-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 37 от 06.11.2008

ПРИКАЗАНО: ВЫЖИТЬ!

 Неделю назад в Кемерове прошёл семинар на более чем актуальную тему: «Кризис и рынок труда: кадровая политика выживания». Его организовали Группа «Ренессанс страхование», HeadHunter и кадровое агентство «Анкор». Выступление менеджера по маркетингу и PR компании HeadHunter Олеси ЕВДОКИМОВОЙ «HR-брендинг и репутация работодателя в условиях кризиса» началось с ключевого вопроса, который и стал главным поводом проведения семинара.

Кризис: от финансов к вакансиям

 

Так как же финансовый кризис на самом деле повлиял на кадровый рынок?

Первой «ласточкой», возвестившей о том, что кризис реально затронул рынок труда, стало снижение количества предлагаемых вакансий. Не располагая данными по Кузбассу, HeadHunter, озвучил данные о падении спроса на специалистов в различных отраслях в Новосибирске (исследования касались снижения вакансий в сентябре по отношению к августу 2008 года). Здесь абсолютным «лидером» стала сфера искусства, развлечений и масс-медиа – спрос упал на 56%. Потребность в административном персонале сократилась на 50%, в юристах на 47%. Резко упали вакансии в сфере медицины и фармацевтики – 40%, строительства и недвижимости – 30%, страховании – 26%. Снизилась – хотя и не столь серьёзно – востребованность специалистов бухгалтерского, финансового и управленческого учёта – на 18%. Несколько увереннее – вопреки прогнозам – чувствует себя сфера банковских, инвестиционных и лизинговых услуг. Вакансии здесь сократились в среднем на 13%, такие же показатели дала сфера маркетинга, рекламы и PR. Услуги в областях транспорта и логистики претерпели ещё менее заметные изменения – 8%. Лучше остальных по фактическому количеству заявленных вакансий выглядит производственная сфера и область управления персоналом. Кризис отнял здесь лишь 5% бывшей потребности.

Логика соискателя

 

Если, исследуя рыночный спрос на тех или иных специалистов, можно говорить о реальном состоянии рынка труда, то реакция соискателей на его изменения, скорее всего, вещь субъективная. Однако эти исследования тоже любопытны. Кажется, что представители информационно-развлекательной сферы быстрее всех оценили реалии и разобрались в обстановке. Одновременно с рекордным снижением количества вакансий резко упало – на 61% – и количество поданных резюме. Рекорд, правда, принадлежит страховщикам. Число людей, желающих найти работу в страховых компаниях, уменьшилось на 83%. Создаётся впечатление, что и те, и другие решили дружно пополнить армию специалистов управления персоналом и бизнес-тренеров – количество резюме от соискателей вакансий в этой сфере возросло на 167%! «Затаились», по словам Олеси Евдокимовой, топ-менеджеры, по сравнению с августом количество поданных ими резюме упало на 15%. Почему-то уменьшили свою привлекательность для соискателей достаточно благополучные сферы логистики и транспорта – заявки от них уменьшились на четверть. Несмотря на снижение спроса, люди рвутся в сферу продаж – увеличение числа резюме на 19%, и в перспективную сферу закупок – прирост желающих – 56%.

Как следствие снижения потребности в сотрудниках специалисты HeadHunter отмечают в качестве главных факторов влияния кризиса на кадровый рынок повышение конкуренции среди соискателей и приостановление компаниями специальных проектов по подбору персонала. Одновременно наблюдается и снижение «гонки» заработных плат, сокращение бонусов, премий, составляющих компенсационных пакетов. Непосредственное же сокращение персонала – которого больше всего боятся работники – по мнению Олеси Евдокимовой возможно и будет применяться, но лишь как вынужденная мера, на которую работодатели пойдут только в крайнем случае.

Такое соображение можно рассматривать в качестве одного из прогнозов на будущее, который возможно снизит рост нервозности на рынке труда. Кстати о нервозности: значительная часть участников семинара – представляющих кемеровские компании – была несколько удивлена оценкой уровня «паники» на трудовом рынке. По мнению собравшихся, в Кузбассе кризис в области трудовых отношений ещё не проявил себя в той мере, чтобы воспринимать его в качестве серьёзной угрозы. Евдокимова согласилась с тем, что на рынке Сибири (за исключением Новосибирска) «не всё так катастрофично», но регионы живут и развиваются в разных условиях. По некоторым данным, наиболее негативное влияние финансовый кризис оказал на компании в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Воронежской области. Особая оценка была дана и роли средств массовой информации. По мнению Олеси Евдокимовой СМИ своими публикациями о кризисе усиливают психологическую напряжённость населения.

 

Прогнозы, плюсы и задачи

 

Чем же может обернуться как для работодателей, так и для работников всё то, что вошло в нашу экономику этой осенью под названием финансового кризиса?

Эксперты  говорят о том, что тенденция к снижению вакансий будет сохраняться, во всяком случае, до конца текущего года. Специалисты компании HeadHunter считают, что с уменьшением числа вакансий одновременно с усилением конкуренции на рынке соискателей на рынке вырастет и количество кандидатов «со сниженными требованиями» – в основном за счёт сокращённых сотрудников. Меньше станет и людей, находящихся в пассивном поиске, то есть имеющих работу, но продолжающих искать «лучшей жизни». Наверняка, наберёт силу и дальнейшая «оптимизация персонала», то есть увольнение неэффективных сотрудников. Всё это может (и призвано) повысить производительность труда в целом. Главным же итогом всего станет стабилизация соотношения спроса и предложения на рынке труда. По срокам этот процесс должен завершиться к апрелю 2009 года.

Эта оптимистическая нота вызвала некоторые возражения в зале. Несмотря на то, что, как мы уже говорили ранее, кризис в Кузбассе ещё не так близко «принят к сердцу», местные предприниматели и завершение этого процесса предпочитают отсрочить на осень следующего года. Объясняя это тем, что у нас всё и всегда происходит с запозданием.

 

Инструмент HR Brand-инга

 

HeadHunter уверенно заявляет, что на данном этапе лучшим способом антикризисного управления в кадровой области является увеличение стоимости на рынке труда HR

Brand-а. Напоминая при этом, насколько «кадровый бренд» может отличаться по своей ценности от известности и раскрученности бренда самой компании. Как же (и зачем) сегодня работать над этим?

Задачи работодателя здесь делятся на две группы. Первая включает в себя мероприятия внутреннего PR. А начинается с подробного информирования сотрудников о ситуации на рынке, об изменениях в тактике и стратегии компании, о ближайших задачах. Одновременно ведётся работа с настроениями, слухами, уделяется внимание вопросам командообразования, используются инструменты коучинга. Всё это направлено на повышение лояльности сотрудников к компании именно в момент кризиса. Увольнения в этот период должны быть максимально корректными, то же касается и всевозможных материальных «лишений» – сокращения окладов и бонусных прибавок.

Вторая группа задач относится к PR внешнему. Рынок труда по максимуму информируется о ситуации в компании. Помимо вынужденных сокращений продолжается привлечение на работу ценных кадров, появившихся на рынке труда. Таким образом формируется имидж «работодателя с человеческим лицом», проходящего кризис. Итог этой деятельности ведущая семинара Олеся Евдокимова выразила такой формулой: ТОПы + HR + Маркетинг + PR + Сотрудники = КОМАНДА. Которая поможет пережить кризис и выйти из него с минимальными потерями.

 

Подготовил Сергей Волков


Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко