-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 27.07.2011

Вновь грядёт автобум?

 
По данным Ассоциации Европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта  в России за первые 6 месяцев 2011 года выросли на 56% в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года и составили 1 235 442 машины. Кузбасские автодилеры также отмечают значительный рост продаж, но в большинстве случаев это касается моделей попадающих под действие программы утилизации и автомобилей класса SUV. «Авант­ПАРТНЕР» вместе с игроками рынка попытался сделать прогноз на будущее.
 
Авторынок в росте
В аналитических материалах агентства «Автостат» указывается, что уже в июне темпы роста российского авторынка замедлились и составили лишь 40%. Для сравнения, в мае рынок показал рост на 48%, в апреле — на 42%, в марте — на 77%. Больше других замедлили рост продажи японских автомобилей, на которые повлияло последствие мартовского землетрясения в Японии. Как и прогнозировали дилеры, через три месяца после катастрофы у производителей закончились стоки автомобилей и начались перебои с поставками.
Если говорить о предпочтениях россиян, то самой продаваемой моделью на российском рынке по итогам первого полугодия стала Lada Kalina. Хотя есть предположение, что с завершением программы утилизации «пальму первенства» к концу года может вернуть себе Lada Priora, которая сейчас находится на третьей позиции после «классики».
В ближайшее время смена лидера ожидается и в сегменте иномарок — новый Hyundai Solaris уже вплотную приблизился к показателям продаж Renault Logan, который по итогам шести месяцев пока ещё удерживает первенство на этом рынке.
Наименьший рост продаж продемонстрировала Toyota, которая продала в июне только 7,4 тысячи машин — на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи Honda выросли на 18% до 1,8 тысячи автомобилей, Mitsubishi — на 49% до 5,5 тысяч штук,  Suzuki — на 19%, до 2,7 тысячи штук, Nissan — на 63% до 9,9 тысячи штук. В марте, например, продажи Toyota показывали рост на 68%, Nissan — на 46%, Mitsubishi на — 71%.
Однако, по мнению экспертов, опрошенных «Авант-ПАРТНЕРом», падение роста продаж в июне 2011 года относительно весенних месяцев — это всего лишь сезонные перепады. «Весной всегда продажи автомобилей выше, чем летом,  — утверждает руководитель отдела продаж «Мицубиши Центр Кемерово» (ООО «Трансхимресурс») Ярослав Лещинский. — В июне-июле — период отпусков они незначительно падают, потом опять происходит рост, а пик продаж традиционно приходится на декабрь».
 
Кузбассовцы предпочитают машины «повыше»
Согласно данным департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, объём оборота розничной торговли легковыми автомобилями в Кузбассе сложился таким образом: в 2009 году он составил 10 млрд рублей (57% к предыдущему году), в 2010 году — 12,2 млрд рублей (116% к предыдущему году) и 4,3 млрд рублей в первом квартале 2011 года (159% к аналогичному периоду прошлого года). Официальные обобщённые данные о продажах легковых автомобилей на территории Кемеровской области в первом полугодии текущего года, появятся не ранее августа. Однако, на основании опроса, проведенного «Авант-ПАРТНЕРом» среди представителей кузбасских автосалонов, можно сказать, что общая картина наблюдается примерно такая же, как и в целом по стране — авторынок растёт.
За последние три года в Кузбассе было открыто около десяти новых автосалонов, из которых большинство  — в Кемерове. Это магазин-салон «Рено» ООО «Автосиб», Торгово-сервисный центр «Mazda» ООО «Сибавтоцентр», автосалон «Ford» ООО «Нью-Йорк Моторс Сибирь», автосалон «Ситроен» ООО «ТрастИнвестГрупп», автосалон Land Rover и Range Rover ООО «СибАльянс». В Новокузнецке за этот период был открыт только автосалон «Шкода» ООО «Арена Моторс».
Наибольшей популярностью в регионе пользуются такие марки автомобилей как Ford Focus, Opel Astra, Mazda, Lada Samara,  Lada Priora и Lada Kalina. Однако, если не воспринимать статистику как абсолютный показатель, а привлечь ещё и аналитику, то окажется, что в большинстве своём такой спрос продиктован не столько желаниями автомобилистов, сколько их финансовыми возможностями. В душе многие мечтают сесть за руль огромного дорогого автомобиля с большим дорожным просветом. И дело здесь не только в повышающейся в таком случае самооценке. По сибирским дорогам, как и российским вообще, удобнее передвигаться именно на таких машинах. Даже, если вы не рыбак и не охотник, повышенная проходимость вашей «малышки» никогда не будет лишней. О неравнодушном отношении кузбассовцев к паркетникам и внедорожникам говорят практически все эксперты, работающие с этим сегментом автомобильного рынка.
Так, по словам Ярослава Лещинского, итоги продаж ООО «Трансхимресурс» в сегменте  Mitsubishi в целом за полугодие, как и в стране, выросли на 30-35%. Только в июне кемеровским автосалоном было продано более 50 автомобилей этой марки. Рост продаж обусловлен несколькими причинами. Это и подъём российского авторынка вообще (сокращение дефицита автомобилей, увеличение объёмов производства), и рост экономического благосостояния кузбассовцев, в частности.
«Рынок меняется, и если в сравнении с 2009-2010 годами это не так заметно, то в сравнении с 2007-2008 очевидно, что покупатель идёт за более высокими автомобилями класса SUV (паркетники, внедорожники) и отходит от небольших легковых автомобилей, — говорит он.  — Вообще, если посмотреть статистику, то за последние годы рынок легковых автомобилей в России не меняется абсолютно. Он не растёт. Динамичное развитие показывают именно продажи в сегменте SUV. Исходя из анализа рынка, компания Mitsubishi Motors решила перейти к продажам именно автомобилей этого класса. Сейчас в нашем автосалоне представлено 6 моделей Mitsubishi, из которых 5 — в сегменте SUV. Из легковых седанов в салоне представлен только Lancer».
Начальник отдела маркетинга Тойота Центр Кемерово Анна Кузьмина утверждает, что за последние два года в общих продажах Центра выросла доля кроссоверов и внедорожников. «Такие легендарные автомобили, как Rav4, Prado и LC 200 по-прежнему сохраняют лидирующие позиции в своих сегментах рынка, — отмечает она. — К тому же в прошлом году Тойота вывела на рынок две великолепные модели Highlander и Hilux, усилившие линейку внедорожников  и вызвавшие огромный интерес у покупателей». По её словам, небольшой спад продаж «тойот» в целом, который произошёл в конце 2009 года, сменился стабильными продажами в 2010 году. Причём с каждым месяцем наблюдался плавный рост, который продолжается и в настоящее время. На данный момент в Тойота Центр Кемерово по-прежнему самым популярным автомобилем остается Toyota Corolla, которая стоит чуть менее 600 тысяч рублей. При этом самый дорогой автомобиль, представленный в Центре, Toyota Land Cruiser (LC) 200 с дизельным двигателем. Стоит такой автомобиль  более 3 млн рублей.
На популярности автомобилей класса SUV не прочь заработать и новые игроки кузбасского авторынка. Например, технический запуск автосалона ООО «СибАльянс» по продажам автомобилей марок  Land Rover и Range Rover произошёл в середине мая 2011 года. За это время компанией продано порядка 20 автомобилей. Минимальная сумма проданного автомобиля составила 1,6 млн рублей, максимальная — 5,6 млн рублей.
По словам генерального директора ООО «СибАльянс» Алексея Нестерова, общий объём инвестированных в строительство средств составил около 300 млн рублей. Основным инвестором проекта выступила группа компаний СК «Ремстройторг».
«Строительство автосалона началось ещё в 2008 году, но в связи с экономическим кризисом было временно приостановлено,  — рассказывает он. — Изначально объект строился как автосалон и сервисная станция для обслуживания автомобилей различных марок. Позже недостроенный объект был нами выкуплен и переориентирован на бренды  Land Rover и Range Rover, поскольку коммерчески интереснее сегодня развивать премиальный сегмент, который в Кузбассе представлен пока ограниченным числом марок, в особенности в сегменте средних и тяжёлых внедорожников. Тем более, что все подобные автосалоны по своим проектным мощностям значительно меньше».
 
Меняем «старьё» на «новьё»
Большую роль в увеличении продаж легковых автомобилей отечественного производства сыграла государственная программа утилизации, которая началась в марте 2010 и заканчивается осенью 2011 года. Например, продажи автоцентра «Дюк и К» (официальный дилер Автоваза в Кемеровской области) благодаря ей выросли в сравнении с докризисным периодом в два раза.
Напомним, что в соответствии с условиями программы любой желающий мог сдать свой автомобиль старше 10 лет и получить скидку при обретении нового в размере 50 тысяч рублей. По данным «Автостата», на 2 июля в рамках программы выписано 600 тысяч свидетельств из доступных в рамках бюджетных ассигнований на 2011 год 601 тысячи свидетельств. Как отмечается в материалах Минпромторга, по данным на 2 июля клиентам передано 489 409 тысяч автомобилей, размещён предварительный заказ на 96 244 автомобиля, не определились с выбором машины более 14 тысяч покупателей.
В Кузбассе по состоянию на 1 июля 2011 года, согласно данным департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, количество заявлений, принятых торговыми организациями от физических лиц  — владельцев вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) с начала действия программы составило — 10849, выдано свидетельств ВЭТС — 8739, сдано ВЭТС на утилизацию  — 6529, приобретено новых автомобилей с предоставлением скидки  — 5439.
При участии в программе по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств кузбассовцы отдают предпочтение модельному ряду автомобиля «Лада», что составляет примерно 90 % (по количеству поданых заявлений) из всех автомобилей, приобретаемых в рамках программы. Причём в большинстве случаев это «семерки» и «пятерки». И это понятно, ведь человек, который пришёл сдавать в утиль свой старый «жигулёнок» или «Москвич», вряд ли имеет деньги на покупку дорогого автомобиля.
Хотя сейчас владельцы не сильно подержанных машин, как отечественного, так и импортного производства, имеют возможность обменять их (с доплатой разумеется) на новый автомобиль, выставленный в салоне. Правда, уходят поддержанные машины в таком случае не на утилизацию, а на комиссионную продажу. Эта услуга называется  trade-in. По сути, она существовала всегда, но особую популярность стала приобретать лишь в последние три года. Возможно, что немалую роль в этом сыграл кризис, который заставил автодилеров прибегать к самым разным приёмам завоевания лояльности со стороны покупателей.
В Мицубиши Центр Кемерово, по словам Ярослава Лещинского, продажа новых автомобилей по программе trade-in составляет 2-3% от общего объема. При этом из полусотни проданных в июне автомобилей две машины подержанные. «Когда человек сдает свою машину на комиссионную продажу, он в любом случае теряет небольшую часть денег, чем, если бы реализовывал её самостоятельно,  — говорит Ярослав Лещинский.  — Другое дело, сколько времени он экономит. Услуга trade-in интересна в первую очередь тем, кто ценит свое время. Для покупателей автомобилей с пробегом в автосалоне удобство заключается в том, что он мог на месте бесплатно его продиагностировать и получить полную информацию о техническом состоянии».
Специалисты ООО «Сибинпекс» отмечают, что ещё одним из преимуществ покупки подержанного автомобиля в автосалоне является возможность оформить его в кредит. На авторынке, например, товар в кредит не продают. Таким образом, автосалоны постепенно перетягивают на свою сторону желающих приобрести не только новые, но также и подержанные авто.
 
Покупать будем больше
В будущее, не смотря на все произошедшие в экономике потрясения, кузбасские автодилеры смотрят с оптимизмом. Так, в 2010 году многие автосалоны столкнулись с дефицитом автомобилей, когда дилеры могли продать больше, чем поставляет производитель. По оценкам экспертов и операторов автомобильного рынка ситуация дефицита развивается в 2011 г. и продолжится в 2012 году. Тем не менее, даже при таком прогнозе реализованный  в Кемерове проект строительства нового автосалона Land Rover и Range Rover, по мнению руководства ООО «СибАльянс» остается инвестиционно привлекательным.
«Мы всё больше будем уходить к рынку SUV, – говорит Ярослав Лещинский (Мицубиши Тойота Кемерово). Этому способствует наш тяжёлый сибирский климат. Кроме того, доходы кузбассовцев растут. Конечно, без легковых автомобилей рынок не обойдётся, но это не стратегия Mitsubishi».
Что касается российского авторынка в целом, то, по данным «Автостата», он во второй половине 2011 года замедлит рост. Как заявил партнёр, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Стенли Рут, объём продаж новых легковых автомобилей в 2011 году может вырасти на 40% до 2,5 млн штук, т.е. до 90% от докризисного уровня. 
При этом, согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers в России, наименьший рост по итогам 2011 года покажут отечественные бренды – на 12% до 620 тысяч машин. А сильнее всего вырастут продажи иномарок российского производства – на 75% до 1 млн 60 тысяч единиц. Реализация импортных автомобилей составит 820 тысяч штук – на 37% больше, чем годом ранее. Новые заводы по производству иномарок продолжают наращивать объёмы выпуска, в связи с чем 2011 год может стать рекордным годом по количеству выпущенных легковых автомобилей за всю историю российского автопрома. По прогнозу  PricewaterhouseCoopers в России, объём производства в 2011 году может приблизиться к 1,7 млн автомобилей в год. В случае стабильности мировой экономики к 2016 году производство может превысить отметку в 3 млн штук, как результат общего роста рынка и увеличения доли автомобилей российской сборки.
Максим Москвикин
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко