-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 28.06.2011

Шведская высадка в центре Евразии

 
Единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии уже стало реальностью. Общий рынок с отсутствием препятствий для перемещения товаров, капиталов и людей сформирован. На бытовом уровне или применительно к экономике отдельных регионов это может быть и не так заметно, но очевидно, что у этого политического решения – далеко идущие экономические последствия. С 1 июля начинает действовать таможенный союз трех государств, отменяются таможенный, транспортный, санитарный и ветеринарный контроль на границах.
 
Интересно, что кануном открытия границ стал запуск известной в России (но пока ещё не так хорошо в Казахстане) сети оператора мобильной связи Tele2. Шведская компания из европейского оператора фактически стала евразийским, запустив четыре сегмента своей сети в Казахстане – в двух областях на северо-западе, в центре страны, и в её экономической столице – в Алматы и Алматинской области. Как и в России новый «игрок» на телекоммуникационном рынке Казахстана сделал ставку на низкие цены, а в рекламной кампании – на привычные образы киношных «мафиози».
Эти и некоторые другие ходы Tele2 уже хорошо известны российскому рынку, другие, как, к примеру, фирменные салоны нового формата, ещё предстоит узнать, но они вполне доказывают единство экономического и социокультурного пространства России и Казахстана, не разрушенного до конца постсоветским раздельным развитием, границами, политическими и национальными отличиями. Что совсем неплохо и для российского бизнеса и для простых граждан.
Андрей Смелков, председатель правления «Tele2 Казахстан», представлявший журналистам открытие сети компании в Алматы в начале июня, сообщил, что Казахстан стал уже одиннадцатой страной, в которой она начала работать. В марте 2010 года шведская компания приобрела мажоритарный пакет местного оператора «Мобайл Телеком-Сервис», работавшего под маркой Neo, полностью заменило оборудование его сетей, чтобы можно было поддерживать стандарт 3G, расширила территорию покрытия, подготовила новые тарифные планы. И с апреля нынешнего года стартовала в Казахстане уже под своим брендом, соответственно, как оператор-дискаунтер.
По данным Андрея Смелкова, тарифы на мобильную связь в Казахстане очень высоки – в среднем в 2 раза выше, чем в России, в 3 – чем в Кыргызстане, в 5 – чем в Узбекистане. Притом, что потребность в общении никак не меньше, чем в соседних государствах. Ситуация похожая на ту, что была в России где-то до середины 2000-х гг., когда в регионе доминировал один оператор (обычно первым построивший свои сети), который мог устанавливать фактически монопольно высокие тарифы, завышенную стоимость соединений с номерами других операторов и т.д. Похожая ситуация сейчас и в Казахстане. Уличная реклама зазывает подключаться к оператором (один из крупнейших – российский «Би Лайн») по особо выгодным тарифам в 25 тенге (5 тенге = 1 рубль) за минуту разговора. Предложения 7-8 тенге за минуту разговора имеют обычно мелкошрифтное примечание под звездочкой, что такая стоимость начинается с третьей или со второй минуты разговора, а первая обойдется уже в 22-29-35 тенге. Более подробное с тарифами местных операторов удивляет уже непривычными для России плата за подключение, авансовыми платежами, малым количеством бесплатных минут при ежемесячной абонплате.
Понятно, что Tele2 предложила на открытии своих сетей в Казахстане три тарифа заметно ниже среднерыночных: один со стоимостью минуты в 8 тенге на звонки во все сети, другой – со стоимостью 3 тенге по сети Tele2 и 20 тенге за звонки в другие сети, и тариф для мобильного Интернета со стоимостью 1 Мб трафика не более 8 тенге. По российским меркам эти тарифы скорее выше рыночных, но по казахстанским их вполне можно назвать скидочными. И на телекоммуникационном рынке единое экономическое пространство ещё предстоит построить.
Запуск сети Tele2 в Алматы, естественно, сопровождался различными рекламными акциями (раздача сертификатов на подключение с 1000 тенге на счете, большой бесплатный концерт в центре города, открытие фирменных салонов), и другие операторы сделали встречные шаги. Уже вечером накануне официального пуска сети Tele2 можно было заметить срочную замену их рекламы и появление контрпредложений. Вот это уже похоже на те «войны» операторов, которые хорошо знакомы абонентам в России.
 
Алматы производит хорошее впечатление на гостя – очень зеленый город с чистыми ухоженными улицами и великолепным видом на Заилийский Алатау. Впрочем, также было и в начале 90-х гг. прошлого века, когда впервые удалось побывать в этом городе, тогда официальной столице Казахской ССР. Конечно, прибавилось современных жилых и офисных строений, хотя пока преобладают здания советской эпохи, хорошо знакомые по всему бывшему СССР. Но, и это признак уже новой рыночной эпохи, практически все первые этажи зданий перестроены в довольно «пафосные» магазины (многие их них гордо именуются «бутиками») с зеркальными витринами, отделкой фасадов гранитом и нержавеющей сталью, рестораны и прочие коммерческие заведения. Про такое сочетание так и хочется сказать, «Алматы – город контрастов», да только такое характерно и для многих российских городов.
Посетителей в магазинах, «бутиках», ресторанах довольно много, цены вполне сравнимые с российскими, где-то и в чём-то пониже, чем в Кузбассе, где-то повыше. В гастрономах можно заметить подзабытые уже у нас грузинские вина и минеральную воду «Боржоми», много товаров российских марок, особенно, молочных продуктов, и, вопреки обыденным ожиданиям, нет какого-либо засилья китайских товаров. Автомобили на улицах за небольшим исключением иномарки, в основном, поддержанные, в том числе, «праворукие» «японки», российские попадаются крайне редко. Правда, того разнообразия марок, своего рода, «ярмарки тщеславия» автомобилистов, ставшего уже привычным для российских городов, в Алматы не наблюдается. На улицах практически не попадаются такие широко распространенные в России автомобили как «Рено Логан», вся линейка «Опеля», «Шевроле», «Киа» и многие другие, не говоря про такие «народные» в Кемерове машины как праворульные «Тойота Виц» или «Хонда Фит». Бензин стоит дешевле, чем в России (89-93 тенге за литр Аи-92), и с введением единого таможенного союза казахстанцы опасаются, что он подорожает до российского уровня. Несмотря на то, что Казахстан сегодня – один из крупнейших производителей и экспортеров нефти, бензин и другие горюче-смазочные материалы в значительной части ввозятся из России.
Нельзя сказать, что перспективы жизни и бизнеса после создания таможенного союза активно обсуждаются в Казахстане, хотя мимо них, конечно, не проходят. К примеру, исследуется перспектива унификации железнодорожных тарифов в едином пространстве. Сейчас они в случае транзита «иностранных» товаров повышаются, для своих товаров ниже. Планируется, что теперь для участников таможенного союза будут действовать одинаковые внутренние тарифы. Казалось бы, такая перспектива должна радовать бизнес Казахстана, теперь через Россию поставлять зерно, металлы или нефть по железной дороге будет дешевле, но местный бизнес опасается, что теперь благодаря сниженным тарифам «российским экспортерам удастся сместить казахстанские компании с отечественного рынка».
И все же в центре внимания местных деловых изданий внутренние проблемы страны – недостаток нормальных автодорог, медленные темпы их строительства, дороговизна и коррупция (темы хорошо знакомые и в России), необходимость модернизации системы водоснабжения (страна ведь засушливая), отсутствие внятной политики развития туризма. А в обыденном сознании, как и в России чрезвычайно развит «китайский алярмизм» – разного рода опасения в отношении КНР и её намерений. Обсуждают, хотя и не в прессе, любые сценарии и возможности, вплоть до войны, несмотря на то, что Китай никаких поводов для таких подозрений не даёт, выступает в качестве одного из крупнейших инвесторов в Казахстане, покупателем его нефти и газа. Впрочем, возможно это и вызывает у многих эти тревоги. И тот факт, что именно Россия является крупнейшим внешнеторговым партнером Казахстана, а не Китай, даже в деловом еженедельнике подаётся с удивлением – график структуры казахстанской внешней торговли назван «Больше всего товаров Казахстан ввозит из России, а не из Китая, как принято думать». Очевидно, что в обыденном сознании российское присутствие в Казахстане товарами, услугами и капиталами как угроза не воспринимается.
Егор Николаев
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко