|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 18 от 11.07.2011
Через две недели многочисленная армия наших граждан, имеющих отношение к сфере торговли, будет отмечать свой праздник — День торговли, который, между прочим, ни в одном календаре в текущем году значиться не будет. Но никакого парадокса в том нет, отмечать несуществующие уже праздники — давняя традиция россиян. Настолько давняя, что Русская православная церковь до сих пор отмечает наступление новолетия по старому допетровскому стилю — 1 сентября, а уж о приверженности наших соотечественников к празднованию «старого Нового года» и говорить не приходится.
Так и с Днём торговли. Сейчас День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищнокоммунального хозяйства официально празднуется каждое третье воскресенье марта (и потому иногда совпадает со всемирным Днём защиты прав потребителя). Эта подвижка случилась по указу Президиума ВС СССР в ноябре 1988 года, а вот с 1966го, когда праздник появился на свет, его и праздновали как раз в июле. И продолжают праздновать по сей день, не забывая, впрочем, и мартовскую дату.
Сегодня «АвантПАРТНЕР» хочет заранее поздравить работников торговли со «старым» Днём советской торговли, а заодно посмотреть, какие изменения с той поры произошли в этой сфере, кто сегодня от имени ритейла «выходит один на один» с покупателем, и как строится подготовка младших специалистов для работы в современных больших торговых залах.
К прилавку «из стационара»
Принято считать (во всяком случае, так было во времена «старого» праздника), что любой профессиональной деятельности обязательно должна соответствовать и профессиональная подготовка. Побывав на одном из занятий, где как раз начинался курс обучения группы будущих продавцов и кассиров для собственной сети магазинов, я услышал, как преподаватель, начиная урок, сказала кандидаткам, что раньше подготовка специалиста такого класса занимала два года обучения в специальном заведении. Удивлению девушек, кажется, не было предела… В самом деле, кто же может позволить себе — при современном ритме работы и жизни — тратить столько драгоценного времени на обучение продавца? Несколько дней и всё — вперёд в торговые залы!
Но оказалось, что старая проверенная система подготовки продавцов, кассиров, контролёров всё же существует и по сей день. В Кемерове, к примеру, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 49» ежегодно выпускает одну-две группы выпускников этого профиля. О том, как идёт подготовка специалистов для торговли, мы попросили рассказать заместителя директора по учебно-производственной работе Светлану Шевалье.
— До перехода на новые стандарты обучения мы вели подготовку по профессии «продавец-контролёр-кассир» по трёхгодичному сроку обучения — на базе 9-ти классов и годичному сроку — на базе 11-ти классов. По окончании обучения выпускникам присваивалось до четырёх квалификаций одновременно: «продавец продовольственных товаров», «продавец непродовольственных товаров», «контроллёр-кассир» и «кассир торгового зала» с присвоением соответствующих разрядов.
Также существовала и программа повышенной профессиональной подготовки, где к названным специальностям добавлялась ещё квалификация «коммерческий агент» по профессии «коммерсант в торговле». Здесь подготовка шла в течение 4-х и 2-х лет соответственно.
Но новые стандарты повышенный уровень отменяют, а обучение по обычной программе будет длиться 2,5 года и 10 месяцев (для учебного заведения такие сроки – не совпадающие со стандартным учебным годом — чрезвычайно невыгодны).
Безусловно, подготовка у нас даёт выпускнику серьёзные преимущества при выборе места работы, сегодня работодатели разбирают их «с руками» ещё до выпуска, а некоторые, получившие от трёх до пяти квалификаций одновременно, начинают карьеру уже с должности администратора торгового зала или менеджера. В принципе, при наличии базовой подготовки нашим продавцам необходим лишь краткий адаптационный курс на рабочем месте. Жаль только, что специалистов мы выпускаем очень мало — в этом году выпустилась группа из 21-го человека. Но это также — результат проблемы с набором именно на эту специальность.
Когда источник кадров — «улица»
Естественно, абсолютное большинство идёт на работу в торговлю — будь то магазин формата «у дома» или крупный гипермаркет — не имея никакого специального образования. Естественно и то, что владельцы небольших магазинов никакой программой подготовки не занимаются, а обучают свой небольшой персонал по нехитрому принципу «делай как я». И естественно также и то, что крупные сети стараются персонал обучать, выстраивая собственные стратегии подготовки и создавая для их реализации специальные подразделения.
В принципе, схемы подготовки специалистов в различных компаниях схожи: собеседование, тестирование, краткий курс основных знаний и навыков, далее — стажировка, которая проходит уже на рабочем месте. Вот как описывает систему подготовки специалистов младшего звена Элина Лерман, ведущий менеджер по обучению Кузбасского филиала компании «Мария-РА».
— Кандидаты на должность продавцов и кассиров, прошедшие собеседование с менеджером по подбору персоналу, направляются к менеджеру по обучению. В соответствии с системой первичной оценки кандидатов им предлагается выполнить ряд тестов, которые выявляют наличие или отсутствие у кандидатов таких профессионально важных качеств, как внимательность, эмоциональная устойчивость и обучаемость. При успешном тестировании кандидат допускается к прохождению обучения по программе адаптивной подготовки для продавцов, кассиров. Длится она для продавцов — 4 дня, для администраторов зала — 2 дня, для операторов — 14 дней, для заместителей директора магазина — 31 день. По окончании обучения кандидаты направляются в магазин, где приступают к своим должностным обязанностям.
Естественно, в различных компаниях свой специфически подход к подготовке персонала. Где-то человека с базовым образованием или имеющего опыта работы, могут принять на работу после курса экспрес-обучения, а где-то оно считается необходимым. Директор по связям с общественностью ООО «Марка Подорожник» Вадим Горяев, говорит, что их компания настаивает именно на таком подходе.
— Работа продавца-кассира в «Подорожнике» имеет специфику, поэтому даже кандидаты с опытом работы в продажах — вне «Подорожника» — или со специальным образованием также проходят обучение. Система подготовки продавца-кассира включает шесть основных блоков и длится пять дней. В программу входят информация о компании, изучение продукции, обучение сервису обслуживания. Также кандидатов учат непосредственно работе продавца-кассира — основным обязанностям, запретам, критериям оценки качества работы. Отдельно изучаются автоматизированное рабочее место, требования кассовой дисциплины и документооборот. После двухдневной стажировки под руководством опытного наставника кандидаты сдают экзамен и потом выводятся на самостоятельную работу.
С учётом требований специфики
Продовольственный ритейл естественным образом является самым широким и массовым сектором розничной торговли, и вне зависимости от походов компаний основа подготовки кадров здесь сходная. Сфера непродовольственных товаров — сложней и разнообразней, а специфика и разнообразие товарных групп заставляет значительно расширять систему подготовки, создавая для этого специальные учебные центры. О том, как это делается в группе компаний «Стройкомплект», «Авант-ПАРТНЕРу» рассказала директор по розничным продажам сети «Большой ремонт» Светлана Зубарева.
— Наше основное звено — это продавцы-консультанты, и потому особое внимание при их подготовке уделяется специфике отрасли. Нам важно, чтобы продавцы не только владели коммуникативными инструментами и технологиями продаж, но и хорошо знали свой товар и специфику работы со строительными материалами в целом. Для реализации этого в компании создан учебный центр. На его платформе и происходит обучение и переподготовка персонала. Причём в направлении обучения торгового персонала особенностям товара мы привлекаем к учебному процессу специалистов, представляющих наших основных поставщиков. Они также проводят специальные семинары и мастер-классы непосредственно на рабочих местах наших сотрудников.
Штрихи к портрету продавца
Вопрос о том, каким должен быть продавец, в первую очередь вытекает из его прямых обязанностей. Разные компании (в магазинах разных форматов) обязанности эти могут варьировать. Вот как описывает систему функциональных обязанностей кассира и продавца в Группе розничных компаний «Системы РегионМарт» начальник отдела по обучению и развитию персонала Ольга Терпугова.
— В магазинах малых форматов у нас работают продавцы-кассиры. Результаты их работы оцениваются (а это влияет на размер премиальной оплаты) по определённым критериям: соблюдение сервиса обслуживания (по конкретной схеме), оперативное реагирование на конфликты, соблюдение кассовой дисциплины и осуществление выкладки в кассовой зоне. Для работы в торговом зале: выкладка товара, проверка ценников на соответствие цене продуктов, проверка сроков годности товаров. Наши продавцы не ведут активных продаж, и потому ведения сервисного диалога с покупателем от них не требуется, вменяется лишь обязанность отвечать на конкретные вопросы, касающиеся товара. Контроль за этим и формализацию его результатов возложен на директора магазина. Кроме того действует система «тайный покупатель» с контрольными закупками, проводимыми работниками офиса компании.
Как видим, система крайне проста, но достаточно понятна и вполне соответствует требованиям к сети магазинов эконом-класса. Хотя кому-то такой сервис может показаться недостаточным. А ведь по заверению представителей практически любой компании ритейла, покупатель со своими требованиями всегда является, как минимум, «главным достоянием фирмы» или чем-то вроде того. Но практика расставляет всё по своим местам и напоминает нам, что у каждого остаётся главный способ оценить уровень подготовки персонала в наших магазинах – «проголосовать ногами». И самому решить, кто и когда по праву сможет назваться продавцом, а заодно – в какой день поздравить нашу торговлю с этим праздником…
Сергей Волков
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |