-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 23.06.2009

Продать дело

 
Михаил Батырев, начальник департамента коммерческой недвижимости Кузбасской торгово-промышленной палаты Анна Сергеенкова, начальник отдела оценки государственного учреждения «Региональный центр по ценообразованию в строительстве»
По мнению Михаила Батырева,
желающих приобрести готовый
бизнес немного
Анна Сергеенкова:
«Потенциальные покупатели
склонны откладывать принятие
решений о покупке, ожидая, что
цены опустятся ещё ниже»
 
Кризисные явления в экономике, с разной степенью драматизма отразившиеся на разных рынках, привели часть предпринимателей к выводу о невозможности продолжать свой бизнес. При этом совсем необязательно, что бизнес прекращает своё существование. Доказательством тому служит увеличение количества предложений на рынке готового бизнеса.
 
Что есть что
Впрочем, рынком это назвать сложно. В регионе только начинают появляться профессиональные участники. Нередко продажей бизнеса занимаются отделы коммерческой недвижимости риэлтерских агентств. Однако стоит помнить, что профессиональными продавцами готового бизнеса они не являются, их усилия обычно сконцентрированы на продаже помещения – по сути, лишь одним из материальных активов компании. Прочие составляющие бизнеса в таком случае выступают лишь как «довесок» к недвижимости. По мнению Михаила Батырева, начальника департамента коммерческой недвижимости Кузбасской торгово-промышленной палаты, желающих приобрести именно бизнес немного: «Обычно покупателей интересует коммерческая недвижимость. Продавец же, стремясь получить наибольшую прибыль, пытается навязать свой бизнес в довесок».
Впрочем, если не удаётся найти покупателя, желающего приобрести бизнес в комплексе, продавцы обычно готовы продавать свои материальные активы разрозненно.
В большинстве случаев компании не выносятся на публичное предложение. Причина тому – в специфичности подобных сделок: риск (в том числе имиджевый), возможные неблагоприятные последствия для бизнеса в будущем, связанные с неизбежным раскрытием части конфиденциальной информации неопределённому кругу лиц. Во многом это затрудняет создание объективной картины, отражающей количественные и качественные характеристики рынка продажи готового бизнеса в его динамике. Другая причина – разное понимание у разных участников рынка того, что включается в понятие «готовый бизнес. «К примеру, продаётся действующий магазин с арендаторами. Является ли это готовым бизнесом? – размышляет Михаил Батырев. – Мы полагаем, что да, поскольку этот объект уже обладает всем необходимым для того, чтобы сразу начать приносить прибыль своему новому владельцу». Продажей бизнеса в таком широком смысле можно назвать и продажу вместе с оборудованием производственно-складских помещений». «Собственник обычно рассуждает так: если покупатель заинтересован продолжать моё производство, я продам ему помещение со станками, если у него другие планы на него – я вывезу станки, и помещение, соответственно, обойдётся покупателю дешевле»,  – рассказывает Анастасия Чулкова, специалист департамента коммерческой недвижимости Кузбасской торгово-промышленной палаты. Стоит отметить, что база отдыха, хотя и продаётся как земельный участок с постройками, а не как юридическое лицо, также имеет многие черты готового бизнеса: помимо помещений для отдыхающих, у неё есть своя клиентура, персонал, обусловленная географическим месторасположением известность, которую не отнять». 
Сравнительно редкую практику продажи юридических лиц можно объяснить не только нежеланием потенциальных покупателей переплачивать за нематериальные активы, но и опасением относительно возможных дополнительных рисков: так, предыдущий собственник мог нести перед третьими лицами и организациями какие-то обязательства (финансовые, нематериальные), которые не были отражены в балансе, в договорах на момент продажи. Впрочем, по оценке Игоря Дмитриева, представителя в Кемеровской области компании «Делошоп – Магазин готового бизнеса», подобные риски легко устраняются подписанием соглашения об отсутствии внебалансовых обязательств.
 
Рынок прирастает предложениями
Какое бы значение не вкладывали в понятие «готовый бизнес» разные эксперты, практически все отмечают увеличение количества предложений (рост начался в конце 2008 года) и одновременном снижении количества сделок.
Игорь Дмитриев говорит о порядке 60 известных ему предложениях в Кузбассе. По статистике департамента коммерческой недвижимости Кузбасской торгово-промышленной палаты, только в Кемерове в первом квартале 2009 года насчитывалось 13 предложений о продаже действующего бизнеса. Отдельно учитывалось количество предложений о продаже туристических комплексов (их 13). Однако Анастасия Чулкова отмечает, что эти подсчёты условны: совсем не обязательно, что 13 предложений о продаже готового бизнеса подразумевают продажу юрлица. А значительную часть предложений по продаже торговых и производственно-складских помещений можно отнести к продаже бизнеса, поскольку в условиях размытых представлений у собственников, что считать бизнесом, а что  коммерческой недвижимостью – разные  владельцы по-разному позиционируют свой объект.
Косвенно об увеличении предложений на рынке может свидетельствовать увеличение спроса на инвестиционный аудит и оценку бизнеса. По словам Елены Гаан, директора ООО Консалтинговый центр «С-Лига Аудит», количество обращений в их компанию за такой услугой увеличилось в 2-3 раза. Некоторое увеличение количества обращений по оценке бизнеса отмечает и начальник отдела оценки государственного учреждения «Региональный центр по ценообразованию в строительстве» Анна Сергеенкова: «Увеличилась доля предложений, где продажа обусловлена необходимостью возврата кредитов банку. Потенциальные покупатели, напротив, склонны откладывать принятие решений о покупке, ожидая, что цены опустятся ещё ниже». Долги в качестве наиболее распространённой причины продажи бизнеса сегодня называют практически все эксперты. Другая причина – избавление от непрофильных активов, к которому вынуждает нехватка оборотных средств. Нередко какие-то объекты были приобретены «про запас», однако изыскать возможности для расширения бизнеса сейчас сложно, поэтому от них избавляются в первую очередь.
Однако в мае-июне дала о себе знать и иная тенденция: ряд собственников, не продав свой бизнес в предыдущие полгода, стали отзывать свои предложения о продаже. Обычно это касается организаций, в работе которых играет большую роль сезонность. Ярким таким примером является производство и установка пластиковых окон. «На такие производства в начале года приходилось примерно 50% всех предложений,  –  рассказывает Анастасия Чулкова.  – Сейчас их владельцы говорят, что прибыль, которую они получат в наступившем летнем сезоне, позволит им продержаться ещё чуть ли не до следующей весны».
Покупатели наибольший интерес традиционно проявляют к сфере услуг: стоимость такого бизнеса сравнительно невысока (по сравнению с производственными комплексами), вложений такой бизнес также требует меньше. А предложений таких на рынке больше, что также влияет на цену.
«Как и в докризисное время, наибольшим спросом пользуются предприятия сферы услуг и небольшие торговые предприятия,  –  делится наблюдениями Анна Сергеенкова. – Крупные игроки ориентируются на алкогольный бизнес, продуктовые магазины и сельское хозяйство. На рынке готового бизнеса сейчас ликвидны те компании, от продуктов и услуг которых человек просто не может отказаться, в какой бы кризисной ситуации ни находился мировой рынок».
 
Цены идут ко дну
Снижение доступности денежных средств  для потенциальных покупателей, сложности с получением кредитных ресурсов заставляют продавцов идти на уступки. Так Михаил Батырев отмечает, что многие продавцы снизили свои первоначальные ценовые пожелания на 30-40%, в некоторых случаях дисконт доходит до 50%. Такие же цифры приводит и Игорь Дмитриев, подчёркивая, что и такие скидки не гарантируют успешную продажу или сокращение сроков экспозиции, поскольку спрос не эластичен: «В большинстве случаев бизнес продаётся сейчас в не лучшее для этого время. Когда бизнес продаётся на растущем рынке, он постоянно дорожает. Даже если он не будет продан в течение полугода, его стоимость будет расти, и рано или поздно найдётся тот, кто его купит. В кризис бизнес, напротив, дешевеет. Если покупателей нет, цена снижается и будет снижаться до тех пор, пока не приблизится к символической». «Вслед за падением цен на недвижимость, стоимость бизнеса в скором времени тоже может опуститься, –  прогнозирует Анна Сергеенкова.  –  Но это два абсолютно разных рынка. Основной ценовой определяющей стоимости бизнеса являются материальные активы компании и её оборот, а эти критерии мало зависят от искусственно созданного ажиотажа на рынке недвижимости. С одной стороны, кризис повысил привлекательность приобретения успешного и прибыльного бизнеса как способа выгодного вложения средств. С другой стороны, уменьшил стоимость неприбыльных или малоприбыльных компаний. Это произошло из-за того, что прибыльных компаний стало меньше, а убыточных больше. Поэтому субъективная стоимость прибыльных компаний в условиях кризиса выросла. Субъективная стоимость свободных денег выросла, поэтому вложения делаются либо в предприятия массового потребительского сектора, либо в бизнес, основную стоимость которого составляет коммерческая недвижимость в собственности, что позволяет снизить риски».
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко