-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 18.04.2011

Активное ожидание

Сезонность — один из главных признаков рынка стройматериалов. Сейчас, когда отрасль на пороге новой активной фазы, многие участники рынка не спешат прогнозировать рост производства и продаж. Причина тому ряд изменений, которые произошли в кризисный период. Накануне нового строительного сезона «Авант­ПАРТНЕР» выяснял, в каком состоянии к нему подошли предприятия.
 
Крупных банкротств не было
До конца 2008 года отрасль развивалась масштабными темпами, начиная с 2004 года рост в абсолютном выражении составлял не менее 10% к предыдущему году. Но в кризисный 2009 год вследствие снижения спроса индекс промышленного производства снизился почти на 40%.
Отметим, что на фоне «строительного бума» предыдущих лет инвестиционная привлекательность отрасли была очень высока, рынок требовал всё больше материалов, поэтому компании активно вкладывали средства в расширение и модернизацию производства, зачастую это были деньги заёмные. Естественно, необходимость обслуживания кредитов на фоне падения продаж поставила предприятия на грань выживания. Впрочем, по информации департамента строительства, крупных банкротств в отрасли не произошло. Некоторый оптимизм внушает и тот факт, что, несмотря на кризис, продолжилась реализация новых проектов, таких как строительство новой технологической линии «ТехноНиколь-Сибирь» по производству минераловатной плиты, проектирование Учуленского цементного завода, разработка проекта горных работ юго-западного участка Яшкинского месторождения цементного сырья.
В 2010 году объём производства вновь начал увеличиваться — рост составил 6%. В натуральном выражении объём отгруженной продукции превысил 10 млрд рублей.
На сегодняшний день в Кузбассе производят все виды основных строительных материалов и изделий, необходимых для нормальной работы строительного комплекса. Недостаток производства целого ряда строительных конструкций, изделий и материалов покрывается за счёт импорта из других регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья. По информации департамента, больше всего, импортируется стекло, лакокрасочные изделия, строительные смеси и кровельные материалы.
 
По данным департамента строительства областной администрации, в Кемеровской области производством строительных материалов занимаются порядка 360 предприятий, из них около 50 крупных и средних, в том числе два цементных завода мощностью 4,8 млн тонн цемента в год, 11 заводов по производству кирпича и стеновых блоков мощностью 217 млн штук условного кирпича в год, более 20 заводов по производству сборного железобетона, товарного бетона и раствора мощностью 730 тыс. кубометров в год, 4 завода крупнопанельного домостроения мощностью 380 тыс. кв. метров жилья в год, 14 карьеров по добыче нерудных строительных материалов мощностью более 11 млн кубометров в год и один завод по производству мягких кровельных материалов мощностью 15 млн кв. метров в год.
Крупнейшие предприятия области — ООО «Топкинский цемент», ЗАО «Томь­Усинский завод железобетонных конструкций», ООО «Ленинск­Кузнецкий завод строительных материалов» и ОАО «Березовский ЗКПД». Основной продукцией предприятий стройиндустрии являются цемент различных марок, железобетонные конструкции и изделия, бетон товарный, кирпич строительный и декоративный, минеральная вата. Лидером отрасли является ООО «Топкинский цемент», входящее в ХК «Сибирский цемент» (самая большая часть холдинга). Отметим, что «Топкинский цемент» является крупнейшим производителем цемента за Уралом и контролирует 65% рынка цемента Западной Сибири.
 
У кого растут продажи
Как известно, два кризисных года регион выполнял свои строительные планы, за счет завершения строительства начатых ранее объектов. В 2010 году строителям удалось сдать немногим больше 1 млн кв. метров жилья, на 2011 год регион взял на себя обязательства по вводу 1,112 млн. кв. метров, как уверяли областные и местные власти, для реализации запланированных объемов есть площадки и проектно-сметная документация. По оценке заместителя начальника департамента строительства Александра Шнитко, это даёт отрасли шанс достигнуть хороших показателей роста и выйти на докризисные объёмы.
О росте строительного рынка, казалось бы, свидетельствуют результаты работы крупнейшего игрока на рынке стройматериалов  — ООО «Топкинский цемент». В первом квартале текущего года предприятие произвело 330,408 тыс. тонн цемента, что на 26% выше плановых показателей и на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таковы данные компании. Однако опубликованные данные Кемеровостата если и внушают оптимизм, то весьма сдержанный. Так, с начала текущего года (с января по март) на территории области введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 199 тыс. кв. метров, что на 3,7% меньше уровня соответствующего периода 2010 года, из них 75,7% построены в городах и посёлках городского типа. И действительно, далеко не все участники рынка почувствовали улучшение ситуации.
Как сообщил Максим Переберин, руководитель обособленного подразделения ООО «ТехноНиколь» в Новокузнецке, продажи в Кузбассе в 2010 году у компании выросли на 50%, но это было обусловлено не ростом рынка в целом, а завоеванием его большей доли. В числе конкурентных преимуществ, позволивших добиться такого результата, руководитель «ТехноНиколь» в Новокузнецке назвал сервис: доставку, кредит (за счёт собственных средств компании), техническую поддержку, а также качество продукции.
«Улучшения ситуации не происходит, — отмечает Максим Переберин. — На юге региона закладки новых крупных объектов я не вижу, в Новокузнецке о новом строительстве говорить не приходится, поскольку простаивает много построенных ранее квартир. Оживления в коммерческом строительстве нет. Значительная доля наших поставок сегодня приходится на госзаказ, на программу переселения из ветхого и аварийного жилья, а также на проекты, связанные с ремонтными работами». По словам собеседника «Авант-ПАРТНЕРа», в соседних регионах, например, в Красноярском крае и на Алтае, ситуация со строительством заметно лучше.
О том, что делают сегодня ставку в основном на госзаказ, заявляют и многие другие производители стройматериалов. Отметим, что поставки на такие объекты вряд ли позволяют производителям поправить своё пошатнувшееся в кризис финансовое положение  — стройки по госконтракту подразумевают минимальные цены и существенные отсрочки платежа, поскольку бюджетные проекты не авансируются. Но производители соглашаются и на такие условия. «Конечно, такие поставки позволяют лишь выживать, о рентабельности нет и речи», — отмечают в занимающемся производством железобетонных изделий ООО «Транссибстрой».
Примечательно, что кузбасских производителей железобетона в кризис подкосила и конкуренция со стороны алтайских производителей, которые не только зашли на региональный рынок, но и за счёт демпинга «уронили» цены. По информации источника в ООО «Транссибстрой», цены резко снизились на 10% зимой 2008-09. С 1 января текущего года кемеровские производители вернули цены на докризисный уровень, но это не улучшило финансовое положение, поскольку выросли налоги, а также стоимость электроэнергии и металлопроката. «Выживаем за счёт того, что находим бартерные схемы, — добавляет собеседник в ООО «Транссибстрой». — Специфика рынка ЖБИ такова, что длинное транспортное плечо значительно снижает конкурентоспособность продукции. Такие заводы есть во всех соседних регионах, рассчитаны они на локальный рынок, поэтому об увеличении рынка сбыта говорить не приходится». Эти же соображения позволяют местным производителям удерживать позиции на рынке: застройщики понимают, что поставки железобетона из другого региона — это всегда риск, поскольку любая поломка транспорта может заморозить стройку на какое-то время, к тому же требуется вместительный приобъектный склад стройматериалов. Всё это оказывается аргументом в пользу местного производителя.
Одним из способов выживания для некоторых компаний стало собственное строительство. Так, по словам генерального директора ООО «Экономный Дом» Евгения Варсеева, порядка 60% продукции сегодня уходит на собственные нужды (предприятие производит теплоэффективные стеновые блоки «Теплостен»), остальное — сторонним организациям. Строительство входит в число предоставляемых услуг и у ООО «Сибпроект» (компания производит полистиролбетон).
 
Сами они местные
Кризис привёл и к некоторым структурным изменениям на рынке. Так, в поиске логистической оптимизации ведущие мировые производители стройматериалов открыли производства в России, чтобы быть ближе к рынку сбыта. По оценке Елены Левшовой, директора по оптовым продажам группы компаний «Стройкомплект», некоторые группы, представленные в ассортименте материалов оптового направления компании, до 90% состоят из продукции российского производства, в то время как ещё 10 лет назад была обратная картина. Собственно региональные компании стройиндустрии также имеют тенденцию к развитию, что приводит к появлению материалов с более низкой конечной стоимостью (логистика и близость сырьевой базы значительно влияют на цену). Так, в Кузбассе сегодня развито производство материалов в таких категориях, как двери, обои, канализация, сухие строительные смеси, лакокрасочные материалы, панели, гипсокартон, теплоизоляция и другие. Осталось завоевать лояльность покупателей. Профессионалы при выборе строительно-отделочных материалов ориентируются на два главных фактора: высокие потребительские свойства товара и его цена.
«Доля материалов местного производства в ассортименте компании «Стройкомплект» очень мала, хотя у нас есть успешный опыт сотрудничества, например с производителем сухих строительных смесей «Профикс», — отмечает Елена Левшова. — Пока товары кузбасских производителей конкурируют за счёт цены, но отстают от аналоговых позиций ведущих мировых фирм по своим потребительским свойствам. Производство стройматериалов — достаточно затратная и требующая постоянных инвестиций отрасль, здесь нужно постоянно развиваться, и не всегда производители Кемеровской области выдерживают конкуренцию. Например, несколько лет назад зашли на рынок кузбасские производители лакокрасочных материалов. Сейчас их почти не осталось, так как покупатель выбрал другого производителя».
Новичкам на рынке строительных и отделочных материалов приходится столкнуться с такой проблемой, как консерватизм строительной отрасли, представители которой склонны доверять лишь проверенным маркам. Что касается ценовой политики, то производители известных брендов также не стоят на месте, прекрасно ориентируясь на рынке: например, в кризис все они запустили линейки товаров эконом-класса. Продукт дешёвый, качество высокое, бренд известный, в результате строители покупают его.
«В нашей компании проводится экспертная оценка строительных материалов (как местных марок, так и известных брендов), — добавляет Елена Левшова. — Это внутреннее испытание для сравнения характеристик аналогичных товаров. Так, гипсокартон проверялся на прочность, сгибаемость, хрупкость, пористость. По технологическим характеристикам более высокие показатели у известных марок. Но местные более конкурентоспособны по цене и их логичнее использовать на неответственных участках работ — при черновой отделке или в подсобных помещениях».
Среди «слабых мест» местных производителей участники рынка называют также слабость маркетинговой политики.
Впрочем, отдельные производители, даже совсем недавно появившиеся на рынке, успешно продвигают свою продукцию: «Наша продукция поставляется в магазины Новокузнецка, Киселёвска, Осинников, Междуреченска, Мысков, -— рассказывает начальник отдела продаж ООО «Сибпроект» Михаил Пинаев. — В завершающей стадии переговоры на поставки в магазины «Первомастер» и «Доминго». Правда, в развитии бизнеса появляются новые сложности – проблематично внедриться в крупное строительство. «Все необходимые сертификаты нами получены, но заключить договоры с крупными строительными организациями трудно, поскольку у них давно налаженные отношения с другими поставщиками, которые они не хотят разрывать, — сетует Михаил Пинаев. — Проектные организации предоставляют проекты не особенно ориентируясь на новые материалы».
Впрочем, далеко не все производители стремятся реализовывать свою продукцию через кого-либо. По словам Евгения Варсеева, с ООО «Экономный Дом» пытались сотрудничать несколько дилеров, но в результате ничего не вышло: «Иногда перепродавцы начинают задирать цены. Зачем покупателю платить наценку, даже если она всего 5%? Людям проще к нам приехать и купить. Даже из Салаира, Хакассии приезжают. В Интернете у нас есть сайт, все, кому интересно, про нас знают. К тому же для торговых сетей скидки придётся делать по объёмам, а у нас объёмы и так не сильно большие».
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко