-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 18 от 11.07.2011

Кто зовётся продавцом

Через две недели многочисленная армия наших граждан, имеющих отношение к сфере торговли, будет отмечать свой праздник — День торговли, который, между прочим, ни в одном календаре в текущем году значиться не будет. Но никакого парадокса в том нет, отмечать несуществующие уже праздники — давняя традиция россиян. Настолько давняя, что Русская православная церковь до сих пор отмечает наступление новолетия по старому допетровскому стилю — 1 сентября, а уж о приверженности наших соотечественников к празднованию «старого Нового года» и говорить не приходится.
Так и с Днём торговли. Сейчас День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно­коммунального хозяйства официально празднуется каждое третье воскресенье марта (и потому иногда совпадает со всемирным Днём защиты прав потребителя). Эта подвижка случилась по указу Президиума ВС СССР в ноябре 1988 года, а вот с 1966­го, когда праздник появился на свет, его и праздновали как раз в июле. И продолжают праздновать по сей день, не забывая, впрочем, и мартовскую дату.
Сегодня «Авант­ПАРТНЕР» хочет заранее поздравить работников торговли со «старым» Днём советской торговли, а заодно посмотреть, какие изменения с той поры произошли в этой сфере, кто сегодня от имени ритейла «выходит один на один» с покупателем, и как строится подготовка младших специалистов для работы в современных больших торговых залах.
 
К прилавку «из стационара»
Принято считать (во всяком случае, так было во времена «старого» праздника), что любой профессиональной деятельности обязательно должна соответствовать и профессиональная подготовка. Побывав на одном из занятий, где как раз начинался курс обучения группы будущих продавцов и кассиров для собственной сети магазинов, я услышал, как преподаватель, начиная урок, сказала кандидаткам, что раньше подготовка специалиста такого класса занимала два года обучения в специальном заведении. Удивлению девушек, кажется, не было предела… В самом деле, кто же может позволить себе — при современном ритме работы и жизни  — тратить столько драгоценного времени на обучение продавца? Несколько дней и всё — вперёд в торговые залы!
Но оказалось, что старая проверенная система подготовки продавцов, кассиров, контролёров всё же существует и по сей день. В Кемерове, к примеру, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 49» ежегодно выпускает одну-две группы выпускников этого профиля. О том, как идёт подготовка специалистов для торговли, мы попросили рассказать заместителя директора по учебно-производственной работе Светлану Шевалье.
 
Светлану Шевалье, заместителя директора по учебно-производственной работе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 49» Светлану Шевалье
— До перехода на новые стандарты обучения мы вели подготовку по профессии «продавец-контролёр-кассир» по трёхгодичному сроку обучения — на базе 9-ти классов и годичному сроку  — на базе 11-ти классов. По окончании обучения выпускникам присваивалось до четырёх квалификаций одновременно: «продавец продовольственных товаров», «продавец непродовольственных товаров», «контроллёр-кассир» и «кассир торгового зала» с присвоением соответствующих разрядов.
Также существовала и программа повышенной профессиональной подготовки, где к названным специальностям добавлялась ещё квалификация «коммерческий агент» по профессии «коммерсант в торговле». Здесь подготовка шла в течение 4-х и 2-х лет соответственно.
Но новые стандарты повышенный уровень отменяют, а обучение по обычной программе будет длиться 2,5 года и 10 месяцев (для учебного заведения такие сроки – не совпадающие со стандартным учебным годом — чрезвычайно невыгодны).
Безусловно, подготовка у нас даёт выпускнику серьёзные преимущества при выборе места работы, сегодня работодатели разбирают их «с руками» ещё до выпуска, а некоторые, получившие от трёх до пяти квалификаций одновременно, начинают карьеру уже с должности администратора торгового зала или менеджера. В принципе, при наличии базовой подготовки нашим продавцам необходим лишь краткий адаптационный курс на рабочем месте. Жаль только, что специалистов мы выпускаем очень мало — в этом году выпустилась группа из 21-го человека. Но это также — результат проблемы с набором именно на эту специальность.
 
Когда источник кадров — «улица»
Естественно, абсолютное большинство идёт на работу в торговлю — будь то магазин формата «у дома» или крупный гипермаркет  — не имея никакого специального образования. Естественно и то, что владельцы небольших магазинов никакой программой подготовки не занимаются, а обучают свой небольшой персонал по нехитрому принципу «делай как я». И естественно также и то, что крупные сети стараются персонал обучать, выстраивая собственные стратегии подготовки и создавая для их реализации специальные подразделения.
В принципе, схемы подготовки специалистов в различных компаниях схожи: собеседование, тестирование, краткий курс основных знаний и навыков, далее — стажировка, которая проходит уже на рабочем месте. Вот как описывает систему подготовки специалистов младшего звена Элина Лерман, ведущий менеджер по обучению Кузбасского филиала компании «Мария-РА».
 
Элина Лерман, ведущий менеджер по обучению Кузбасского филиала компании «Мария-РА»
— Кандидаты на должность продавцов и кассиров, прошедшие собеседование с менеджером по подбору персоналу, направляются к менеджеру по обучению. В соответствии с системой первичной оценки кандидатов им предлагается выполнить ряд тестов, которые выявляют наличие или отсутствие у кандидатов таких профессионально важных качеств, как внимательность, эмоциональная устойчивость и обучаемость. При успешном тестировании кандидат допускается к прохождению обучения по программе адаптивной подготовки для продавцов, кассиров. Длится она для продавцов  — 4  дня, для администраторов зала  — 2 дня, для операторов  — 14  дней, для заместителей директора магазина  — 31 день. По окончании обучения кандидаты направляются в магазин, где приступают к своим должностным обязанностям.
Естественно, в различных компаниях свой специфически подход к подготовке персонала. Где-то человека с базовым образованием или имеющего опыта работы, могут принять на работу после курса экспрес-обучения, а где-то оно считается необходимым. Директор по связям с общественностью ООО «Марка Подорожник» Вадим Горяев, говорит, что их компания настаивает именно на таком подходе.
 
Вадим Горяев, директор по связям с общественностью ООО «Марка Подорожник»
— Работа продавца-кассира в «Подорожнике» имеет специфику, поэтому даже кандидаты с опытом работы в продажах — вне «Подорожника» — или со специальным образованием также проходят обучение. Система подготовки продавца-кассира включает шесть основных блоков и длится пять дней. В программу входят информация о компании, изучение продукции, обучение сервису обслуживания. Также кандидатов учат непосредственно работе продавца-кассира  — основным обязанностям, запретам, критериям оценки качества работы. Отдельно изучаются автоматизированное рабочее место, требования кассовой дисциплины и документооборот. После двухдневной стажировки под руководством опытного наставника кандидаты сдают экзамен и потом выводятся на самостоятельную работу.
 
С учётом требований специфики
Продовольственный ритейл естественным образом является самым широким и массовым сектором розничной торговли, и вне зависимости от походов компаний основа подготовки кадров здесь сходная. Сфера непродовольственных товаров — сложней и разнообразней, а специфика и разнообразие товарных групп заставляет значительно расширять систему подготовки, создавая для этого специальные учебные центры. О том, как это делается в группе компаний «Стройкомплект», «Авант-ПАРТНЕРу» рассказала директор по розничным продажам сети «Большой ремонт» Светлана Зубарева.
— Наше основное звено — это продавцы-консультанты, и потому особое внимание при их подготовке уделяется специфике отрасли. Нам важно, чтобы продавцы не только владели коммуникативными инструментами и технологиями продаж, но и хорошо знали свой товар и специфику работы со строительными материалами в целом. Для реализации этого в компании создан учебный центр. На его платформе и происходит обучение и переподготовка персонала. Причём в направлении обучения торгового персонала особенностям товара мы привлекаем к учебному процессу специалистов, представляющих наших основных поставщиков. Они также проводят специальные семинары и мастер-классы непосредственно на рабочих местах наших сотрудников.
 
Штрихи к портрету продавца
Вопрос о том, каким должен быть продавец, в первую очередь вытекает из его прямых обязанностей. Разные компании (в магазинах разных форматов) обязанности эти могут варьировать. Вот как описывает систему функциональных обязанностей кассира и продавца в Группе розничных компаний «Системы РегионМарт» начальник отдела по обучению и развитию персонала Ольга Терпугова.
 
Ольга Терпугова, начальник отдела по обучению и развитию персонала «Системы РегионМарт»
— В магазинах малых форматов у нас работают продавцы-кассиры. Результаты их работы оцениваются (а это влияет на размер премиальной оплаты) по определённым критериям: соблюдение сервиса обслуживания (по конкретной схеме), оперативное реагирование на конфликты, соблюдение кассовой дисциплины и осуществление выкладки в кассовой зоне. Для работы в торговом зале: выкладка товара, проверка ценников на соответствие цене продуктов, проверка сроков годности товаров. Наши продавцы не ведут активных продаж, и потому ведения сервисного диалога с покупателем от них не требуется, вменяется лишь обязанность отвечать на конкретные вопросы, касающиеся товара. Контроль за этим и формализацию его результатов возложен на директора магазина. Кроме того действует система «тайный покупатель» с контрольными закупками, проводимыми работниками офиса компании.
 
 
Как видим, система крайне проста, но достаточно понятна и вполне соответствует требованиям к сети магазинов эконом-класса. Хотя кому-то такой сервис может показаться недостаточным. А ведь по заверению представителей практически любой компании ритейла, покупатель со своими требованиями всегда является, как минимум, «главным достоянием фирмы» или чем-то вроде того. Но практика расставляет всё по своим местам и напоминает нам, что у каждого остаётся главный способ оценить уровень подготовки персонала в наших магазинах – «проголосовать ногами». И самому решить, кто и когда по праву сможет назваться продавцом, а заодно – в какой день поздравить нашу торговлю с этим праздником…
Сергей Волков
 
 
Юлия Христова, директор службы управления персоналом ООО «ЛУДИНГ­Кемерово»
На Третьей кадровой конференции «Кадровый потенциал Кузбасса. Оценка и развитие» директор службы управления персоналом ООО «ЛУДИНГ­Кемерово» Юлия Христова привела статистические данные на конец 2010 года, согласно которым 25% успешно развивающихся торговых компаний имеют проблемы именно с подбором торговых представителей — менеджеров продаж.
«В 2010 году на работу устроилось 16 тысяч торговых представителей и только 68% из них остались трудиться на новом месте, — говорит она. — Средний стаж работы торгового представителя на одном рабочем месте составляет от 1,5 до 2 лет. Затем этот человек либо перемещается на позицию супервайзера, либо меняет место работы».
По словам Юлии Христовой, люди этой профессии в возрасте 30 лет обычно сменили уже около десяти мест работы. Из числа представителей, которые остаются работать на одном месте, только 27% являются эффективными. Именно они делают 52% продаж в компаниях.
Также, по данным статистики, на 100% плановые продажи и стандарты компаний выполняются торговыми представителями в период между 8­ым и 9­ым месяцем работы. Торговые представители, работающие год и более, могут с абсолютной эффективностью выполнять все стандарты только под строгим контролем супервайзера.
Другая проблема заключается в том, что торговые представители — «это люди, которые не хотят учиться. Они хотят быстро зарабатывать большие деньги».
«При подборе кандидатов существует определенный «прикус» между требованием работодателя и ожиданиями кандидата, — утверждает Юлия Христова. — Например, в глазах работодателя торговый представитель это внешне привлекательный человек. Он успешный, энергичный, активный, эрудированный. Это человек, который всё выполняет легко. Он физически здоров, всегда улыбчив и располагает к общению. Хорошо, если к такому образу прикладываются ещё и профессиональные качества. В таком случае, компания получает готового сотрудника, точно знающего территорию, этапы продаж, умеющего договориться с существующими и будущими клиентами о долгосрочных отношениях, увеличить продажи компании и так далее. К счастью такие торговые представители есть. Они работают успешно и многие из них становятся руководителями. Те же, кто не стал руководителем, работает в компании не более 2 лет».
Работодатели это понимают, поэтому при подборе кандидата несколько редактируют свою заявку, отказываясь от некоторых составляющих идеального образа.
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко