-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 12.05.2009

Гарантии и риск

 
Наталья Наумова.президент Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области
О том, как складываются отношения Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области с банками и какие барьеры встречаются на пути реализации кредитно-гарантийной программы, мы беседуем с президентом фонда Натальей НАУМОВОЙ.
 
– Наталья Юрьевна, преимущества новой кредитно-гарантийной программы для предпринимателей очевидны: расширяется перечень видов деятельности, под кредитование которых можно получить госгарантию, увеличивается размер поручительства. Поскольку кредитование для бизнеса становится доступнее, банки получают больше клиентов. А есть какие-нибудь ещё механизмы, стимулирующие их интерес к участию в этой программе?
 – Да, есть. Под каждый кредитный договор мы открывали в банке депозит на сумму поручительства Фонда, уменьшенную на размер мультипликатора. Ранее мультипликатор был равен пяти, поэтому сумма депозита была меньше объема поручительства в 5 раз. Соответственно, у банков всегда возникал вопрос: «К примеру, по кредиту в 50 млн рублей, где объём поручительства составляет 25 млн рублей, возникнет дебиторская задолженность, а у вас на счету только 5 млн рублей, где вы остальные денежные средства возьмёте?!» Деньги у нас до 2009 года были только оборотные, поэтому нужно было дождаться, пока предприниматели их вернут по договорам займа, а потом уже возмещать банкам. Наверное, поэтому банки неохотно шли на участие в нашей программе. Более того, у них самих было много программ, рассчитанных на кредитование бизнеса. К примеру, беззалоговое кредитование. Сейчас многие программы сворачиваются. И дело не только в повышенных рисках, но и в дефиците финансовых ресурсов: из банков произошёл большой отток средств.
Поэтому они крайне заинтересованы в привлечении депозитных средств, чтобы пустить их в оборот. Не случайно так возросли ставки по депозитным договорам как для физических, так и для юридических лиц. По новой программе мы используем уже не оборотные средства, а средства гарантийного фонда. В 2009 году они составят 95 млн рублей, то есть эту сумму мы разместим в течение года на депозитах банков. Более того, размер мультипликатора снижен в 2 раза – до 2,2. Это позволит выдать поручительства Фонда в объёме 209 млн рублей.
– Но Вы сами отмечаете, что подписания соглашений с банками затягиваются. Не связано ли это с трудностями процедуры получения средств банками в случае дефолта заёмщика?
– Действительно, все банки хотят видеть в договоре солидарную ответственность, то есть, чтобы банк при возникновении проблем мог одновременно предъявить требования и к неплательщику, и к государственному фонду. У нас по программе предполагается субсидиарная ответственность: только после того, как банк отработает с предпринимателем и взыщет с него всё, что возможно, на остаток задолженность мы выдаём свою гарантию. Понятно, что банки до последнего настаивают на лучших для себя условиях, пытаются насколько возможно снизить риски, это и затягивает процесс. К примеру, с банком ВТБ-24 у нас по этой причине всё ещё идут переговоры. Пожалуй, это один из самых активных банков: у него самый большой кредитный портфель, самый крупный отдел по кредитованию малого бизнеса. Мы понимаем, что самое большое количество предпринимателей могло бы «идти» к нам из этого банка, поэтому мы очень хотим с ним работать.
С теми банками, с которыми мы уже подписали соглашения, у нас субсидиарная ответственность. Если была бы солидарная, банк вообще не нёс бы никаких рисков, а это неправильно: в этом случае возможны злоупотребления со стороны банков. Субсидиарная ответственность, на наш взгляд, распределяет эти риски между предпринимателем, банком и фондом. К примеру, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, который является пионером в этом деле, разработал программу, предполагающую именно субсидиарную ответственность.
 – Программа предоставления госгарантий реализуется фондом с 2006 года. Много ли за это время было случаев, когда заёмщики не справлялись со своими обязательствами и банки взыскивали средства с фонда?
– У нас такой случай всего один. Причём он достаточно спорный: предпринимателем были предоставлены в банк недостоверные документы при получении кредита. Мы совместно с банком будем возбуждать уголовное дело. Одно дело, если предприниматель несёт предпринимательский риск, ему не заплатили за оказанные услуги или поставленную продукцию. В этом случае мы готовы платить. Другое дело, когда налицо факт мошенничества. По остальным договорам претензий по выплатам со стороны банков к заёмщикам нет. Мы этой информацией владеем, поскольку банки обязаны в случае возникновения задолженности сообщать нам в течение двух недель.
Из всех договоров поручительства, которые мы с 2006 года заключили, только 2 договора закрылись. Остальные пока продолжают действовать.
– В настоящее время многие кредитные кооперативы, в том числе и в нашем регионе, не справляются со своими обязательствами, против их основателей возбуждаются уголовные дела, вкладчики не могут получить свои средства. Между тем, ваша программа предполагает получение госгарантий и такими организациями. Нет ли в этом противоречия?
Действительно, мы можем выдать гарантии как субъекту малого предпринимательства, так и микрофинансовой организации: это фонды поддержки предпринимательства и кредитно-потребительские кооперативы. Как структура, кооперативы не переходят дорогу ни банкам, ни фондам. У них своя схема кредитования. Те клиенты, которые не смогли получить льготную государственную поддержку, идут в банк. Кто не смог получить кредит в банке – идут в кооперативы. Я понимаю, это можно назвать финансовой пирамидой, но на сегодняшний день это единственная структура, которая выдаёт деньги (пусть и под высокий процент) тем, кому отказали везде. Среди их клиентов преобладают именно те, кому везде отказали в кредитах. Поэтому кооперативы несут высокие риски, поэтому у них такие высокие ставки. Если бы экономическая ситуация в стране и в мире была стабильной, они продолжали бы работать. Но поскольку начался отток вкладов, они начали рушиться. При предоставлении госгарантий мы тщательно анализируем финансовое состояние организации. Например, к нам обращался за кредитом кооператив «Дело», у них низкий процент задолженности.
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко