-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 21.09.2010

Работающие в сети

 
Максим Колпаков директор ООО «А42»
Максим Колпаков: «Чтобы проекты в Интернете были востребованными, жители региона должны научиться мыслить категориями постиндустриального общества»
 
Сегодня к поиску интересующей информации и к получению услуг в Интернете прибегает все больше и больше жителей России. На конец прошлого года, по данным регионального общественного центра Интернет технологий (РОЦИТ) и экспертов ежегодной профильной конференции Рунета – «РИФ+КИБ 2010», проникновение Интернета в России составило порядка 37%, 43 млн человек обладало опытом пользователей сети, к активным из них среди городских жителей страны подсчёты относили как минимум 32 млн человек. По данным Фонда «Общественное мнение» и TNS WebIndex, в прошлом году число пользователей Интернета в России выросло на 22%, причём, в основном за счёт регионов. О динамичном развитии русского сегмента сети или Рунета свидетельствует и активный приток в эту сферу крупного капитала. В результате чего Интернет становится быстро растущим бизнесом, и капитализация успешных отечественных проектов в сети оценивается уже в сотни миллионов долларов.
 
Пустой рынок
По оценкам представителей кемеровского IT-рынка, на сегодняшний момент самыми популярными темами для создания сетевых проектов в Кемерове являются региональная новостная информация, собирающая все возрастные сегменты читательской аудитории, продажи недвижимости и автомобилей, поиск работы и развлечений. В результате, сравнительно популярными региональными ресурсами выступают новостные порталы keminfo.ru, sibdepo.ru, сайты о недвижимости sibestate.ru, vn24.ru, vkv42.ru, сайт о работе kem-rabota.ru и различные мультифункциональные сайты, одним из примеров которых выступает А42.ru.
Данные TNS Marketing Index говорят о том, что многие интернет-проекты стали постепенно вытеснять традиционные печатные СМИ. В прошлом году Интернет по недельному охвату обогнал аудиторию журналов, а в Москве – и аудиторию ежедневных газет. «Но в Кузбассе эти тенденции пока не столь актуальны – здесь население все ещё прибегает к традиционным видам получения информации из газет и журналов», – замечает блоггер Алексей Кемеровский. Наряду с самыми посещаемыми новостными и информационными порталами, где содержится актуальная региональная информация, активно развиваются и различные региональные сервисы – афиша, бизнес-справочник, развлечения. «Но в целом хороших и главное посещаемых местных ресурсов в Кемерове не так много», – отмечают эксперты.
«В разное время возникали хорошие кемеровские проекты и «успешно умирали» по причине своей низкой посещаемости», – отмечает Максим Учватов руководитель клуба IT-директоров Кузбасса, генеральный директор ООО «Синерго». Впрочем, и российская статистика неутешительна. По данным, приведённым в обзорном докладе на конференции «РИФ+КИБ 2010», в 2009 году в России появилось 1500 новых проектов в Интернете, из которых 90% были копиями западных проектов. Только 10% из всех  проектов переживают первый год и только 2% в итоге получают инвестиции. «В Кемерове, незавидная участь «умирания» проектов в большей степени постигла сегмент интернет - магазинов и автосайтов, – вспоминает Максим Колпаков директор ООО «А42».
Причины неудач эксперты видят в недостаточном наполнении новых сайтов: чтобы ресурс жил, нужна посещаемость, а чтобы его посещали, он должен быть наполнен большим количеством информации, что на региональном уровне сделать весьма непросто. Решить проблему можно за счёт крупных денежных вливаний, направив их на покупку хороших статейных материалов с учётом региональной специфики или на привлечение на сайт пользователей. Это в свою очередь делает его привлекательной площадкой для размещения рекламы. Очевидно, что финансирование на первоначальном этапе развития просто необходимо. «Например, проект нуждается в помощи привлечения целевой аудитории, что могут гарантировать провайдеры или официальные издания печатных СМИ. Или просто в денежном инвестировании, где помочь может любая заинтересованная сфера бизнеса», – полагает Максим Колпаков.
Поэтому и сегодня основная часть сравнительно успешных региональных проектов в Интернете имеет поддержку «со стороны». Sibdepo является проектом крупного многоотраслевого холдинга «Сибирский деловой союз», у keminfo.ru, есть поддержка от издательства «Деловой Телеграф», портал sibnet – это проект компании «Сибирьтелеком», сайт vn42.ru – web-версия газеты «Вестник недвижимости Кемерово». Сайт kem-rabota.ru в своё время стартовал при поддержке кадровых агентств Кемерово. Проект «Новости Кузбасса On-Line» на начальном этапе поддерживался провайдером ЗАО «Связь-Сервис», сейчас провайдером ООО «Медиа Линк» и туристическим агентством. Проект А42.ru стартовал с помощью провайдера «Good Line». «В основном мы берём от провайдера посетителей, – поясняет Максим Колпаков. На данном этапе развития проекта А42.ru мы самостоятельно приносим прибыль провайдеру и полностью себя окупаем».
Большинство заметных и посещаемых интернет-проектов в Кемерове приносят своим создателям прибыль в основном за счёт размещения рекламы. «Традиционно основную часть денег городским порталам приносит баннерная и контекстная реклама. Это самые простые и привычные виды размещения рекламы для региональных и многих федеральных рекламодателей», – отмечает Максим Учватов. Так же есть много различных проектов у web-мастеров, представителей сферы фриланса. Программисты, блоггеры, сеошники-фрилансеры создают свои небольшие проекты, но, как правило, они сделаны конкретно для заработка, (продажа ссылок, контекстная реклама, участие в партнёрских программах) поэтому у них нет постоянной и активной аудитории кемеровских интернет - пользователей. «И в целом, рынок интернет-проектов в Кемерове пустой, потому что серьёзно им занимаются единицы», – считает Максим Учватов.
 
Всё дело в голове
«Специфика кемеровского рынка в том, что он всегда отставал от интернет-рынков соседних регионов по всем параметрам: уровню проникновения Интернета, количеству интересных проектов, объёму коммьюнити, качеству реализации большинства ресурсов», – замечает Максим Щипачев, директор ООО «ИД» «Деловой телеграф». Сравнивая интернет-рынки Томска и Кемерово, Максим Колпаков отмечает, что отличия в развитии достаточно показательны для оценки местного рынка. В Томске концентрация интернет-проектов очень высока. Различные государственные программы позволяют получать денежные инвестиции на развитие собственных проектов, а наличие заинтересованной и активной, преимущественно студенческой, пользовательской аудитории развивает томский интернет-рынок быстрыми темпами.
В Кемерове по сравнению с Томском и с соседними регионами более традиционный уклад жизни и небольшой процент заинтересованного и восприимчивого населения к новым технологиям, в частности к сетевым проектам. «Пока мы будем искать информацию в «офлайне» Интернет не укрепит свои позиции в Кемерово», – считает Алексей Кемеровский. По мнению Максима Колпакова, «в Кузбассе сильна ментальность индустриального общества, а чтобы проекты в Интернете были востребованными, жители региона должны научиться мыслить категориями постиндустриального общества». «Уровень развития кемеровского сегмента интернет-проектов вполне соответствует запросам экономики и социума нашего города, – полагает Максим Щипачёв. – И я не могу сказать, что в данный момент есть незакрытая потребность в том или ином ресурсе. Устойчивой популярностью у кемеровчан пользуются такие местные интернет-ресурсы как A42.ru, кемеровский городской сайт keminfo.ru, потребности в информации криминального толка закрывает официальный сайт ГУВД по Кемеровской области». Большинство кемеровских интернет-проектов пока делается энтузиастами для таких же энтузиастов. А в случае с интернет-сайтами компаний, сайты разрабатываются по принципу «чтобы было» зачастую без понимания всех возможностей использования такого инструмента».
 
Плоды экспансии
Помимо местных проектов значительной, если не основной долей на кемеровском рынке владеют крупные федеральные и региональные игроки. Компания «Сибирьтелеком» присутствует на сибирском и кузбасском рынке с  порталом sibnet.ru, кемеровский проект kem-rabota был приобретён новосибирским ООО «НГС» (справочный сайт ngs.ru). Примером «перетока» кемеровской аудитории с региональных проектов на федеральные порталы может стать кемеровская социальная сеть wenet42. По оценке Максима Колпакова, «в начале 2000-х годов Кузбасс имел собственную социальную сеть WeNet, и она была достаточно популярна среди кемеровских интернет-пользователей». Провайдер «Good Line» даже купил эту сеть у разорившейся компании «Снежный барс», присоединив к собственному проекту А42.ru. «Но с 2007 года, когда набрали силу такие федеральные интернет-проекты как Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru аудитория сети WeNet стала заметно «утекать» к ним», – заключил он.
Сегодня, по оценкам специалистов, местные компании поддерживают всего 10-15% проектов от общего числа популярных среди кузбасских пользователей. Консолидируя вокруг себя большое количество интернет-аудитории, федеральные игроки создают популярные рекламные площадки с привлекательными и востребованными услугами точного таргетинга (нацеливания) при сравнительно небольших рекламных бюджетах. И на фоне финансового кризиса в 2008-2009 годах обороты сетей контекстной рекламы от региональных рекламодателей резко выросли, а это уже бюджеты федералов – «Яндекса», «Бегуна» или российского подразделения Google.
По данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) только в 2009 году рынок интернет-рекламы (в расчёт берётся медийная и контекстная реклама) в России вырос 8% на фоне 35% падения российского рекламного рынка в целом. Абсолютная величина рынка интернет-рекламы достигла 19 млрд рублей по итогам 2009 года. На интернет-рекламу в России приходится 9,3% затрат рекламодателей. Сами представители региональных ресурсов экспансии федералов не боятся, и готовы конкурировать в части предоставления актуальной региональной информации. Хотя и здесь, как оказалось, конкурировать очень сложно. Например, Яндекс развивает различные региональные сервисы. Он отходит от принципа поисковой машины, создавая собственные региональные ниши. Принцип работы прост, берётся информация с региональных сайтов и создаётся фактически местный сервис Яндекса, которым интернет-посетители начинают пользоваться как региональным. Это повышает трафик местным сайтам, но при этом и снижает степень прямых пользовательских обращений.
Казалось бы, такая экспансия со стороны федеральных игроков может совершено вытеснить с рынка местные компании. «Но с другой стороны, практика показывает, что в Интернете мало региональной информации, и федеральным проектам очень сложно поддерживать массовый и актуальный контент по всем регионам», – замечает Максим Колпаков. И местным сайтам это даёт главное конкурентное преимущество. Например, сайт ngs42.ru хоть и принадлежит крупному игроку, но, по наблюдениям экспертов, в Кемерове у сайта преимущественно сохраняется прямой новосибирский трафик, а кемеровский трафик удерживается только благодаря посещениям проекта kem-rabota.ru.
 
Воровство и отсутствие интереса
Пока никто из экспертов не ожидает увеличения числа сетевых проектов в Кемерове. Мешают активность крупных федеральных и межрегиональных компаний, отсутствие заинтересованности в интернет-услугах и информации у населения Кузбасса и нецивилизованная конкуренция. После того как рекламные бюджеты стали активно «перетекать» в Интернет, многие представители IT-сферы начали поспешно создавать различные небольшие сайты, а чтобы собрать приличную аудиторию – воровать контент на крупных сайтах. «Например, я регулярно встречаю новостные тексты со своего портала на других небольших сайтах», – говорит Вячеслав Анисимов, директор ООО «Медиа Линк». В результате, в сети началась даже война за чистоту контента – в оригинальные тексты вставляют специальные коды, которые при копировании и вставки позволяют отслеживать «воришек».
А для увеличения доходов в сети набирают оборот продажи ссылок с других сайтов. «Торговлей ссылок занимается даже web-версия газеты «Комсомольская Правда», – отметил Алексей Кемеровский. Максим Колпаков не стал скрывать, что и проект А42 продаёт ссылки на своей площадке. И этот подход позволяет приносить неплохую косвенную прибыль интернет-проектам.
Ольга Лобанова

Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко