-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 28.06.2011

История трёх коллекций

 
Наталия Семенова,  книга «Московские коллекционеры»Искусствовед Наталия Семенова  в молодогвардейской серии ЖЗЛ выпустила книгу «Московские коллекционеры». Её полнокровные герои, три богатыря русского собирательства конца XIX – начала XX века, расшифровываются на титульном листе в развернутом подзаголовке: «С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений».
 
Все они, как и многие другие знаменитые российские собиратели, – выходцы из набравшего мощь купеческого сословия.
Как автор не запутывается в разветвленных родственных связях каждого из героев – с ними в родстве и знаменитая династия Боткиных, и всем известные братья Третьяковы, и Мамонтовы, и иные купеческие фамилии. Многие из родни тоже страстно коллекционировали, обрели известность на этом благородном поприще. В нашей стране в музейных экспозициях вторая по значимости коллекция искусства нового времени после Франции – импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты, «дикий» Матисс и кубист Пикассо, гипнотический Дерен и их знаменитое окружение, – это целиком заслуга гениальных русских коллекционеров.
Хорошо известно, как непросто отвоевывали себе место под живописным солнцем вышеназванные художники у себя на родине. Их картины продавались за смехотворные деньги, предложение  значительно превышало спрос – непривычное искусство, преодолевая отторжение, с муками отвоевывало позиции. Реакция более консервативных российских любителей, отравленных великой русской литературой, буквально поработившей изобразительное искусство, была очень резкой – это было время господства передвижничества, картины русских реалистов взывали к прочтению сюжета, рассказывая самые  разные истории. Новое искусство не воспринималось, прежде всего, по причине иного отношения к миру. Даже критики, среди них громокипящий Стасов, обязанные быть нацеленными на всё талантливое, и те на дух не переносили «эту мазню» – вот определение современниками того, что коллекционировали герои книги.
Русская «живописная» публика довольствовалась «впечатлением глаз», до «впечатления чувств» предстояло дорасти. Троица их «Московских коллекционеров» в полной мере усвоила последнее качество, и деньги, конечно, для них не являлись острой проблемой, может, только Остроухов, в известной степени, не мог размахнуться в приобретениях во всю ширь. И время для досуга было, чего не следует забывать.
Наиболее полную коллекцию «активного, действенного искусства, искусства сегодняшнего, а ещё вернее – завтрашнего, а не вчерашнего дня», собрал Сергей Щукин. В середине 1890­х в России не видывали импрессионистов ни в оригиналах, ни в репродукциях, не считая нескольких картин Дега, Моне и Ренуара с Французской выставки 1896 года в Петербурге. Щукин, заразившийся страстью собирательства от младшего брата, «парижанина» Ивана, имевшего компактное собрание импрессионистов, привез новую живопись в Москву и, конечно же, убил диковинками публику. «Маньяк и безумец!» – Это о нем в то время. Каждая его покупка становилась подвигом. Впрочем, и у него, как и у Ивана Морозова, и Ильи Остроухова виной, по мнению автора книги, «дефектный ген» коллекционерства, передающийся по наследству. Может быть…
Но отчего­то у состоятельных россиян, как правило, из купцов, вышедших из старообрядцев, интерес к собирательству картин возник именно в 1890­х годах. Надо было доказать аристократии свои права на вхождение в высший свет?.. Или действительно их сражала непривычная эстетика?
Собирательский успех сопутствовал тем, у кого был «абсолютный слух» к живописи. Для выдающегося коллекционерства  необходимы особые качества: образование, талант глаза на настоящее в живописи, чтение «правильных» книг художников и искусствоведов плюс парадоксальность мышления, и, безусловно, азарт. Всё это было у нашей тройки в наличии. «Московский «европеист» Щукин с удовольствием и вкусом просветительствовал, русский авангард по большому счету родился в его галерее. Морозов создавал музей, пряча сокровища от дурного глаза. Остроухов был неплохим художником, но бросил это занятие, ради снедающей его страсти, собрав, среди прочего, выдающееся собрание русских икон.
У Щукина картины «кричали». Благодаря ему Москву называли городом Сезанна, Матисса, Пикассо, он стал соучастником художественного процесса, изменил судьбу русской культуры. У Морозова эти же самые художники были «тишайшими». Щукин помогал русской живописцам морально, открывая свою коллекцию перед всеми интересующимися, Морозов – материально, покупая работы русских художников. Остроухов, начав коллекционировать русские иконы в 1909 году, собрав лучшую коллекцию, сделал больше иных для признания нашей иконописи одним из высочайших достижений человеческого духа.
Все три собирателя дожили до октября 1917. Все они поняли: «Собирать не дадут». Все предпринимали шаги по передаче бесценных коллекций государству. В эмиграции Щукин и Морозов изменили свои планы относительно наследования. Вот почему сегодня вывозить, не только принадлежащие когда­то им полотна, но и иную живопись, чревато последствиями: российские экспозиции неоднократно  арестовывались, вызволение их из плена – целые детективы.
Все собрания пережили нелегкие времена, часть великих картин советская власть умудрилась продать небрезгливым западным собирателям. Хорошо, что цены в 20­30­е годы прошлого века на новое искусство была смехотворными, а то бы остались рожки да ножки. Ведь недаром Остроухов в конце 20­х определял свою роль хранителя, как «защиту музея от гадов».
Однако следующие периоды живописной мировой истории – сюрреалисты, экспрессионисты и иные – в государственных музеях нашей страны блестящее отсутствие. Коллекционеров уничтожали как класс, откуда же взяться сокровищам?.. Чтобы посмотреть того же  Дали, требуется потратиться на поездку в Испанию, позднего Пикассо – во Францию. И так со многими.
Каков главный урок русского собирательства? Государство самостоятельно никогда не соберет выдающуюся  коллекцию. Тормозит очень часто финансовая проблема, нерасторопность, нехватка вкуса у бюрократов от культуры. Вывод однозначен: без собирателей, коллекции которых, в конце концов, украсят музеи, не обойтись.
Сегодня богатые россияне вновь начали покупать картины за большие деньги. Пока ещё эти операции осуществляются чаще всего в закрытом режиме: слишком неустойчивая ситуация, слишком опасно широко показывать приобретения. Но никто не станет отрицать – львиная доля собранного останется в России. А ещё греет то, что настоящие коллекционеры почти всегда заинтересованы сохранить для потомков свои детища неразрозненными, потому­то и отписываются государству бесценные дары. Это главный урок книги «Московские коллекционеры».
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко