состоянием клиента», – отмечает Павел Филатов.
Представители банков также утверждают, что сохранили инвестиционное кредитование, правда, конечно, сократили сроки и выдают кредиты на инвестиционные цели, преимущественно крупным предприятиям, которые более прочно стоят на ногах и в случае неудачи в реализации проекта, компанию не постигнет дефолт. Но, в основном, по оценке Ольги Гайнетдиновой, предприниматели в настоящее время берут кредиты на пополнение оборотных средств или на завершение начатых проектов. А Станислав Домбровский, директор филиала «Кемеровский» «АРЕСБАНКА» отмечает, что сейчас представители малого и среднего бизнеса больше ищут средства для рефинансирования старых долгов, а про расширение бизнеса многие уже и не думают.
И хотя в большинстве банков говорят, что сохранили докризисный дисконт на залоговое обеспечение – недвижимость, товары в обороте и оборудование – по данным Станислава Домбровского, дисконты по заложенному имуществу в среднем увеличились на 20-30%. И сейчас банк берёт только высоколиквидные товары в обороте, срок реализации которых не превышает 30 дней, отмечает Павел Филатов.
Для предпринимателей вопрос залога был больным и до кризиса, но сегодня даже те, кто имеют залоговую базу, сталкиваются с тем, что её стоимость значительно снизилась. По мнению президента Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области Натальи Наумовой, одним из вариантов решения проблемы залога может стать кредитно-гарантийная программа – предоставление поручительства в объёме до 50% от суммы кредита фондами поддержки предпринимательства. Ещё в прошлом году эта программа особой популярностью у банков не пользовалась, в неё входили только три банка: «УРАЛСИБ», «ВТБ-24» и Сбербанк. Но в этом году областному фонду удалось добиться федерального финансирования, и банки, сегодня особо заинтересованные в получении дополнительных средств (финансовая гарантия размещается на депозите банка), стали, по словам Натальи Наумовой, проявлять активность. Сейчас в программу входит уже 6 банков, между которыми распределены 30 млн рублей, и ещё ряд банков высказали желание в ней участвовать.
 
Надёжные заёмщики боятся долгов
Понятно, что сокращение кредитования сектора МСБ, которое, по мнению экспертов сопоставимо с сокращением кредитования экономики в целом, происходит не только из-за резкого снижения активности банков и ужесточения условий. Далеко не все предприниматели охотно стремятся в сегодняшней ситуации увеличивать свои долги: ставки по кредитам растут, а прибыль – нет.
С середины октября, рассказывает Павел Филатов, произошло значительное снижение заявок на кредиты, по сравнению с пиковым третьим кварталом 2008 года, – в 2-3 раза. Изменилась структура клиентского потока: те предприниматели, которые достаточно уверенно и прочно стоят на ногах, стараются сейчас не обременять себя новыми долгами. «Сегодня основной спрос создают менее надёжные заёмщики, – добавляет он, – которые хотят получить деньги под любые проценты, а как и за счёт чего они их собираются возвращать – не очень ясно. Таким клиентам приходится отказывать».
Сейчас клиентский поток в банки увеличился и за счёт тех предприятий, которые раньше пользовались лизингом, а в текущих условиях, лизинговые компании им ничего предложить не могут, поэтому они вынуждены обращаться за кредитами. Большую активность проявляют сегодня предприятия строительной отрасли, среди них много тех, кто никогда не пользовался кредитами, а сейчас почувствовали в них потребность в связи с ростом дебиторской задолженности. В такой ситуации, отмечают банковские специалисты, непонятно, когда эту «дебиторку» погасят, поэтому банкам работать с такими клиентами рискованно. Хотя как такового запрета на кредитования тех или иных отраслей, по словам представителей банков, у них нет.
«В зону риска попали строительные и металлургические компании, – говорит Ольга Гайнетдинова. – Но говорить о том, что мы поставили для себя условие, что мы их не кредитуем, нельзя. Мы работаем со всеми клиентами, смотрим, как они развиваются, как они чувствуют себя в новых условиях. Можно сказать, что рисковый сегмент мы тоже рассматриваем. Конечно, отрасли с наименьшими рисками в настоящее время – это розничная торговля, сфера услуг (не премиум-класса), мелкие производства, например, пищевое, производство упаковки и другие. Эти предприятия, как правило, мобильны, быстро адаптируются к текущей ситуации, жизнеспособны. Соответственно, в данном сегменте самые просчитываемые риски по возможной просроченной задолженности. Эти направления приоритетны».
Некоторые строительные компании сейчас активно предлагают банкам входить в их бизнес или конкретные проекты, лишь бы получить финансирование, но к такой форме работы банки интереса не испытывают. «Входить в бизнес клиента – крупным банкам не интересно, это не наш профиль. Может быть, небольшие банки, которые хотят набрать клиентскую базу и заявить о себе, этим заинтересуются. Был период, когда компании, занимающиеся добычей золота, массово предлагали долю в бизнесе, но ни одна такая сделка не состоялась», – отмечает Павел Филатов.
 
Индивидуальная лояльность
Просроченная задолженность по кредитованию малого бизнеса, осторожно заметил в беседе с «Авант-ПАРТНЕРом» один банковский специалист, сейчас имеет положительную динамику. Но пока основные игроки рынка укладываются в свои нормативы. Так, в «УРАЛСИБе», это до 2% от кредитного портфеля. Предпринимателей же, попавших в условиях кризиса в сложную ситуацию, сейчас остро волнует – насколько банки готовы пойти им навстречу. Ещё в конце прошлого года этот вопрос часто обсуждался, и о возможных послаблениях для своих заёмщиков говорило ряд госбанков. Этот ажиотаж, считают некоторые банковские специалисты, вызвал ложные ожидания о банковской лояльности не только у заёмщиков-физических лиц, но и у бизнесменов. Поэтому в сегодняшних выступлениях представители банков стараются говорить о послаблениях и реструктуризации задолженности более аккуратно. Но и отрицать, что реструктуризация заёмщикам необходима, никто не будет.
«Некоторые клиенты обращается к нам с просьбой о реструктуризации кредита. Если предложенные ими меры мы оцениваем как эффективные, то готовы идти навстречу, – рассказывает Павел Филатов. – У нас в банке разработана чёткая процедура реструктуризации: мы можем сделать более гибким график погашения кредита, дать отсрочку до полугода, изменить окончательный срок кредита. Но это не массовое явление, пока только несколько заёмщиков получили отсрочки по кредитам, и сейчас эти клиенты снова успешно платят по графику».
А Ольга Гайнетдинова говорит, что в каждом случае для клиента рассматриваются индивидуальные варианты выхода из проблемной ситуации: «Банк – это не организация по продаже залогов. Мы точно также заинтересованы в сохранении бизнеса клиентов и партнёрских отношениях с ними, как и они сами. Для нас, как партнёра, настроенного на долгосрочные отношения, важно сохранение бизнеса клиента и возврата обслуживания кредита в рамки графика платежей. Мы готовы выслушать нашего клиента и принять решение, устраивающее обе стороны. Но клиент должен обратиться в банк заблаговременно, до наступления просрочки».
Банковские специалисты надеются, что индивидуальная работа с уже существующими заёмщиками по решению их проблем и тщательный отбор потенциальных клиентов, поможет им удержать просрочку в рамках, хотя вполне вероятно, что головные офисы скоро введут более высокие кризисные нормативы.
 
Ольга Лебедева
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко