-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 21.07.2009

Убить детей до их зачатия

Роман Юлии Лавряшиной «Свободные от детей»
 
Роман Юлии Лавряшиной «Свободные от детей», изданный в Москве «Гелеосом», как и многие предыдущие книги автора, рассказывает о жизни и судьбе нестандартной женщины.  В ударных рекламных фразах аннотации новое произведение  бывшей кемеровчанки озаглавлено с англоязычным довеском-антисловом, означающим то же самое, что и по-русски:  «Childfree. Свободные от детей».
 
Главная героиня – «модный московский драматург и любимая многими писательница», как её  представляют на страницах книги, – Зоя с хорошей русской фамилией Тропинина, на самом деле законченная стерва. Читателю предлагается покопаться в сознании и тёмных преисподних подсознания принципиальной противницы детей. Что она там пишет в своих романах – остаётся за рамками повествования, но в повседневном существовании она типичный  «эксплуатор зла». О подрастающих человеческих существах у Тропининой не находится иных определений как «недозрелые чудовища» и «паршивцы».
«Только себя и люблю по-настоящему. Никого другого так не знаю, как себя, ни в ком так не уверена, как в себе, ни на кого другого не положусь… И потому ревностно оберегаю свой покой…» – сверэгоистическое кредо героини. Представляю, как тяжело было находиться в её шкуре автору. Или нет?.. А, может, такое мировоззрение – это побег Тропининой от вечного страха иллюзорного мира, выстроенного в собственном «дряхлом» сознании? Или нам предлагают «страхосчастие» пополам со «сверхчеловеческим» ницшеанским либо фрейдовские «игры разума», озабоченного сексуальностью? А, может, боязнь смерти толкает Зою-писательницу к нерождению новых детей: чтобы не умирать, лучше не родиться, сгинуть до рождения. 
Вообще-то даму бальзаковского возраста даже в какой-то степени жалко, она, как и многие, пытается притормаживать неумолимый ход времени, отвлекаясь рисками: то с любовником сиганет на парашютах с вертолёта, то промчится по Москве на лошади, на машине гоняет – ветер свистит. Она хорошо знакома с чудом вдохновения, когда за шкирку усаживает себя к столу, а, затем, потихоньку «разгорается пожар. И ликование потоком, сердце прыгает на волнах, холодеет от восторга!» Это будет, как говаривал один сильный человек по другому поводу, чувство «посильнее «Фауста» Гёте, да и рождение ребенка в подметки для Тропининой не годится по растворению в творческом кайфе.
Можно утверждать вполне определенно, что героиня-писательница принадлежит к  хорошо известной породе мизантропов – людей, ненавидящих всех прочих человеков. Об отце у неё ни единого доброго слова, как и о матери. Сестра – обуза детства, не приспособленное к жизни существо, брат – несостоявшийся мужик, неудачник, как она считает.  Но он-то – счастлив, вот незадача. О далёких Тропинина судит ещё хлеще, чем о близких.
Как представляется, для писателя важно найти ударную тему, после чего можно катить текст через все преграды воображения. Лавряшина с этим справилась относительно легко, тем более, что в современной русской литературе практически полностью исчезло изображение счастливого материнства и детства, а сеть переполнена брызгами эмоций по поводу «чайлдфри». Роман поднимает проблему отрицания рождения детей на теоретическую высоту. (Вообще-то реальный автор романа как раз успешная мать – у неё трое любимых детей, и писательница она далеко не из последних). Здесь же в произведении, тоже по-своему успешная, извините за выражение, баба, которой рожать да рожать, а она испытывает к этому извечному природному делу физиологическое и психологическое отвращение. Это же монстр в юбке или в чем там ещё они ныне ходят.
Но тогда женщина в соку, не отказывающая себе в плотских утехах даже со случайными партнёрами по пьяни – это уже получается шлюха. Потому и необходимо этот образ было сделать объёмным, чтобы неприятие, а у кого-то и отвращение не оттолкнули напрочь от повествования, да и какой автор хотел бы ограничиться плоским персонажем: нам, как утверждал классик единственно верного учения,  человека, которому не чуждо ничто человеческое, подавай. Тут-то и начинает выворачивать наизнанку своё духовное нутро и с мерзостями, и с частичками светлого героиня-писательница. Она придумала для себя замечательное оправдание, этакий психологический громоотвод, дескать, её дети – истории, рассказываемые в её книгах. «Или писать, или рожать…» – третьего не дано. Любить мужиков, обожать сексуальные услады, но не любить детей.
Где корень детофобии? И это нам ясно разъясняют почти по Фрейду: маманя, дескать, постаралась во времена оные, которая любила повторять «Не люблю девчонок». Обделила любовью своих дочек, но почему-то только из одной, той, которая встала на писательскую стезю, выросла детоненавистница.
Автор романа продолжает углублять героиню: у неё, оказывается, в юности была любовь-потрясение с пожилым учителем писательскому ремеслу, любовь-взрыв, болезнь, сумасшествие с эйфорией – лучшие, на мой взгляд, кусочки повествования. От него она даже аборт сделала – ещё одна травма психики. Этот «бывший» навязчиво вторгается в текст внутренним монологом героини: своеобразная палочка-выручалочка, когда необходимо оправдать слишком раскованное поведение и неблаговидные поступки, он тут как тут курсивом прописанный.  Но ведь этот «рыцарь» прятался с Зоей в самых разных местах для телесного наслаждения молодым мясцом, а семью-то не бросал. Если посмотреть попристальнее, то «святой» оказывается с гнильцой. Тем не менее, эта убежденная «чайлдфри» полтора года страдала творческой импотенцией после ухода её первого возлюбленного из жизни. Эх, молодо-зелено!
Из девочки произвелась постаревшая мадам, разгоняющая утреннюю мигрень крепчайшим кофе, которая запросто по капризу  может напиться до положения риз, переспать с первым попавшимся, чтобы следом выкинуть его из головы, без сострадания и сердечных мук.
Только к детям её отношение ещё хуже, ледяное, помните, как у поэта:  «Лёд, лёд, лёд…» «Пусть гибнут во мне и вблизи меня, крошатся кусками, растекаются кровью, и потом их уносят в пластиковых мешках, чтобы выбросить вместе с другим мусором… Гнать их прочь – слабеньких, босых, пахнущих молоком, шоколадом и полевым ветром… Дети мешают нам своим раздражающим щебетанием, своей беспомощностью, требующей нашего постоянного присутствия. В воду их, в огонь, в мусорное ведро», – таково самое настоящее богоборчество героини, помните Богово: «Плодитесь и размножайтесь». Но даже с Всевышним наша Зоя надеется договориться, самооправдываясь: «Я ближе к богу! Который никогда не простит меня, потому что я не выполнила его завета…»  Но ведь «ближе»!..
Самое смешное, что героиня решилась зачать и родить от смазливого иностранца. Нет, она ничуть не изменилась, на сей подвиг, противный по всем параметрам её естеству, Тропинину подвигла идея омолаживающих родов, то есть награда в виде собственного здоровья – эгоизм в беспримесном виде. А ребёночка загодя определилась «пристроить» сестрёнке. Лавряшина подбрасывает Тропининой умилительное чувство к собственному дитю, как соломинку, по которой, пройдя до этого по кругам ада, несмотря ни на что можно вырулить на дорогу материнской и женской любви. Что-то такое брезжит светлое, остатки добра и души начинают свою извечную работу в этой двуногой. Но, нет, всё гаснет, не разгоревшись как следует, да и может ли выздороветь духовно искательница всё новых ощущений с приключениями? Стерва остается стервой. 
… А ведь по большому счёту, мы, мужики, виноваты в появлении большинства таких женщин. Или всё-таки эмансипация, будь она не ладна, тому виной? Или безлюбость, как заразная болезнь после трагедии первой любви не отпускает некоторых?..
Книге «Свободные от детей» можно дать иное название –  «Свободные от любви». Зоя Тропинина убеждена железобетонно, что «никто никого не любит. Никто никому не нужен».
Какие уж тут дети?..
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко