-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 35 от 21.10.2008

АВТОПЕССИМИЗМ

 Снижение производства автомобилей в России и за рубежом, о котором сейчас заявляют автогиганты, могло бы привести к росту цен на авто. А в ситуации мирового финансового кризиса продавцы говорят об обратном эффекте – ожидаемом снижении цен на фоне падающего спроса. Точнее из-за того, что у людей сокращаются возможности покупать машины в кредит. И, если ещё в начале года эксперты прогнозировали, что рынок автокредитов в России достигнет среднеевропейских значений (60-70% проданных машин – кредитные, тогда как в 2007 в России этот показатель был менее 50%) в ближайшие три года, то сегодня на такой срок никто и не загадывает. И мало кто решается давать прогнозы по развитию связанных с автокредитами продуктов. Например, автострахования.

 

РАЗНОЕ ПАДЕНИЕ

Влияние кризиса на автомобильный рынок, считает Константин Котельников, директор автосалона KIA MOTORS, реально ощутимо, и большинство прогнозов –  пессимистические. Основания для этого – снижение  покупательской способности за последнее время, как правило, из-за отказов банков по кредитам. По словам управляющего Кемеровским филиалом ОАО «Альфа-банк» Евгения Жмуровского, желающих взять кредит в банке, в том числе, на покупку автомобиля после ужесточения требований к заёмщикам, действительно, стало меньше. Особенно людям становятся не под силу кредиты, по которым введёно условие о первоначальном взносе. Представитель крупной страховой компании, включённой в автокредитные схемы, заметил «Авант-ПАРТНЕРу», что с автокредитами сегодня формально лучше, чем с той же ипотекой: банки не отказались от выдачи кредитов. Но существенное торможение налицо. Если раньше из 10 заявок на автокредит удовлетворялось 8-10, то сейчас 2-3. С такой оценкой согласен и Андрей Лапиков, генеральный директора ООО «Хёндай-Вектор». Но по его данным, сейчас количество удовлетворяемых банком заявок сократилось вдвое.

 

Андрей Лапиков говорит, что сейчас банки удовлетворяют вдвое меньше заявок, чем раньше

 

Кредиты, конечно, не единственный способ купить автомобиль, но автосалоны уже почувствовали на себе существенное снижение платёжеспособного спроса. Константин Котельников говорит, что в сентябре в его салоне продажи упали на 12-13%, что будет в октябре, он пока «сказать не может».  Андрей Лапиков отмечает, что ситуация с продажами в его компании «хуже, чем была летом, процентов на тридцать». Павел Сапожников, менеджер по корпоративным продажам компании «Автоторг» оценивает падение продаж за прошлый месяц на 20%. При этом отмечает, что происходит некоторое перераспределение рынков: «Появились огромные сложности в получении кредитов, выросли проценты, и многие пошли на вторичный рынок, объясняя это тем, что  лучше купить авто дешевле и ездить спокойно без навязывания страховок и возврата денег в банк». 

В такой ситуации относительно стабильны продажи авто в «бюджетном» ценовом сегменте. «В нашем салоне сильного спада по продажам в перспективе мы не ожидаем, т.к. ценовая политика подходит для среднего класса потребителей. И, например, автомобили ВАЗ по-прежнему продаются чуть лучше чем остальные марки», – говорит Павел Сапожников.

По мнению Михаила Дворецкого, маркетолога компании «Байерн-Кар», финансовый кризис не должен отразиться и на продажах автомобилей верхнего ценового сегмента:«Наши покупатели – VIP-клиенты с высоким уровнем дохода. Часто они приобретают машины на свои средства, поэтому банковский кризис их особенно не волнует, но даже если у них есть необходимость в кредитах, то проблем с получением они не имеют. Так что падения спроса сегодня мы не отмечаем, наоборот, есть даже рост объёмов продаж, который мы связываем с проводимыми нами различными акциями. Также мы постоянно работаем над тем, чтобы предложить клиентам наиболее выгодные автокредиты и снизить стоимость КАСКО».

Виктор Шилов, заместитель директора автосалона «Авто Риджен» говорит, что в условиях, когда банки «неохотно» дают кредиты, отмечается снижение спроса на КАСКО (хотя ставки по этому виду страхования пока не изменились в сторону повышения), становится тяжелей работать и самим продавцам автомобилей: «Помимо увеличения отказов на получение заёмных средств, участились случаи, когда клиентам уже дали добро на выдачу кредита, а деньги не перечислили, причём задержки могут быть на несколько недель. Сейчас, если клиент к нам приходит и говорит, что может получить кредит и его одобрили, это уже не значит, что сделка будет, и она произойдёт быстро». 

… И КАСКО В ПОДАРОК

 Константин Котельников уверяет, что несмотря на все последние события, у клиентов его компании выбор не изменился. Большей популярностью пользуется автокредит в сравнении с потребительским. Учитывая, что по потребительским кредитам банки сегодня требуют поручителей, по его мнению, такая ситуация сохранится. Не замечает особых изменений Константин Котельников и в автостраховании.  Разве что некоторые автодилеры начали предлагать КАСКО в подарок. «Многие автозаводы стали демпинговать, особенно те, кто хуже отработал в этом году. У 80% дилеров появилось очень много бонусных программ – скидки, подарки клиентам», – отмечает он.

Роман Силаев полагает, что когда  автосалон «дарит» клиенту КАСКО, просто предлагая скидку на автомобиль

Андрей Лапиков говорит, что люди «любят никуда не бегать», а сразу застраховать всё (подписать и договор ОСАГО, и КАСКО) сразу в автосалоне при покупке автомобиля. Тем более что стоимость страховки в автосалоне и страховой компании, как правило, одинаковая. Количество сделок по КАСКО достигает 40%, в лучшем случае 50% (от общего объёма продаж). Эти 40% и приходятся на тех, кто берёт автомобиль в кредит. Кто оформляет КАСКО «без принуждения со стороны банка – таких мало», отмечает Андрей Лапиков. Но этот процент постепенно увеличивается. Сейчас, в период кризиса и отсутствия дешёвых автокредитов, автопроизводители идут на «ухищрения» и предлагают КАСКО в подарок. «Это у нас началось с августа на дорогие машины, ещё до кризиса.

Корпорация Хёндай распространяет эту  акцию на всю РФ, на определённые модели стоимостью 1 млн. рублей и выше. На другие модели – другая «фишка»: в подарок плазменные телевизоры и так далее. Чтобы поддержать спрос на дорогие модели в условиях, когда спрос меньше чем, предложение, компании вынуждены увеличивать свою маркетинговую активность», – рассказывает Андрей Лапиков.

Чаще всего, считает заместитель генерального директора по страхованию страховой компании «Губернская Страховая компания» Роман Силаев автосалон «дарит» клиенту КАСКО, просто предлагая скидку на автомобиль. Тарифы обычно в таких случаях очень низкие, нерыночные. Высокая франшиза, или оплата с учётом износа. «Скидку, например, в 7% автосалон делать не хочет, хочет уложиться в 3%. Страховщик, конечно, делает скидку за счёт объёма заключённых в этом случае сделок, но в остальном «укладывается» в эту сумму за счёт уменьшения количества рисков», – поясняет он.

При этом  КАСКО в подарок актуально как приложение к тем моделям, которые «застоялись»: «Необязательно они дорогие – может, «неходовые» модели, или подходит к концу год, а автомобиль был выпущен в начале года. Ещё немного – и он уже будет «несвежий». Он ничем не хуже других аналогичных моделей, но в ПТС запись о годе выпуска старая. Ещё один вариант, когда используется КАСКО в подарок – промоакция, необходимость раскрутить ту или иную модель».

 

ЦЕНА СТРАХОВКИ

 КАСКО сегодня становится не просто обычным маркетинговым ходом продавцов, но и способом несколько сгладить повышенную планку для покупки автомобиля. Как в таком случае воспринимать этот продукт страховщиков, которые тоже вынуждены корректировать свои программы? Ведь со снижением объёмов автокредитов, естественно, сужается и рынок КАСКО.

По мнению Романа Силаева, тарифы резко не изменятся: «Снижать тарифы, демпинговать компании не будут точно – снижать уже некуда, в последние годы тарифы уже сильно снизили. Если ещё 10 лет назад тариф был около 10%, то теперь 4,5-5%». Тем более, что по России убыточность по КАСКО высокая – 70%. К тому же замечено, что по кредитным договорам убыточность выше, чем по обычным. Как считает Роман Силаев,  наиболее вероятное тому объяснение – «психологическое»: «По кредитному договору человека заставили страховать автомобиль, и ему психологически важно деньги, потраченные на страховку, вернуть. Следовательно, он будет обращаться за возмещением по случаю каждой царапины».

Тарифы по КАСКО, конечно, будут меняться, но страховщики объясняют это не финансовым кризисом. «Наша компания планирует менять тарифы по КАСКО, но с кризисом это не связано – просто планомерное действие. Какие-то автомобили для нас сильно убыточны, по ним тариф нужно повысить, какие-то прибыльны, по ним можно страховку удешевить. Самые «неинтересные» для страховщиков праворукие иномарки старше 3-х лет и отечественный автопром. Последние недороги, но ремонт их обходится всё дороже и ломаются часто», – поясняет Роман Силаев.

Тот, кто покупает дорогой автомобиль, отмечает Андрей Лапиков, ценит своё время и готов заплатить 5, 6, 8% за страхование КАСКО: «Мы и сами проводим маркетинговые исследования, чтобы понять, что привлекает наших клиентов в страховых компаниях, и видим, что их интересует не только тариф, стоимость, но и такие параметры, как количество менеджеров, которые работают по страховым случаям, время работы офисов (плохо, если компания работает с 9 до 18, то есть время работы совпадает с рабочим временем клиента), насколько быстро они выплачивают эти деньги, на каком уровне принимаются решения о выплатах (или это решается в Кемерове, или компании нужно ещё в Новосибирск позвонить, согласовать с Москвой). Кстати «КАСКО в подарок предполагает возможность выбора клиентом страховой компании. Производитель нас не ограничивает в выборе страховых компаний. Единственное, есть ограничение по сумме. Но, если клиент хочет какую-то другую компанию и более дорогую страховку, он может просто оплатить разницу между суммой, которую мы можем ему подарить, и страховкой, которую он выбрал».

Именно эти запросы клиентов позволяют страховщикам и продавцам рассчитывать на то, что даже удорожание КАСКО не добавит пессимизма на автомобильном рынке. И даже те продавцы, которые не могут по программе «своего» производителя предоставлять клиентам право выбора страховщика, не видят серьёзных проблем. Герман Ковалевский, директор по продажам ООО «Сибинпекс» говорит, что  компания работает по федеральной программе General Motors, по которой  КАСКО только от одной страховой компании – «Ингосстрах». Но человек может выбрать страховку или скидку. Страховка предполагает франшизу 13 тыс. рублей. Около 30% клиентов выбирают страховку, остальные – деньги. Эта акция началась ещё в августе. У «Сибимпекс», как и большинства автосалонов  наблюдалось снижение темпов роста продаж. По Opel  на 10-15%. «В первой декаде было снижение, мы отстали от графика прошлого года. Но сейчас по сравнению с сентябрём рост, – говорит Герман Ковалевский. – Мы видим снижение по Opel, но рост продаж Cadillac и Chevrolet. Можно предположить, что люди, ориентированные на среднюю стоимость, пока отложили покупку или перешли на более дешёвый вариант (отказались от Opel в пользу Chevrolet). А кто-то, напротив, в условиях финансовой нестабильности снял деньги с банковского счёт и купил на них дорогой автомобиль (Cadillac)».

 

Ольга Лебедева
Ксения Сидорова
Александра Фомина

 


Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко