-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 31.03.2009

Монстры, которых боялся кризис

 
История учит нас тому, что всякий кризис – каким бы мощным и продолжительным он ни был – рано или поздно, так или иначе – заканчивался. Заканчивался очередным подъёмом, и даже новым витком развития производственной, а отсюда – и финансовой сфер. И преодолеть его всякий раз удавалось (не взирая на масштабы кризисной «глобальности») не без определяющего участия определённых людей. Они вошли в историю последних полутора столетий с гордым званием великих менеджеров столетия (как правило – двадцатого). Кто-то из них делил обязанности крупного управленца с ролью хозяина собственных активов, кто-то навсегда избрал для себя сугубо менеджерскую участь. Надо сразу же заметить и то, что к когорте пассионариев вряд ли кто из них относился. И цели, и средства, и методы их порой были далеки от гуманистических идеалов. Но влияние именно этих людей на развитие общества и его общее благосостояния отрицать, тем не менее, никак нельзя. А главной заботой каждого великого менеджера на отпущенном ему веку становилось ничто иное, как борьба с очередным кризисом.
 
Игрок по собственным правилам
Имя самого богатого человека во всей мировой истории, двумстам наследникам которого до сих пор принадлежит состояние в шесть с лишним миллиардов долларов, известно практически каждому. Однако не все знают, что Джон Дейвисон Рокфеллер начинал с малого. Воспитание в баптистской семье, учившей «трудиться и экономить», подвигло маленького мальчика создавать свой первый капитал на розничной продаже конфет (ранее закупленных малым оптом – по одному фунту) своим собственным сёстрам (заметим, что отечественная история дала нам подобный, и практически одновременный пример – через великого русского писателя Гоголя, описавшего в своих «Мёртвых душах» начало коммерции юного Чичикова.) Вот только американский его коллега Джон Рокфеллер продвинулся с годами не в пример дальше Павла Ивановича.
Маленькая бухгалтерская книга Джона, в которую он стал записывать все свои доходы и расходы, начиная с 16-ти лет, вдруг «распухла» в годы Гражданской войны 1861-65 годов. Первая нефтяная буровая установка, купленная менее чем за тысячу долларов, через три года принесла почти сто тысяч прибыли. Окончание войны доходы ещё более увеличило – годовой объём продаж второй половины 60-х (XIX век) перевалил за 2 млн долларов. Но то были годы экономического подъёма. А в 1870 грянул первый в жизни Рокфеллера кризис. И в этот момент молодой Рокфеллер принял решение выиграть на кризисе!
«Если нефть идёт вниз, всё равно ничто не заставит людей отказаться от её покупки, – говорил он. – В отличие от других мы должны действовать, а не нервничать, когда рынок ложится на дно». И начал тотальную скупку фирм своих нефтяных конкурентов, испугавшихся разорения. Так возникла компания Standard Oil.
Что же конкретно предпринял Рокфеллер в кризисной ситуации?
В первую очередь постарался сократить транспортные издержки. Играя на конкуренции железнодорожных компаний, он добился снижения тарифов (только для себя), гарантируя максимальную загрузку дорог (благо нефти хватало). Вторым ходом стал поиск инноваций. Они нашлись в замене тары с деревянных бочек на металлические цистерны. Далее шли методы гораздо более «грязные»: демпинг цен на локальных рынках нефти, использование подставных фирм, промышленный шпионаж, невиданные до той поры взятки политикам (от обеих партий одновременно). В конце XIX века понятий о сфере PR ещё не существовало, а заботы об имидже пока что мало волновали предпринимателей. Потому даже перешедший все границы дозволенного Рокфеллер смело заявлял тогда: «Общественность не имеет права мешать нашим частным контактам».
В 1909 году правительство США, уже на протяжении восьми лет считавшее Standard Oil и Рокфеллера лично «врагами государства и народа», нанесло компании смертельный удар – решением суда Standard Oil была распущена. Рокфеллеру пришлось создать на её месте 38 независимых компаний (то есть впервые в мировой практике диверсифицировать крупную структуру). Тем самым президент Теодор Рузвельт оказал своему личному врагу неоценимую услугу. К 1917 году состояние Джона Дейвисона Рокфеллера оценивалось в 2,5% от ВВП США (сегодня он владел бы примерно 150 млрд долларов). Мог ли он считать себя побеждённым? Конечно же, нет. Ведь он уже победил главный кризис в своей жизни. А опыт его прохождения положил начало новому принципу построения нефтяной отрасли в США. С тех пор его руководство навсегда перешло к управлению нефтяным бизнесом исключительно через наёмных менеджеров.
 
Упрямый мистер «Вопреки»
Не менее известным в истории развития бизнеса стало и имя автопромышленника Генри Форда. Но вот сводить его личные достижения исключительно к изобретению конвейерного производства было бы ошибкой. Главным, что отличало Форда от остальных в ведении дел, стали его особые принципы, не совпадающие с общими «правилами игры». Форд строил свой бизнес вопреки устоявшимся правилам. Только это давало ему уникальные возможности пережить «великую депрессию» с наименьшими потерями и выйти из неё непобеждённым.
Развивать бизнес исключительно за счёт собственной прибыли – первый постулат финансовой политики Форда. Любые затраты влекут увеличение цены на продукцию, а это снижает продажи и оборот, считал он и практически не пользовался кредитами. Схема финансового планирования велась «наоборот» и выглядела так: количество автомобилей, которые надо продать – определение цен на них – привязка к ценам издержек на производство.
При этом зарплата, по Форду, к затратам не относилась. «Высокая зарплата, к счастью, помогает уменьшить расходы», – говорил он, полагая, что человек только тогда начинает работать по-настоящему, когда видит соответствующую оценку своей работы и не испытывает финансовых затруднений. Принцип, подталкивающий работодателя повышать ставки, а работников – улучшать состояние хозяина производства - сейчас покажется многим абсурдным. Но в Америке начала XX века он не просто работал, а позволял обойти конкурентов! Именно Генри Форд придумал минимальную зарплату, снизил продолжительность рабочего дня и ввёл программу участия рабочих в прибыли.
Форд первым заметил наступление эры потребительского бума и все его отрицательные издержки: «Продавец стал оказывать честь клиенту, исполняя его заказы, а в определённых кругах возобладала тенденция гнать публику к чёрту». Эту самую предкризисную тенденцию Форд справедливо сравнивал с «азартной игрой, редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет». И, надо сказать, в прогнозах своих не ошибся.
Считая производство главной целью, Генри Форд оставлял капитализации второстепенные места. Помощью акционеров не пользовался, а дивиденды выплачивал минимальные. Вдобавок полагал, что акционерами могут быть только люди, занятые в деле. Схема распределения прибыли выглядела так: «Во-первых, предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости; во-вторых, рабочим, при помощи которых создаётся прибыль; в-третьих, до известной степени также и обществу». Последнее, как видим, уже серьёзно отличало фордовскую политику от рокфеллеровской. Остальные принципы по максимуму продолжали работать на устойчивость компании – особенно в годы серьёзных кризисов, периодически сотрясавших экономику могущественных США.
 
Продавец нестандартных подходов
 
Несмотря на трудность в произношении, имя Ли Энтони Якокки становится всё более популярным. Его менеджерская деятельность оценивается как пример одного из лучших специалистов по преодолению локальных кризисов в масштабах крупнейших мировых компаний автомобилестроения.
А начиналась деятельность Ли сразу после окончания Второй мировой в легендарном «Форде» в должности инженера-стажёра. Но техника как таковая интересовала молодого инженера гораздо менее, нежели вопросы маркетинга и сбыта. Переход на должность менеджера по продажам оказался нелёгким и потребовал полной «перековки» себя. Уже в 1953 Якокка – помощник управляющего филадельфийской сбытовой конторой. Слушатели его семинаров знакомятся с новой удивительной книгой – Якокка выпустил справочник «Подбор и обучение продавцов».
1956 год известен в США как кризисный. Спад в экономике приводит к резкому снижению платёжеспособности а, следовательно, и провалу в продажах. На свой страх и риск Ли проводит продажную реформу: 20-процентная предоплата – и автомобиль твой, остаток стоимости выплачивается с рассрочкой в три года. Новый подход увеличил продажи в несколько раз. План Якокки становится частью маркетинговой стратегии всей копании «Форд», а сам он назначается на должность управляющего столичного сбытового округа. Еще через четыре года Ли Яккока в возрасте 36 лет становится вице-президентом компании.
Очередное озарение талантливого менеджера касается стратегического подхода к выпуску новой продукции. Последовательность «сделал новый автомобиль – ищи на него покупателей» безнадёжно устарела! На смену приходит принцип создания автомобиля для целевого потребителя. Первой ласточкой становится проект создания недорогого спортивного автомобиля для молодёжи. Легендарный «Мустанг» побивает все рекорды продаж на рынке, под его расширенное производство приходится дополнительно переоборудовать три завода! Успех приносит Якокке должность президента компании «Форд».
Способности, талант и популярность внезапно приводят к скверному результату. Честолюбивый владелец компании Генри Форд II (внук основателя) в 1978 году увольняет Ли Якокку со всех постов. Через четыре месяца Якокка возглавляет корпорацию «Крайслер». Известно его позднее высказывание о принятом решении: «Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, я бы ни за какие деньги в мире не пошёл туда».
На рубеже 80-х «Крайслер» переживал глубокий внутренний системный кризис. С царившей в компании анархией не могли справиться все 35 независимых вице-президентов (напрашивается аналогия с современным отечественным ВАЗом, где количество «вице» дошло до 34-х). Отсутствие команды и дилетантство отягощались атмосферой бездеятельности и страха. Убытки ежегодно уносили до миллиарда долларов.
Якокка начал с создания сплочённой команды и работы на вовлечение в реформы всех без исключения сотрудников корпорации. Его «кодекс управленца» предусматривал наличие у менеджеров нескольких определённых качеств. Решительность – как умение принимать верные решения, предвидеть последствия и брать на себя ответственность за них. Лидерские навыки для выполнения роли мотиваторов. Инициативность – стремление сделать большее, чем от тебя требуют. И умение общаться, чтобы настраивать и вдохновлять людей на труд.
Следующим шагом стала работа по созданию действительно стоящих моделей и обеспечения гарантий качества. Третья задача касалась грамотного продвижения товара на рынке. В итоге рождаются принципиально новые продукты – «Крайслер» выпускает модель «К» и свой первый мини-фургон «Т-115». Их продажи приносят компании огромные прибыли, а самому Ли Якокке славу поистине гениального менеджера. О решительных действиях Ли на посту главы «Крайслера» сказано, что он «буквально вытянул за волосы с того света крупнейшую автомобильную компанию». На вопросы о том, как добиваться таких успехов, Якокка отвечал: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь. Но затем, ради Бога, делай что-нибудь!»
 
Подготовил Сергей Волков
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко