-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 21.07.2009

Рынок, которого нет

Актуальность темы продажи бизнеса резко повысилась в последнее время. Правда, по мнению многих экспертов, это вовсе не свидетельствует о том, что для таких продаж настали лучшие времена: нередко на продажу собственник решается, если предприятие стоит на грани банкротства и является обузой само себе. Тем не менее, развитие рынка таких услуг неизбежно. 16 июля специалисты, являющиеся реальными или потенциальными его участниками, собрались на заседание «круглого стола» «Купля-продажа действующего бизнеса в Кемеровской области: вчера, сегодня, завтра», организованной издательской группой «Авант» и кемеровским представительством компании «Делошоп – магазин готового бизнеса».
 
Отсутствие информации об этом рынке и чёткого понимания ключевого понятия «готовый бизнес» были признаны участниками дискуссии основными проблемами. «Информации не хватает, а также знаний, опыта, понимания «как и что». Тем более что многие сделки происходят под завесой тайны», - жаловались участники «круглого стола». Однако проблема «вакуума», как выяснилось, лежит глубже – рынка как такового ещё нет («существует зачаточно»), как нет практически профессиональных участников, единых информационных площадок. Нет и единого понимания того, что понимать под «готовым бизнесом».
 
Игорь Дмитриев, представитель в Кемеровской области компании «Делошоп – магазин готового бизнеса»
Как сообщил представитель в Кемеровской области компании «Делошоп – магазин готового бизнеса» Игорь Дмитриев, проблема ещё и в том, что нет пока такого юридического определения как «готовый бизнес». Зато есть разное его понимание у представителей бизнеса. «Мы постоянно натыкаемся на непонимание собственников. Фактически продаётся коммерческая недвижимость, земельные участки, а не бизнес», - посетовал Игорь Дмитриев. - «Большинство происходящих в этой области сделок выглядят как прямое приобретение активов. Нематериальные активы, являющиеся обязательной составляющей готового бизнеса, выступают в этом случае как «бесплатное приложение».
 
Правда, в понимании многих объект коммерческой недвижимости – это уже источник дохода: его можно довольно быстро сдать в аренду, а значит, с этой точки зрения он вполне подходит под определение «готовый бизнес». Но не все с этим согласны.
«Условно продажу «доходного дома», наверное, можно отнести к бизнесу, - размышляет Игорь Дмитриев. – Но у него нет никаких нематериальных активов, а при покупке учитывается то, что есть сегодня, а не рыночные возможности. А если завтра нельзя будет сдавать в аренду?! Действующее производство ближе к понятию «готовый бизнес».
«В последние годы немало было случаев, когда сделка проходила как продажа бизнеса, но после её совершения у актива менялся профиль», - привёл довод в пользу условности таких понятий Михаил Батырев, начальник департамента коммерческой недвижимости Кузбасской торгово-промышленной палаты. - «Так было чаще всего. Наконец, ориентация на недвижимость со стороны покупателя оправдана психологически: он хочет купить то, что сможет реализовать в случае провала начинаний. Даже если сам бизнес «не пойдёт», недвижимость останется».
 
Кирилл Кузнецов, директор новосибирского юридического агентства «Люди дела»
Впрочем, Кирилл Кузнецов, директор новосибирского юридического агентства «Люди дела», предложил не смешивать понятие «готовый бизнес» и прочие активы вроде недвижимости: «Сам бизнес находится в плоскости таких понятий, как «технологическая линия», «товарный знак» и т.п. Ярким примером независимости от недвижимости является франшиза: там покупаешь только торговую марку и технологию». Непременным признаком готового бизнеса является то, что предприятие работает в момент продажи. На этом основании, по мнению Игоря Дмитриева, следует исключать из понятия «готового бизнеса» предприятия, которые из-за финансовых проблем продающего собственника перестали работать.
 
Светлана Погорелова, представитель департамента оценки КТПП
Однако прозвучало и такое мнение, что возможности такого бизнеса могут быть подкреплены объёмными вчерашними поставками, хотя и с поправкой на то, что предприятие не работает и требует дополнительных вложений для запуска. «Завод стоит «на приколе», к нам обращается собственник: оцените бизнес, - привела пример Светлана Погорелова, представитель департамента оценки КТПП. - В моём понимании бизнес – это действующее предприятие: то, что сейчас приносит прибыль. Соответственно, это совокупность материальных и нематериальных активов. Если не работает – значит, не бизнес, а набор инструментов, с помощью которых при определённых условиях можно что-то производить. Но нередко собственник настаивает, что у него именно бизнес. Тем не менее, от этой большой суммы, которая получается при оценке его так называемого «готового бизнеса», всё равно придётся вычесть стоимость вложений, необходимых для того, чтобы предприятие начало работу».
 
Во многом специфику сегодняшнего состояния данного рынка определяет и состав его участников, продавцов и покупателей. По единодушному мнению собравшихся, в большинстве случаев продажа бизнеса в Кузбассе сегодня – процесс не совсем добровольный: вынуждены продавать те, кто не может рассчитаться по взятым на себя ранее кредитным обязательствам. По оценке Игоря Дмитриева, во многом, поэтому на рынок попадают преимущественно предприятия переоценённые, либо неликвидные, либо в «ужасном» экономическом состоянии.
 
Ещё недавно кредиты брали многие, а рассчитаться по ним сегодня способны далеко не все. Поэтому процесс продажи часто инициируют банки и прочие кредиторы. Это привело участников «круглого стола» к выводу, что и покупки бизнеса, как это ни звучит странно, сегодня тоже не вполне добровольны. Покупают кредиторы, поставщики – те, кто понимают, что «живыми» деньгами забрать своё не удастся. Соответственно, они и диктуют свои условия. Впрочем, так происходит и по другим причинам. Например, количественным. «Я провёл анализ рынка и выявил, что на 100 предложений о продаже бизнеса приходится всего 4 заявки, не совпадающие ни с одним предложением, - сообщил Игорь Дмитриев. – Какой-то части рынка я, безусловно, не вижу – не сомневаюсь, что предложений о продаже как минимум в 3 раза больше. Но предложений о покупке столько, сколько есть».
Кирилл Кузнецов не согласился, что преобладание продавцов – это специфика сегодняшнего дня: «Продажа бизнеса – это всегда рынок покупателя. Даже в благополучные времена качественный бизнес в регионах никто не спешил продавать. Соответственно, когда его продают, выбирает покупатель как сторона, которая наиболее рискует. Они и не дают заявок – им не нужно ничего публиковать, они просто смотрят, подходит – не подходит».
 
Ирина Федченко, начальник управления стратегического развития администрации Кемеровской области
По мнению Ирины Федченко, начальника управления стратегического развития администрации Кемеровской области,  на таком специфическом рынке и продавцам, и покупателям не стоит смотреть на различные «доски объявлений»: «Если бы я покупала, я бы в самую последнюю очередь стала смотреть на какие-то «доски» по продаже. Если компания выставлена, значит, что-то с ней не так и потому лучше не связываться. Я решу, какие требования я предъявляю к покупаемому бизнесу, а потом начну искать и работать над тем, чтобы получить согласие. С другой стороны, если я продавец и знаю, на что смотрят те, кому интересно приобретение бизнеса, я начинаю готовить свою компанию: «вычищаю» из неё своё участие, ставлю наёмного директора, нормальный управленческий учёт и начинаю грамотно и долго пиарить её, чтобы она попала в поле зрения потенциальных покупателей».
 
Сергей Учитель, сопредседатель коллегии адвокатов «Регионсервис»
Конечно, наиболее жаркое обсуждение вызвала тема профессиональных сопровождающих сделок на этом рынке – тем более, что пока, как выяснилось, нет ни сформированного рынка, ни статистики сделок, ни отработанных технологий и единого о них представления. Как критично заметил Сергей Учитель, сопредседатель коллегии адвокатов «Регионсервис», «рынок похож на базар». Нет даже конкуренции. «Мы конкурируем с нежеланием клиента обращаться к кому-либо вообще», - иронизировал Кирилл Кузнецов. Позиционировать себя в этом сегменте пытаются все участники смежных сфер. «Все, кому ни лень, начинают продавать бизнес, - недоумевает Игорь Дмитриев. - Если он вчерашний риэлтер, он считает, что может продавать бизнес!».
 
«Я посмотрел сайты смежных структур – практически все предлагают услуги по купле-продаже, сопровождению сделок, вроде как все этим занимаются, - поделился наблюдениями Сергей Учитель. – А кто-то реально специализируется на этом или нет? По крайней мере, в своей, юридической среде, я не знаю фирм, которые бы занимались именно этим. В этом главная беда рынка. Сами участники в своих нишах должны формировать нормальный, цивилизованный рынок, как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. Никто за нас этого не сделает. Когда я вижу на каком-нибудь сайте заявление о том, что компания профессионально занимается сопровождением таких сделок, так и хочется спросить: а вы что продавали? Назовите хоть несколько объектов, сделки, которые вы сопровождали!».
 
«Здесь можно провести такую параллель: студент заканчивает вуз и не может устроиться, потому что нет практики. А практики нет, потому что не может устроиться, - заметил Игорь Дмитриев. – Этот круг надо разомкнуть. Даже если представитель компании в регионе не имеет пока истории сделок, сама компания может иметь сделки в международном масштабе, а главное – методологию, алгоритм, стандарты деятельности».
«Разорвать круг», по мнению Сергея Учителя, очень просто: «Не надо подстраиваться под продавцов и покупателей, надо продвигать профессиональные услуги на этом рынке. Поскольку рынка нет, портфолио ни у кого нет тоже, поэтому условия равные для всех. А значит, решающее значение будет иметь цена».
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко