-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 11.04.2011

Дороги, выбирающие нас

Русские дороги в силу своего перманентно отвратительного состояния — хорошие «пути следования» — оставили пропаханный след в национальном самосознании.
 
Один из лучших специалистов по истории средневековой Руси, автор многих книг Николай Борисов, прилично поколесивший по России, написал книгу «Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья», которую выпустило издательство «Молодая гвардия». Автор исследует болезненную тему, которая нашла отражение даже в устном народном творчестве: сказках, легендах, песнях, пословицах и поговорках. А так как бездорожье, как хорошо известно, одна и двух главных бед нашей страны (вторая — дураки), то воспринимается она русским человеком близко к сердцу.
Но мы нация непоседливая, снующая по безоглядным просторам двух континентов, и даже в Америке успели застолбить немаленький кусочек землицы, позже уступленный за бесценок растущим амбициям США. Как совмещается страсть к путешествиям и отсутствие нормальных дорог — загадка.
Автор старается её разгадать, поделив повествование на две части: первая — рассказ о путешественниках и путешествиях по России XIX века, вторая часть – путешествие из Москвы в Ростов Великий уже в наше время.
Для достоверности историк берёт в собеседники наиболее знаменитых путешественников по России, изложивших письменно свои впечатления от наших необъятных просторов. Всего же в списке использованной литературы у Борисова 221 произведение, на которые он постоянно ссылается и куски которых, иногда объёмом до нескольких страниц, цитирует. 
Сознательно и с чувством русский путешественник начал путешествовать с лёгкой руки Карамзина. Вообще­то «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева было много раньше, но кто тогда знал эту книгу?  Карамзинские же «Письма русского путешественника» воспламенили многих — оказалось, можно ездить, любоваться, повышать в крови адреналин, да и ещё оставить потомкам свои приключения для чтения.
Взрыв интереса к путешествиям по России пришелся на вторую четверть XIX века — страна была огромной, прекрасной и таинственной. Многие из путешественников на собственном примере демонстрировали парадокс русской жизни — страсть к быстрой езде и плохие дороги.
Как и водится в нашей стране с хитромудрым населением, которое к тому же само себе на уме, доблестные крестьяне рыли на дорогах поперечные овраги и ямы, чтобы за дополнительную денежку показать наиболее удобные объезды. С путеводителями тоже у нас проблема. Впрочем, сейчас по примеру туристических стран, мы тоже начинаем строить легенды для заманивания легковерных посетителей из зарубежья. Кузбасс, к примеру, придумал бренд «Йети». На Алтае начали муссировать тему Кащея Бессмертного. А подробные справочники придут следом за массовым туризмом, никуда нам от этого не деться.
В 70­е годы XVIII века  при очередной реформе почтового ведомства зазвенел на российских просторах знаменитый поддужный колокольчик: его необходимость под дугами курьерских и почтовых лошадей была предписана строгими указаниями власти. Звон колокольчика предупреждал – почта едет. Однако этот спецсигнал «частникам» категорически воспрещался. Впрочем, сегодняшнее государство со своими службами точно также вылавливает любителей «мигалок», даже синие ведёрки, выставляемые в знак протеста против чиновничьей привилегии, попадают под тяжелую длань государства — отбирают безжалостно.
Примерно в одно время с колокольчиком появляется знаменитая русская тройка, которой многие пропели восторженную песнь, среди самых вдохновенных певцов — Николай Гоголь, тоже знаменитый путешественник.
В первой части автор доводит повествование вплоть до начала XX века, попутно буквально вывалив уйму самой разнообразной информации. Отметим описания экипажей, в особенностях которых для современного читателя черт ногу сломит; гостиницы того времени с литературными примерами встают как живые; почтовые станции, провинциальные города, верстовые столбы и много­много всего. 
Первая часть, хотя и написана построже, без излишних авторских изысков, мудреных эпитетов и метафор, скажу честно, легла на мою читательскую душу легко и с большой пользой. Хотя и вторая часть, прежде всего для современных путешественников центральной полосы России, придется впору. Она и называется по­современному: «Автомобиль, или возвращение путника».
Рассказчик сам неоднократно проехал по старой Троицкой дороге от Москвы до Ростова Великого, минуя, с остановкой конечно, Троице­Сергиеву лавру. Чем ещё интересен этот рассказ, так это постоянными отклонениями в ту сторону, где есть что посмотреть. А в этих местах, где возникло централизованное Московское государство, буквально каждая пядь земли может о многом поведать, надо только уметь прислушиваться и вглядываться.
Здесь хождение (с большим историческим предуведомлением)  начинается от железнодорожного вокзала. Попутно отклоняемся на Пятницкое кладбище, порефлексировав на кладбищенскую тему, затем на ВДНХ, сегодняшний ВВЦ, чтобы поозираться по сторонам и словесно припечатать этот рай земной для бедных, мало чего видевших в жизни советских людей.
Автор считает, что Сталин в свое время понял, о чем мечтал русский крестьянин, истинный заказчик грандиозного земного рая  — коммунизма. Вождь, в рамках воплощения этой концепции, принял на себя роль «земного бога». В подкрепление своих размышлений  историк вспоминает слова ещё одного умного современника о ВДНХ, как о самом ярком воплощении советской мифологии, добавляя, что без системы мифов как совокупности идей и чувств, обеспечивающих единство социальной группы, ее нацеленность на решение мобилизационных задач, не обходится ни одно общество. На мой читательский взгляд сегодня в стране идет острая схватка сил, которые предлагают или готовы предложить России новую мифологию. Наверное, какая­то из этих групп каким­то изощренным способом победит, и тогда мы увидим очередное мифологическое создание «нового» общества. 
А мы тем временем путешествуем по старой Троицкой дороге, забредая по пути то в село Воздвиженское, где когда­то царевна Софья отправила на казнь князя Хованского с сыном (помните оперу «Хованщина»), то в село Радонеж – в сознании сразу всплывает великий Сергий Радонежский, «золотая легенда России», ради которого, во многом, и написана эта часть книги.
Но для чего же мы погружались вместе с автором в седую старину, всматривались в современность, сравнивая и раздумывая? Историк дает свой ответ: «…Возвращение в Россию» необходимо для самоидентификации личности и общества, для ясного понимания кто ты, откуда пришел и куда идешь».
Вполне достойный ответ.
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко