-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 23.06.2009

Да, здравствует «1380-й типовой» или с новым 1999 годом!

Владимир Киселёв, профессор Кемеровского института РГТЭУ, доктор технических наук
Доклад (вполне претендующий на статус новой научной работы) профессора Кемеровского института РГТЭУ, доктора технических наук Владимира Киселёва «Межличностные маркетинговые коммуникации в период кризиса», вынесенный в виде своеобразного мастер-класса во время проходившего в конце мая в Кемерове бизнес-форума, привлёк внимание многих специалистов по маркетингу и рекламе. И не только местных. Несколько ранее он уже был предъявлен бизнес-сообществу Новосибирска, а чуть позже автор вылетел в Москву – знакомить со своими разработками столичную маркетинговую аудиторию.
Свою работу (заметим, что она имеет преимущественное отношение к сфере ритейла) сам профессор Киселёв делит на две основные части: исследование реакции бизнес-структур на вступившие в действие кризисные системы, и далее – непосредственные рекомендации или конкретные методы выстраивания маркетинговых стратегий в новых условиях. Сегодня мы коснёмся первой части – в том виде, как она прозвучала в форме презентации.
 
С точки зрения Владимира Киселёва многократные повторения «Кризис! Кризис! Кризис!» как минимум не полезны. А чрезмерность использования этой мантры и вовсе может нанести реальный вред, превратив её во вполне действенное заклинание. Тогда кризис имеет все шансы действительно начаться, ибо разруха (по словам знаменитого персонажа Булгакова профессора Преображенского), как и любой хаос, прежде всего – у нас в головах. А если сделать попытку по-новому взглянуть на текущую ситуацию, достаточно быстро можно обнаружить старую истину: современный кризис – всего лишь очередной рядовой экономический процесс, адекватный рыночной экономике в целом и периодичному развитию рыночных отношений в частности. Экономическая теория всегда приучала нас к тому, что все процессы имеют тенденцию повторяться. Но подробнее об этом – чуть позже.
 
Купят всё дешёвое и нужное
Новый 2009 год уже приобрёл (в сфере потребительского рынка) чёткие, вполне различимые тенденции. Очевидно, что предыдущий 2008-й стал последним пиком потребительского бума в нашей стране. Дальнейшее падение спроса в первую очередь ожидается в сегменте дорогих товаров. Сокращаются расходы граждан и на покупку продовольствия (в столице это сокращение оценивается в 10-20%). Рост цен на разные продуктовые группы не равнозначен. Более дорогое мясо выросло в цене на 0,4%, а менее дорогие куры – на 1%. Молочные товары прибавили в денежном выражении 0,9%, фрукты – 1,4%, а овощи – 2,5%. Жителям городов, аналогичных Кемерову (с населением от 500 тыс. до 1 млн человек) пришлось увеличить свои траты на 15,8%. Последний показатель вполне соответствует уровню инфляции, из чего можно сделать вывод о том, что реальная покупательская способность не снижается.
Тенденции дают повод строить дальнейшие прогнозы на 2009 год. Согласно опросу ACNielsen около 73% респондентов заявило о более экономном подходе к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса. Сильнее всего кризис ударит по формату супермаркетов (особенно российских, чьи хозяева в большинстве своём так и не смогли разобраться в особенностях этого формата) – неизбежен отток покупателей в гипермаркеты и дискаунтеры.
Тем не менее, прирост объёма продаж будет, просто он снизиться по сравнению с прошлыми годами. По прогнозам «Ренессанс Капитала» объём рынка розничной торговли даст в этом году рост объёма продаж на 11,4% (это чуть ниже уровня 2002 года, но несколько выше уровня 2000-го). Сегмент продуктовой розницы прирастёт на 16,5%, тогда как непродовольственная розница прибавит лишь 7,5%. Розничные сети столкнутся с необходимостью проведения оптимизации ассортимента и сокращения товарных артикулов. Со стороны потребителей покупки товаров, не относящихся к категории первой необходимости, будут откладываться на более благополучные времена. Когда кризис отступит…
 
Чем Путин лучше Черномырдина
Наступивший финансовый кризис, по мнению Владимира Киселёва, несмотря на его мировую глобальность, для нашей страны во многом схож с предыдущим кризисом 1998-99 годов. Вспомним кратко его итоги.
Средняя заработная плата снизилась со 168 долларов до 72 долларов. Ежемесячная инфляция выросла с 1 до 7%. Курс доллара увеличился с 6 до 17,5 рублей. Ниже прожиточного уровня стали жить 42 миллиона человек (вместо 33 миллионов до августа 1998 года).
А теперь от итогов обратимся к причинам наступления кризиса десятилетней давности. Главных причин четыре. Влияние на экономику России «Азиатского кризиса», охватившего пять стран Юго-Восточной Азии с прибавлением к нему национальных кризисов в Польше и Чехии. Резкое падение (на 30%) цен на нефть. Слабость и непоследовательность действий тогдашнего правительства России во главе с Виктором Черномырдиным. Крупномасштабная экспансия кредитования коммерческих банков Центральным банком РФ.
Похоже? Как минимум, по трём пунктам практически полная аналогия. Исключение составляет лишь деятельность правительства. В нынешней ситуации оно повело себя более чем предусмотрительно: так называемая «подушка Путина», как результат волевого решения о перечислении 20% от ВВП в стабилизационный фонд, прекрасно демпфировала удары по экономике страны. И здесь нелишне вспомнить о том, что высокая академическая наука подобное решение не одобряла, но правительство, видимо, больше поверило советам собственных внутренних консультантов. И не ошиблось. Другим примером разумной предусмотрительности стало «опоздание» вступления России в ВТО – случись оно годом раньше, последствия для экономики страны стали бы гораздо более плачевными. В этом главное сегодняшнее отличие кризисной ситуации от прошлой. Позитивные сдвиги уже есть, а значит, правильно выбранные стратегии смогут повлиять и на продолжительность кризиса – даже в отдельно взятой стране.
 
Кризис как поворотный пункт
Как выясняется, история экономического развития человечества настолько богата примерами того, что мы сегодня определяем понятием «кризис», что современные исследователи этих вопросов приводят разные данные. Одни, к примеру, говорят, что кризисы посещали наше общество 1234 раза, следовательно, нынешний – 1325-й. Другие идут ещё дальше и готовы «поздравить» всех нас с 1380-м кризисом. Но, так или иначе, а приходится признать, что на веку чуть ли не каждого поколения их, мягко говоря, хватало. И были они разными…
Светила экономических наук кризисы изучили, подробно описали и классифицировали по масштабам и периодичности в соответствии с собственными теориями. «Малые инновационные кризисные волны» по Китчину – Г. Меншу регулярно повторяются каждые 3-4 года. «Средние кризисы», описанные К. Жугларом и К. Марксом, происходят каждые 9-11 лет. «Большие кризисы», согласно теории С. Кузнеца, случаются через 20 лет. И, наконец, «длинные циклы», исследованные Н. Кондратьевым, отделяются друг от друга периодами в 45-55 лет. Так что же происходит сейчас? Скорее всего, малый цикл экономической динамики Китчина – Менша (2008-2012 гг.) наложен на повышающуюся волну длинного цикла Кондратьева (1993-2040 гг.)
Следуя моделям, построенным на этой основе, вполне можно полагать, что нынешний финансово-экономический кризис должен достичь своей нижней точки (или «дна», как её ещё называют) к маю 2010 года, после чего рецессия остановится и сменится приростом ВВП. Таким образом, очередной кризис станет поворотным пунктом к новому витку экономического развития. Владимир Киселёв уверен, что «эти прогнозы весьма реалистичны, хотя не имеют пока всеобщего признания». Напротив, многие стремятся нагреть руки на прогнозах самого пессимистического плана. Так, например, Джордж Сорос без устали повторяет, что всем будет очень плохо… и даже гораздо хуже, а продлиться это «плохо» и «хуже» чрезвычайно долго… К сожалению, пропагандировать худшие сценарии развития ситуации и широко тиражировать их склонны – непонятно из каких соображений – многие отечественные СМИ.
 
Для чего нам нужен кризис
Во время прохождения каждого очередного кризиса на его фазах создаются предпосылки для перехода к новым технологиям, к освоению инноваций. Достаточно вспомнить только то, что прохождение Россией прошлого кризиса 1998-99 гг. принесло стране вхождение в сеть интернета и переход к массовому пользованию сотовой связью. И то и другое вряд ли бы произошло так быстро и масштабно в более комфортных экономических условиях.
Что может дать нам в самом ближайшем будущем нынешняя кризисная ситуация? Для сферы средств массовой информации в целом – абсолютный перевес в сторону электронных СМИ и торжество новых технологий. Для электронных СМИ – стремительный рост социальных сетей. Привычная нам реклама значительно утратит своё влияние. Уже сегодня в нашей стране прямые рекламные технологии занимают 40% общего объёма рекламы, 60% принадлежит косвенным формам продвижения продукта. Но на Западе это соотношение уже колеблется от 30/70 до 10/90. Естественно, что такой путь ожидает и российский рекламный рынок.
Вместо рекламы на первое место выйдет маркетинг, а победителями на потребительском рынке станут компании, применяющие прогрессивные маркентингоориентированные технологии.
Усилится стремление к товарообороту с использованием электронных каналов торговли. Это естественно, ведь продажи через интернет сводят издержки продавца к абсолютному минимуму. На этом фоне представителям классических форм торговли придётся привлекать покупателя не столько качеством, ценой или ассортиментом, сколько разного рода сопутствующими процессу покупок «играми» – всем тем, что входит в современное понятие увлекательного шопинга.
Вот далеко не полный перечень тех перемен, которые способно внести в нашу жизнь явление с пугающим названием «кризис». На самом деле это – новый хороший шанс выйти из ситуации обновлёнными. Такая перспектива у нас есть. Ведь недаром глава американской разведки М. Макконел отметил в своём докладе, с которым он выступил перед Сенатом США, что по объёму ВВП Россия к 2025 году может «…приблизиться к Великобритании или Франции…» А почему и не к самим США, спросим мы!?
Сергей Волков
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко