-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 28.04.2009

Новатор

 
Александр Петряков, книга «Михаил Шемякин. Зазеркалье Мастера»
Работы художника Михаила Шемякина не взяли на выставку «Россия», которую 14 сентября 2005 года открывал в нью-йоркском музее Гугенхайма Владимир Путин и на которой представляли русское искусство за 800 лет – от икон XII века до наших современников. С этого конфликтного узла завязывается жизнеописание Шемякина, исполненное санкт-петербургским писателем, художником и искусствоведом Александром Петряковым в книге «Михаил Шемякин. Зазеркалье Мастера», выпущенное московским издательством «ОЛМА Медиа Групп».
Почему отвергли? «Неважный художник», – объяснила Екатерина Дёготь в «Коммерсанте». Галерист Марат Гельман добавляет, что Шемякин, дескать, известен лишь как «герой питерского диссидентства», салонный художник, каких в мире превеликое множество.
Неконкурентоспособен?.. «Да ведь это враньё, провокационная ложь», – таково восклицание писателя-биографа в подробной и временами эмоциональной работе.
В доказательство значительности творчества Шемякина автор первой в России книги о нём – живописце, графике, скульпторе, постановщике спектаклей, авторе либретто, художнике декораций и костюмов, ещё и исследователе мирового искусства – приводит привычное: шемякинские работы находятся в крупнейших музеях мира от США до России. Он, к тому же, лауреат самых престижных конкурсов и художественных премий, имеет кучу разнообразных наград и орденов, доктор 5 университетов, его скульптуры стоят в Петербурге, Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Венеции и многих иных местах. «Его вклад в современное искусство – велик», – припечатывает автор труда.
А что вы хотели от апологетического сочинения о жизни и творчестве живого персонажа, который варится в бурлящем котле тотального художественного эксперимента? Он вообще-то немножко «сумасшедший», а, может, и не немножко, впрочем, как и многие из настоящих творцов. Потому, наверное, так убедителен в его работах кошмар действительности. Особенно выпукло это проявилось в работах 60-х годов, в которых не воспевалась красота и радость, наоборот, изображались гниющая плоть, дикари и умалишенные. Творец замечательно отразил свои мысли и чувства в своих произведениях: человечество двигается к самоуничтожению, наступают зло, темнота, небытие, общество обезумело. Впрочем, ещё Ницше пророчествовал: «Самые прекрасные цветы культуры – это сублимированные «продукты зверства и жестокости». В полном соответствии с этим тезисом наш художник шокирует, погружает в ужас, пробуждает подсознательные страхи.
В то же время внутреннее пространство работ Шемякина – это волшебный мир трансформаций и иллюзий. Совсем не случайно длится цикл его работ «Трансформации».  
Шемякин имеет великолепную школу, скрупулезно изучает историю искусства. Он философ не только по жизни, но и в искусстве. Когда специалисты начинают рассуждать о чужих влияниях и истоках шемякинского творчества, они приплетают к своим аргументам всю насыщенную палитру мирового искусства, от первобытного, античного до авангарда.
Вот, к примеру, у Шемякина очень много о смерти. Но, как все знают, человек – единственное живое существо, которое сознает свою конечность, обречённость, его мучает и терзает это знание о своей смертности. Одно из противоядий – сублимация этих страхов в искусстве (страх, как психологическая и эстетическая «смазка»), что блестяще доказывает художник своими работами. 
Он универсален, сразу и романтик, и позитивист, у него «универсально-аналитический ум», как сказал в свое время писатель Алданов о Льве Толстом, последний – один из любимых исторических, литературных и философских персонажей Шемякина.
С точки зрения техники, работы художника – новаторские, ярко самобытные. Они, по мнению автора исследования, превосходны, потому и являются одними из выдающихся произведений искусства современности. При этом их содержание мифологично, их истоком является классическое искусство разных веков – от античности до XXI века.
Мастерство Шемякина – бесспорное, мышление – слишком сложное, предпочтения – странные, философия в искусстве – новаторская. Художник смешивает религию, магию и мифологию, перенося бессознательное, подавленное в сферу искусства. А ведь те же генетические расшифровки (наука никогда не останавливалась ни перед одним из соблазнов) приведут к созданию таких существ, в том числе и разумных, от которых кровь мгновенно зацементируется в жилах. Шемякинское искусство предупреждает о таких жутких перспективах.
Он много размышляет о будущем искусства, публикует свои мысли на доступном даже неспециалисту языке. Куда пойдет изобразительное искусство? К возрождению традиционной формы на новом витке или в шарлатанство, когда произведением искусства объявляют горшок с дерьмом?..
Шемякин называет себя основоположником художественного течения – «метафизический синтетизм» (манифест направления опубликован в приложениях к книге), видит будущее искусства в синтезе различных форм традиционного искусства – архитектуры, скульптуры и живописи. При этом плоскостные изображения, согласно Шемякину, к сожалению, исчезают и могут возродиться, может быть, в компьютерных и фотографических техниках.
Художник мечтает о мощных и прекрасных «возрожденческих формах». А, может, этого и не произойдёт из-за крепчающего художественного абсурда, кто знает?..
…На заре перестройки мне посчастливилось приобрести две книги, иллюстратором которых значился Михаил Шемякин: нью-йоркские издания на русском языке стихов Высоцкого (о дружбе поэта и художника сегодня известно, пожалуй, всем) и «Звери св. Антония» Дмитрия Бобышева. Обильная графика в этих большеформатных поэтических сборниках ошеломляла. Таких рисунков с такой мощной энергетикой и воображением мне до того видеть не доводилось. Вообще-то шлюзы тогда уже приоткрылись, но многое ещё не успело прийти в Россию – эмигранта Шемякина во всём творческом объёме узнали чуть позднее.
Сегодня это имя широко известно. У его скульптур вытертые до блеска жаждущими неофитами отдельные места – мифы рождаются на лету и быстро подхватываются. Множество фотографий в книге позволяют увидеть облик художника в непременных сапогах, галифе и с кепарём на голове. Фото скульптур в книге позволяют оценить его как замечательного ваятеля. А какие яркие эскизы декораций и балетных костюмов! Ну, и конечно, много изобразительных работ самых разных периодов творчества и разных циклов.
Самое главное, Шемякин уже при жизни – мифологизированный человек. А это, пожалуй, одно из главных условий того, что творец останется в истории искусства и вообще в истории.
Впрочем, читателю легко убедиться в вышесказанном, прочитав увесистую книгу Петрякова «Михаил Шемякин. Зазеркалье Мастера», вышедшую в течение года вторым, исправленным изданием. К тому же автор обещает ещё и том «Разговоров с Шемякиным».
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко