-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 14.04.2009

Борьба за доходность

 
Сегодня, когда практически все услуги связи стали не просто общедоступной, а неотъемлемой частью потребительской корзины, телекоммуникационные компании вынуждены бороться не только за привлечение новых и лояльность старых абонентов, но и за сохранение существующего уровня доходности.
Средняя выручка на одного пользователя (ARPU) имеет тенденцию к снижению, и это отмечают интернет-провайдеры. Последние два года они активно строили сети, конкуренция между ними обострялась, что вело к снижению цен и, соответственно, доходности (подробнее см. «Авант-ПАРТНЕР» №7). Сегодня в связи с ростом издержек и инфляцией это падение, по оценкам экспертов, составило около 20% за прошлый год. На рынке сотовой связи дела обстоят лишь немногим лучше.
Сотовые операторы, работающие в Кузбассе, данные по ARPU не раскрывают, называя их «коммерческой тайной». Но оценить этот показатель в среднем по отрасли вполне возможно. В 2008 году он составил в Кузбассе около 233 рублей в год (на 3 млн абонентов все мобильные операторы региона выручили 8,4 млрд рублей) при среднероссийском показателе – около 310 рублей. В 2007 году ARPU в Кузбассе был примерно 260 рублей, а общероссийский показатель – около 280 рублей. Таким образом, общероссийской была тенденция роста этого показателя, в то время как в Кемеровской области он снизился. Очевидно, что причина этого в высокой конкуренции, ведь на кузбасском рынке работает шесть мобильных операторов, в то время как в остальных российских регионах их редко больше трёх.
Ещё в ноябре прошлого года большинство операторов отметили снижение потребления услуг сотовой связи примерно на 7-10%. Затем объём потребления стал восстанавливаться. Но небольшое падение всё же произошло. Основная причина – сокращение корпоративного сегмента. Большинство крупных клиентов сотовых операторов либо снизили сумму лимита на мобильную связь своим сотрудникам, либо вообще отменили корпоративные тарифы. В итоге многие корпоративные абоненты «мигрировали» в частных пользователей и стали тратить на связь меньше, т.к. за неё люди теперь должны расплачиваться из «своего кармана». Естественно, что большее снижение доходности произошло у тех компаний, которые имели значительную долю на корпоративном рынке.
При этом никто из операторов не сообщает о каком-то заметном сокращении выручки. Станислав Сарычев, коммерческий директор МТС в Кемеровской области, отмечает небольшое снижение уровня доходов, что можно объяснить как сезонным фактором, так и общим снижением деловой и потребительской активности в стране. По оценке Вадима Севастьянова, директора Кузбасского отделения ЗАО «Мобиком-Новосибирск» (Мегафон), значимого снижения ARPU в рублёвом исчислении не наблюдается, «напротив, по сравнению с 2008 годом ARPU на активного абонента даже несколько увеличился за счёт роста объёмов потребления, как голосового трафика, так и дополнительных услуг». Он также отметил «фиксацию объёмов потребления со стороны корпоративных клиентов», отсутствие в итоге «положительного тренда и постоянный объём потребления». На средней выручке на одного абонента компании всё это «существенно не сказалось».
Другой тренд, который отмечают операторы, – это рост так называемого рационального потребления, когда абоненты активней используют sim-карты нескольких операторов, чтобы получать внутрисетевые скидки на звонки, т.е. для общения с абонентами Билайн используют sim-карту этого оператора, с абонентами МТС – его «симку» и т.д. В общем, потребление услуг связи не снижается, но звонящему они обходятся дешевле. Стало чуть меньше и межсетевых разговоров.
Надежда третьего поколения
Рост доли дополнительных услуг (у ряда операторов эти показатели достигли от 15 до 23% в общей структуре доходов) пока помогает сотовым операторам сохранять, а иногда и наращивать ARPU даже в нынешней непростой ситуации. «На сегодняшний момент активно развивается рынок дополнительных услуг, соответственно, увеличивается и доход от них. В частности, потребитель всё более активно использует мобильный Интернет. Данная тенденция обусловлена тем, что эти услуги становятся более доступными. Кроме того, на рынке появляются новые высокотехнологичные аппараты, позволяющие удобно и быстро использовать мобильный Интернет», – отмечает Николай Каплин, директор Кемеровского филиала ОАО «ВымпелКом». 
Особо сотовые компании рассчитывают на возможности сетей третьего поколения. На текущий момент помимо сетей EV-DO оператора Скай Линк – Кузбасс – ЗАО «Кузбасская сотовая связь», услуги связи 3G запустил в регионе «Билайн». Сейчас сеть нового поколения этой компании покрывает примерно 60% площади Кемерова и 40% Новокузнецка. У «Мегафона» пока работает только опытная зона в офисе компании, а МТС планирует запуск сети 3G во втором полугодии 2009 года.
В Новосибирске, по данным компании МТС, запуск сети 3G увеличил трафик оператора в несколько раз. При этом возможности сети нового поколения не только стимулируют постоянных абонентов компании потреблять больше, но и привлекают новых пользователей. Фактически же 3G открывает новый рынок для операторов, на котором они могут конкурировать с интернет-провайдерами. И, судя по высокому спросу на USB-модемы, конкуренция с традиционными провайдерами может быть вполне успешной.
По мнению представителя одной сотовой компании, в будущем сеть третьего поколения должна «вытянуть» сотовые компании.
Точечное повышение
Влияние кризиса ставит операторов перед непростым выбором. С одной стороны они, безусловно, чувствуют рост издержек. По словам Валерия Игнатьева, регионального управляющего директора TELE2 – Кемерово, повысились расходы на аренду площадей под технологическое оборудование, затраты на импортное оборудование и т.д. С другой стороны, операторам нужно удерживать приемлемые для потребителей цены в условиях жёсткой конкуренции. Сейчас, как заметил один эксперт, если бездумно начать поднимать цены, упадёт потребление, и результата операторы не получат. Поэтому все компании мобильной связи заявляют, что не намерены повышать цены.
«В настоящее время повышение тарифов не входит в планы компании, – утверждает Вадим Севастьянов, – но всё будет зависеть от ситуации в стране и мире. Компания ориентирована на рост доходности, но намерена этого достигать, прежде всего, за счёт роста объёмов потребления со стороны абонентов и предложения абонентам новых услуг, а не за счёт роста цен». Валерий Игнатьев говорит, что проблему роста издержек компания будет решать за счёт более грамотного менеджмента, а не за счёт абонентов. Не планируют пока операторы и возвращения к долларовым тарифам.
Между тем, «точечное» повышение цен всё-таки произошло. Например, операторы «большой тройки» подняли цены на международный роуминг в среднем на 20-25% в связи с колебанием курса. При этом МТС, повысив цены на роуминг в менее популярные туристические страны, снизил стоимость этой услуги на более популярных направлениях. Такое повышение цен коснулось и ряда услуг, которые раньше были бесплатны для абонента, а также и по ряду направлений по России. Стараясь компенсировать это повышение, операторы предлагают альтернативу – более дешёвые тарифы, ориентированные на определённый профиль потребления. И если правильно подобрать тарифный план, считают специалисты сотовых компаний, то увеличения расходов на связь можно и не почувствовать. Что опять приведёт к сокращению доходности.
Ольга Лебедева

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко