-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку
[10 апреля] Россияне предпочли восстановленные iPhone другим брендам
[9 апреля] Цифровой портрет туриста: МегаФон проанализировал посетителей горнолыжных склонов Сибири


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 12.05.2009

Закон для проверяющих

 
1 мая вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По этому поводу представители федеральных структур госконтроля в Кемеровской области 7 мая пришли в Кузбасскую торгово-промышленную палату на деловую встречу с предпринимателями Кузбасса.
Первое слово на деловой встрече было дано представителю облпрокуратуры Евгению Трушину, начальнику отдела по надзору за исполнением регионального законодательства в сфере экономики. Такое «первенство» понятно и оправданно, ведь именно на органы прокуратуры вновь принятый Федеральный закон возлагает главные планово-организационные и контролирующие функции в области защиты прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей. И именно с новых функций, предоставленных прокуратуре, он и начал своё выступление. Одной из них является формирование ежегодных планов проведения плановых проверок с учётом положений нового закона. Основанием для включения в эти планы какого-либо субъекта предпринимательства (будь то физическое или юридическое лицо) теперь становится истечение трёх лет с момента, определяемого в законе тремя критериями: государственной регистрацией, окончанием последней плановой проверки или же уведомлением исполнительной власти о начале осуществления предпринимательской деятельности (по отдельным видам услуг).
При этом закон уже в первой своей главе, регламентирующей сферу его применения, даёт перечь отдельных видов проверок, к которым положения настоящего закона не применяются, их порядок установлен другими федеральными законами.
Наряду с плановыми проверками Федеральный закон определяет также порядок организации проверок внеплановых. Основания для их проведения изложены в пункте 2 статьи 10, и, практически предусматриваю только два вероятных повода. Одним из них является истечение срока предписания об устранении ранее выявленного нарушения, что никаким толкованиям не подлежит. Второе же основание, напротив, может толковаться довольно широко. Оно говорит о поступлении в органы госконтроля обращений и заявлений (как от физических, так и от юридических лиц) с информацией о ряде «тревожных» фактах. К ним закон относит угрозы (или причинение вреда) жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Здесь же упомянуты нарушения прав потребителей – но только в случаях обращения граждан, права которых нарушены.
Евгений Трушин обратил внимание на то, что некоторые критерии таких фактов, изложенных в законе, носят «оценочный характер», а потому органам прокуратуры, видимо, придётся определять «весомость» этих оснований для проверки в каждом конкретном случае.
Новый закон, определяя порядок проведения внеплановых проверок, вводит принципиально новое понятие «документальной проверки», которая в отличие от «выездной» заключается лишь в предоставлении контролирующему органу необходимых документов, которые рассматриваются в тот же день. Любые внеплановые проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей проводятся органами государственного контроля только после их согласования в органе прокуратуры по месту деятельности проверяемых. Для такого согласования существует специальная типовая форма заявления, утверждённая Минэкономразвития.
В обязанности органов прокуратуры, как заявил её представитель, будет входить не только формирование планов очередных проверок и согласование внеочередных, но и учёт всех проведённых с постоянным оперативным контролем за их обоснованностью. Такие проверки действий органов госконтроля прокуратура обязана проводить и по заявлениям предпринимателей. При этом Евгений Трушин попросил обратить внимание на то, что, несмотря на вступление в силу Закона 294-ФЗ с 1 мая текущего года, функции по формированию сводных планов проверок возложены на прокуратуру только с 1 января 2010 года.
Говоря о том, какие обстоятельства будут затруднять толкование положений нового закона в ходе правоприменительной практики, Евгений Трушин отметил отсутствующее до сих пор юридическое определение для предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня сферу малого бизнеса выделяют по трём разным критериям: суммарной доли в уставном капитале, среднесписочной численности работников, размеру выручки или балансовой стоимости активов. Для большинства контролирующих органов эти данные являются закрытыми, а «специальных удостоверений» о том, что их предприятие относится к сфере малого бизнеса, предприниматели не имеют. Полнотой необходимых сведений обладают лишь налоговые органы. Это обстоятельство вроде бы даёт им основание официально классифицировать предприятия. Однако законодательного решения об этом нет, а есть, напротив, сомнения: можно ли возлагать такие функции на контрольный орган?
Приглашённые на встречу с предпринимателями представители различных органов госконтроля высказали своё мнение как о законе в целом, так и об отдельных аспектах его применения относительно их сферы деятельности.
Заместитель начальника центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнением административного законодательства ГУВД Кемеровской области Алексей Дворников охарактеризовал закон как «очень своевременный». «Многочисленные контролирующие органы сейчас проверяют малые предприятия, фактически не давая им работать, – сказал он. – Поэтому закон 294-ФЗ – благо для малого бизнеса, хотя некоторые юридические пробелы в нём придётся ещё в дальнейшем заполнять».
Начальник Управления государственного пожарного надзора МЧС по Кемеровской области Александр Титов познакомил собравшихся с регламентом проверок противопожарного состояния предприятий: предупреждения о плановых проверках службы пожарного надзора будут осуществляться за трое суток, о внеплановых – за три часа.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Кемеровской области Анатолий Лобанчук привёл статистику своего ведомства: доля внеплановых проверок ранее составляла 27-28%. Причём до 80% из них проводились по поводу исполнения ранее выданных предписаний, и только 20% – по жалобам. Прогнозов о том, что количество проверок может вырасти, пока нет. Кроме того закон будет вырабатывать новую практику, направленную на их снижение.
Об особенностях и сроках вступления в силу отдельных положений закона рассказал начальник юридического отдела Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Андрей Воротилкин. В сферу контроля органов Ростехнадзора входят горный, промышленный, строительный, энергетический, отчасти экологический надзор. С начала мая изменился лишь порядок в отношении энергетического надзора. Остальные виды – ввиду повышенной опасности работы предприятий отраслей – до 1 января 2010 года будут пока контролироваться по-прежнему. За это время будут установлены обоснованные сроки контроля в соответствии с частью 4 статьи 1 закона 294-ФЗ.
Большое внимание привлекло выступление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции по Кемеровской области Марины Латышевой, добавившей свою «ложку дёгтя в общую бочку мёда». Закон, защищающий предпринимателей, не освобождает последних от ответственности за выполнение положений Трудового кодекса. Волна жалоб и заявлений от граждан растёт, и каждое такое обращение было и остаётся поводом для внезапной проверки. Назначение проверки лишается оснований лишь при анонимном обращении в инспекцию.
Заместитель руководителя Управления ФАС по Кемеровской области Клавдия Симакова «призналась» предпринимателям, что сфера малого бизнеса практически не подпадает под контроль антимонопольной службы. Наоборот, чаще всего проводятся проверки поставщиков электроэнергии, воды, газа по заявлениям малых предприятий. В настоящее время служба ведёт согласование своих регламентов с другими контролирующими органами, изменения в части действия которых произойдут в начале следующего года.
Сергей Волков
 

Рубрики:

Деловые новости

[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко