-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 27.07.2010

Игривая реалистическая бутафория

Книга Рольфа Гюнтера Реннера «Эдвард Хоппер. 1882 – 1967. Трансформация реальности».
Издательство «Арт-родник», известное русскими переводами книг об искусстве немецкого издательства «Taschen», выпустило работу Рольфа Гюнтера Реннера «Эдвард Хоппер. 1882 – 1967. Трансформация реальности».
 
Книга вышла в серии «Назад к истокам видения», в которой представляются художники всех времен и народов. Для многих этот зарубежный проект ценен узнаванием неизвестных широким кругам российских любителей западных художников. К последним относится и Эдвард Хоппер – американский живописец XX века.
Хоппер – реалист, его искусство состоит в «обнажении изломов современной жизни, спрятанных под красочной оберткой». Иногда творчество художника определяют как «новый реализм», – термин до сих пор расплывчат, и по этой причине вызывает острые споры.
Ещё одно определение художника: столп «американского индивидуализма и художественной чистоты». С заокеанским индивидуализмом всё более или менее понятно, но что делать с «художественной чистотой»? Впрочем, не будем зацикливаться на определениях искусствоведов, а попытаемся разобраться в творчестве Хоппера, разглядывая иллюстративную часть книги.
Сразу бросается в глаза, что у художника цивилизация противопоставляется неограниченности природы. Характерная особенность Хоппера – динамизм и в то же время застылость изображаемого в каждой из работ. Всмотримся в кусочек картины «Полуночники» на обложке книги. Закаменевшие истуканы в человеческом обличье, у которых прошлое умерло, но и будущего нет. Завис длящийся, словно горячий текучий пластилин, миг торжества подсознания. Персонажи – мужчина и женщина – одновременно напряженно-сосредоточены и расслаблены. «Безысходная реальность», – такими словами писателя Петера Хандке можно объяснить состояние изображенных на полотне людей.
Сам художник объясняет: «Мне в основном интересна обширная область переживаний и ощущений, которых нет ни в литературе, ни в чистом пластическом искусстве».
Хоппер в полной мере оправдал русскую пословицу: «Где родился, там и пригодился». Появился на свет в Нью-Йорке в самом конце XIX столетия, там и прожил почти всю свою длинную и плодотворную с точки зрения творчества жизнь, спокойную и упорядоченную, без неожиданных изменений или потрясений.  Впрочем, несколько раз побывал в Европе, попутешествовал накоротке по Мексике и Канаде. Начинал иллюстратором, перешел к более амбициозному искусству. Слава пришла в 20-е годы, никак не нарушив жизненного уклада и не вскружив голову.
Зрелый Хоппер писал много городских и сельских пейзажей и сюжетных картин. При всей застылости его работы не были холодными, так как всегда передавали чувства. Отдал дань обнаженной натуре, в изображении которой можно почувствовать вуайеризм художника, проецирование на экран холста подсознательных вожделений. Хотя, честно скажем, по иллюстративному ряду «обнаженки» в книге утверждать такое сложно – слишком уж неприкрашенное женское тело пишет живописец.
Ещё одно из направлений творчества американца – зашифрованный психологизм человеческих отношений. При этом художник отказывается от психологических и символических дешифраторов, оставляя эту работу зрителю его картин. Таков его фирменный стиль. Начинал он, как многие, с подражания французам, однако, быстро пришел к типично американскому в живописи. Кто-то ведь и заспорить может – а в чём конкретно американизм Хоппера? Ответ прост: в том, какие сюжеты он выбирает для своих полотен, его темы – типично американские, как и технические приемы живописи.    
В поздних работах Хоппера Природа и Цивилизация уже не противостоят, а соединяются. Хоппер понимает задачу искусства в отражении действительности, но при этом художник должен оставаться независимым. Вот как ему удается передать с помощью кисти и красок пустоту не только неба, но и земли, поймав в плен взгляд зрителя и буквально заставив последнего вспоминать, мыслить, мечтать, – то тайна великая есть.
Один из критиков написал: «…Он достиг нейтралитета, который сделал его картины доступными для многочисленных прочтений, зависящих от способностей зрителя». Хоппер делает главным героем своих работ свет. При этом ему удается передавать абсолютное одиночество и безнадежность: жить в подобном мире бессмысленно и тягостно, если бы не было Природы. Хоппер критикует своих собратьев по ремеслу: «Современная живопись неправильна. В ней нет интимности». Чего-чего, а этой самой интимности, увядания,  сверх которой ещё и смерти с разрушениями у живописца просто через край.
Зачем ему понадобились рисовать кукол вместо людей? Зачем окаменелая застывшая природа? Зачем бесконечно длящиеся стоп-кадры, закрытые миры? («Возможно, я не очень человеколюбив», – приоткрывает завесу художник). А затем, что реальность художника – всего лишь предполагаемая действительность: таков ответ Хоппера обществу.
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко