-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 04.04.2011

Вселенная Сибирь

Счастливый случай познакомил меня с писателем Михаилом Тарковским, побывавшим недавно в Кемерово. Знакомство обернулось получением в подарок его трёхтомника, увидевшего свет в новосибирском «Издательском Доме «Историческое наследие Сибири». Да и дарственные надписи автора — в трёх разных вариантах — немалого стоят. А сверх того ещё и первый давний —выпуска 1991 года — московский поэтический сборник («дипломная работа», — объяснил сочинитель) был добавлен к дареным книгам после короткого разговора с их автором.
 
Михаил Тарковский родился в Москве в 1958 году. Он племянник великого кинорежиссера Андрея Тарковского, получается, что внучатый племянник замечательного русского поэта Арсения Тарковского.
Человек редкой жизненной крепости, о чём в полном мере свидетельствует его жизнь на суровом севере Красноярского края – вы видели хотя бы ещё одного москвича, добровольно проживающего в Сибири? – он после окончания Московского государственного педагогического института по специальности география и биология работает на Енисейской биостанции. И уже в двадцать лет становится штатным охотником, затем – охотником-арендатором в Туруханском районе. Помните это географическое название, связанное с местом ссылки Иосифа Джугашвили? Впрочем, об этом у Тарковского ни слова. И правильно: современная Сибирь даёт писателю такое огромное поле для творчества – ни в сказке сказать, ни пером описать.
Прозаик работает настоящим сочным сибирским русским языком, традиционным, на каком говорят и мыслят сибиряки-красноярцы, но и личностно обновлённым, насыщенным авторскими витаминами. На этой грядке можно «пастись» долго, тем более что соперников-литераторов раз-два… Для незнающих приводится словарь в конце каждого из томов. Мне, выросшему недалеко от Енисея коренному сибиряку, нет нужды нырять за смыслом в словарные пояснения – сибирский (енисейско-красноярский) диалект «великого и могучего» получен в дар бесценный с молоком матери. Но как это чудо постиг москвич, то только наличием таланта слышать и запоминать можно объяснить. В то же время корневой, глубинный языковой фирменный «тарковский» стиль, да и смысл тоже, поражает воздушностью, лёгкостью возникновения в их гуще тем и сюжетов.  
Наш сегодняшний разговор всего лишь об одном из новосибирских томов Михаила Тарковского: «Енисей, отпусти!» Кстати, название – вот незадача! – на крышке переплета в двукратном повторении дано неверно: «Енисей отпусти». Верное – на титульном листе. Казалось бы, всего-то запятая и восклицательный знак упущены издателями, но, сколько энергетики сразу испаряется…
«Енисей, отпусти!» – сборник рассказов и повестей, если использовать жанровую терминологию. Но это неожиданная проза, взрывающая все терминологические ограничители. Можно назвать её и бессюжетной, если бы этим особенности произведений объяснялись, или исповедальной, если таким термином опять-таки всё исчерпывалось бы. На самом деле, короткая проза Тарковского – это словно глыбы, вырубленные из жизни и описанные-объяснённые словами. Автор не вымучивает литературу, а радуется и словно творит возвышенную молитву. Её прочтение глазами не только грузит мозги по полной, но и одновременно – парадокс, да и только! – проветривает «серое вещество», меняет горизонт восприятия.
О ком и о чём рассказывается? Герои Тарковского – крепкие, сильные люди, рядом с которыми мельтешат по своим немудрёным делам персонажи слабые, проалкоголенные до костей, либо просто ленивые по жизни, мало ли таких видим мы все в ежедневном жизневерчении.
Главный герой – это, конечно, сам писатель и охотник в одной ипостаси. Знаю по прошлому деревенскому обитанию, как легко прикипают некоторые люди к охоте и бытованию на природе. Жизнь по-настоящему природная встает в полный рост в прозе писателя, жизнь, означающая, что не покорители природы торжествуют, а всего лишь глубоко мыслящая часть её, которая взаимодействует с не мыслящей, не отделяясь и не выделяясь, не возвышаясь – а на равных: взял у матери-природы, отдай что-то взамен. Вот тогда и появляется надежда на гармонию отношений. Всего лишь надежда, которая ещё реализуется ли?..
Наверное, поэтому у Тарковского и язык особый, вязкий, потому, что человек не херувимчик, а огрузший от жизненного опыта, словно корабль, усыпанный налипшими ракушками, движется по бытию к своему окончанию. Но это и светлый язык, чувства вызывает  совсем  как у Поэта: «…И чувства добрые я лирой пробуждал».
Нельзя, живописуя простую жизнь, обойти тему алкогольную, которая в Сибири вырастает в такую гору-монблан, никакой юмор не спасает, когда гнетёт и воняет душа в палёной спиртяге, оставляя после выжженной гари злобу со смертью, воровство и великую ложь, в конечном итоге – распад человечьего. Как мухи, попавшие в пьяный оборот люди, бьются и мрут у Тарковского, и не многим удается возродиться в жизни. Вспоминается, как ушёл из жизни один из близких мне односельчан, замёрз в ледышку под сурово-морозный Новый год в нетопленном из-за запоя доме. Да один он разве, так глупо окончил свой жизненный путь? Могу навскидку вспомнить до десятка фамилий только из нашего поселка подобных «замерзантов».
Но через раздражение к глупому миру Тарковский выходит на осмысление бытия, которое творится в глубинке, там, далеко в Сибири, где мужики затевают строить новый дом, творят настоящее и будущее извечным способом – трудом, охотой, продолжением в детях и внуках.
«…Переполненная счастьем душа», – говорит о главном герое и о себе писатель. И этому веришь, потому что зверь и рыба, полные жизнью солнца и лада, и человек, который берёт от всего сущего, столько, сколько ему требуется, от дара Бога получает свою частичку для пропитания, и тоскует по красоте, и самостоятельно решает великий вопрос долгов перед Дарителем.
Вот герой по имени Митя – мягкий (приятели о таких говорят – рохля), а в самой сердцевине твёрдость мужицкая: променял «птичью работу» орнитологом на уход в одиночество, в тайгу, вслед за мечтой. Но ведь его ещё и микроб писательства поразил, заставил вмыслиться-вчувствоваться в жизнь и судьбу.
Эта проза буквально вопиет: русский человек без красоты природы погибнет. Но и без пищи духовной вряд ли жизнь будет счастливой. Потому-то, утопив на речном пороге книги, которые предназначались для отдохновения душевного в редкие свободные часы в охотничьей избушке, герой-автор обретает почти чудом забытый и истерзанный томик Пушкина – стихи с прозой. Значит, жить будем!
Цитировать Тарковского можно бесконечно. Он не боится, напрочь отвергая современную литмоду на скоропись, развернуть описание человека на несколько абзацев, да и в дальнейшем, раз за разом по ходу дела не забывает добавлять к облику говорящие в полный голос черточки. А как симфонично звучит в его прозе природа: совсем мало кого из современных писателей можно поставить рядом.
«…Тихо плескался Енисей у ног. Плескался как близкое существо, как старший брат, с которого берут пример, по которому равняют свою жизнь…» – Разве можно «глотать» такое, как дешёвое чтиво. Вот автор плотно и осязаемо пишет человека: «Мышц у него было мало, брал жилами, крепко приросшими к суставам. Локти, обёрнутые сухожилиями, казались особенно большими и бугристыми, как нарост на сухой ёлке. И сухожилия его, и кости, и хрящи казались сделанными из другого, особо плотного вещества». Но как же много писатель «поручает» окружающему: «А может быть, природа – самый простой язык, на котором небо разговаривает с людьми?»
Чистая хрустальная поэтическая проза!
Часто спрашивают, а где они, живые классики в современной русской литературе? Да вот же один из таковых, живущий рядом, среди народа сибирского, Михаил Тарковский, творчество которого будет ещё и прирастать, и полниться.
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко