-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 31.05.2011

Адвокаты Кузбасса: мнения разные, профессия одна

Компания «Маркет Аналитика» опубликовала маркетинговое исследование Российского рынка юридических услуг. Как говорится в этом документе, «Российский рынок юридических услуг, наряду со многими отраслями экономики, находится под влиянием таких социально­экономических показателей как: ВВП, уровень инфляции, уровень доходов населения, уровень занятости».
 
В каком состоянии сегодня находится кузбасский институт адвокатуры? Отвечая на этот вопрос, ведущие эксперты «Авант­ПАРНЕТРа» высказывали совершенно разные точки зрения. Адвокат Правового центра «Статут» Анатолий Имгер обращает внимание на то, что положение на этом рынке нельзя назвать стабильным, «Слишком много создается юридических фирм­однодневок и виной тому существующее законодательство, — подчеркивает он.  — Как бы это курьёзно не звучало, но юридическую фирму может зарегистрировать физическое лицо, не имеющее юридического образования, ибо согласно существующего законодательства оказание юридических услуг не лицензируется. Это абсурд, потому что любой юрист, любой адвокат, работает как врач с человеческим материалом и должен обладать высочайшими профессиональными навыками: обширными знаниями и опытом работы. На деле всё происходит совершенно по­другому. В Кузбассе и в Кемерове сотрудники многих юридических фирм не являются профессионалами в своём деле и не могут оказать населению качественную юридическую помощь». Сопредседатель коллегии адвокатов «Регионсервис» Сергей Учитель в принципе согласен с этой оценкой, но подчеркивает разницу в государственном регулировании и неоправданные различия в подходах к группам лиц, оказывающих платную юридическую помощь: «складывается абсолютно ненормальная ситуация, когда вопросы оказания услуг по лечению животных (ветеринарные услуги) или услуг по прокату машин, платные медицинские услуги и многие другие виды услуг регулируются на уровне государства, а вопросы, связанные с оказанием юридических услуг остаются вне сферы правового регулирования либо регулируются крайне избирательно в отношении адвокатов и нотариусов. Сегодня профессия юриста стала сродни профессии «таксиста­бомбилы», разница только лишь, что один выезжает на заработки на «шестёрке», а другой на респектабельном «Мерседесе». Какие­либо правила игры отсутствуют как таковые, т.к. отсутствует законодательное закрепления понятий «квалифицированная юридическая помощь», субъектов, имеющих право её оказывать и порядка её оказания».
Кризисный период, по оценке адвоката Евгения Мещерякова (адвокатский кабинет «Финансовое и корпоративное право») только добавил юристам работы. Существенно увеличилось количество обращений по вопросам взыскания задолженности, банкротства, споров между банками и заёмщиками. «Количество заключенных нами соглашений об оказании юридической помощи увеличилось в полтора раза, хотя одновременно встал вопрос о платежеспособности наших клиентов. Но в целом удалось найти взаимоприемлемые и достойные способы выхода из этой деликатной ситуации», — говорит Мещеряков. С ним согласен и председатель коллегии адвокатов «Цитадель» Иван Морохин: «На нашей деятельности, кризис практически не отразился. Ну разве только люди стали чаще просить о скидках, но это скорее потому, что люди понемногу учатся считать свои деньги, и желают знать, за что именно они платят». Иначе оценил положение дел Сергей Учитель: адвокат заявил о том, что в Кузбассе вообще нет рынка юридических услуг: «Все, что происходит у нас можно охарактеризовать одним словом — «базар»,  — иронизирует Учитель. — Не смотря на огромное количество юридических фирм, адвокатских образований, частнопрактикующих юристов и адвокатов, приходится констатировать, что вся конкуренция на рынке юридических услуг Кузбасса, строится по сценарию известного ролика о рекламе стирального порошка: «Зачем покупать дорогой стиральный порошок, если внешне после стирки нет никакой разницы с дешёвым?». Подобная стратегия является ничем иным, как «миной замедленного действия» для всего юридического бизнеса. Делая скидки и снижая цены, формируя ценовую политику исходя из платежеспособности клиента на юридические услуги в период кризиса, после его завершения невозможно побудить клиента платить большие деньги. Кроме того, в глазах клиента такая ценовая политика выглядит так: «Меня все это время «разводили» на деньги, и только кризис заставил сделать ценовую политику юридических фирм более адекватной». Большое количество фирм, оказывающих юридические услуги в Кузбассе, обусловлено существенным количеством учебных заведений без устали выпускающих великое количество юристов, которые учреждают бесчисленное количество юридических фирм. До сих пор рост юридических фирм, в отличие от адвокатских организаций различных организационных форм, происходит стихийно, без соблюдения каких­либо стандартов оказания правовой помощи, иногда и попросту без наличия у новых энтузиастов рынка юридических услуг какого­либо правового образования. Анатолий Имгер уверен, что количество некачественных юридических услуг в неадвокатском секторе будет увеличиваться. «Круг представителей из числа юристов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах должен быть ограничен юристами­адвокатами и штатными юристами  — юрисконсультами предприятий»,  — заявляет эксперт. 
Все эксперты обратили внимание на общий низкий уровень правовой культуры населения, а так же на то, что многие граждане вообще не готовы оплачивать квалифицированную юридическую помощь, предпочитая пользоваться всевозможными шаблонами, или готовить процессуальные документы самостоятельно, «по наитию». Конечно, результаты таких попыток часто бывают плачевными — надежды на то, что «суд во всём разберется», оправдываются крайне редко, и скорее случайно. «К нам часто обращаются граждане на крайне запущенных стадиях процесса, и решения по делам которых уже вынесены, жалуются на отсутствие реальной помощи от бывших представителей. К сожалению, мы не всегда можем исправить чужие ошибки», — утверждает Иван Мирохин. Тем не менее можно уверенно сказать, что за 2000­2010 год шёл устойчивый процесс перехода деятельности юридических лиц в правовое поле. Евгений Мещеряков со ссылкой на Высший Арбитражный суд приводит такую статистику исков: в 2000 году в арбитражные суды поступило около 650 000 исковых заявлений, а в 2010 году — 1 200 000. «В целом, текущее юридическое обслуживание предприятий является полем деятельности штатных юрисконсультов, — подчёркивает адвокат Мещеряков. — Специфика деятельности штатного юрисконсульта — перенос пика профессиональных усилий из судебно­процессуальной сферы в сферу договорной и кадрово­трудовой деятельности, помноженных на необходимости стремительно реагировать на актуальные пожелания руководства предприятия».
Фактически большинство операторов на рынке юридических услуг Кузбасса превратились в «дискаунтеров», готовых «продавать» свои услуги за любые деньги, лишь бы шёл клиент, считает Сергей Учитель. «Например, проведение процедур банкротства под силу многим юристам, знакомым с нормами законодательства о банкротстве. И многие могут добиться внешне для клиента положительного результата — спасение активов. Однако сделать «спасённый» бизнес работоспособным, грамотно его структурировав, — удел профессионалов высшей категории. Либо провести процедуру банкротства так, чтобы максимально учесть интересы кредиторов, а не просто распродав все имущество с молотка. Многие ли могут похвастаться «спасением» бизнеса путем заключения мирового соглашения?» Качественная юридическая помощь должна стоить дорого, уверены адвокаты. Каждый человек всегда должен иметь выбор: либо обратиться за помощью к самому лучшему, но очень дорогому специалисту в своём деле, либо прийти на приём к «юридическому фельдшеру», который практически за бесплатно «лечит аспирином» все болезни. «К сожалению, более 90% юридического рынка Кузбасса  — это «юридические фельдшеры»,  — считает Сергей Учитель.
Со времени перехода большинства адвокатских и юридических фирм под крыло Москвы (с тех пор, как большинство крупных предприятий области стали подконтрольны управляющим компаниям, расположенным в столице), работа региональных фирм если и изменилась, то только к лучшему, считает большинство экспертов. «Появились более солидные партнёры, отсюда появились более солидные и высокооплачиваемые дела, что весьма положительно отразилось на финансовом состоянии нашей фирмы, — заявляет Анатолий Имгер. — У нас существует тесный контакт с управляющими компаниями, расположенными в г. Москве». Председатель коллегии адвокатов «Цитадель» Иван Морохин твердо уверен, что «всем нам пора отходить от принципов региональной привязки своей деятельности к месту жительства. Во всяком случае, адвокаты нашей коллегии уже не первый год работают в самых разных регионах и активно сотрудничают с коллегами из очень многих городов и даже других стран. Московские, да и не только Московские, компании регулярно обращаются к нам за помощью в представлении интересов своих компаний в судах, проведении переговоров, подготовке документов. Интернет позволяет обмениваться информацией почти мгновенно, и необходимость личных встреч и обмена бумажными документами сведена к минимуму». Евгений Мещереков, подчеркивая, что говорит только о собственной деятельности, указывает на сокращение числа обращений предприятий — крупных и средних налогоплательщиков, связанных с оспариванием решений налоговых органов. Эти дела перекочевали из Кузбасса в арбитражные суды по территориальности предприятий и, соответственно, контролирующих налоговых органов. Некоторые нюансы вносит «договорная подсудность», когда предприятия­стороны договора избирают подсудность не по месту нахождения ответчика, а в Арбитражном суде города Москвы безотносительно к месторасположению сторон в договоре.
Дина Ахметова

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко