-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 24 от 04.10.2011

Уголь-2025: как добывать больше?

 
В сентябре главная кузбасская отрасль – угольная получила давно ожидаемый документ – стратегию развития до 2025 года. Особых сюрпризов он не принес. Все потому, что представляет он собой сумму планов и обязательств угольных компаний по лицензионным соглашениям. При таком варианте стратегия заслуживает внимание, прежде всего, из­за тех моментов, которые в ней не упомянуты. Касаются они развития инфраструктуры для вывоза кузбасского угля и ликвидации предприятий, отработавших свои запасы.
 
Новые миллионы
Стратегия развития угольной отрасли стала очередным отраслевым документом, подготовленным в областной администрации. При этом в отличие от прежней практики (а в области с прошлого года уже приняты стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, химической, легкой промышленности) проект документ не выносился на обсуждение в профессиональных кругах. Даже заседание коллегии обладминистрации 9 сентября, на котором был принят документ, не было публичным. Однако, как заверяют представители самих угольных компаний, то, что в нем заложено, это — отражение реальных планов и задач отрасли. По поручению Минэнерго РФ компании готовили подробные планы развития на долгосрочную перспективу. Они и составили основу для региональной стратегии.
По словам начальника областного департамента угольной промышленности и энергетики Андрея Гаммершмидта, стратегию нельзя воспринимать как точный план, это, скорее, ориентир, прогноз развития отрасли. И прогноз этот — стабильный рост: с прошлогодних 185 млн тонн до 261 млн 750 тыс. тонн в 2025 году. Основной прирост ожидается за счёт развития действующих предприятий и строительства новых мощностей. Локомотивами роста названы СУЭК (плюс 12,9 млн тонн), «Южный Кузбасс» (12,4 млн тонн) «Кузбассразрезуголь» (9,3 млн тонн), Распадская угольная компания (8,4 млн тонн), УК «Заречная» (7,8 млн тонн), Шахта «Беловская» (7,1 млн тонн), «СДС-Уголь» (6,7 млн тонн).
В территориальном разрезе ощутимей всего должны прибавить Беловский район (с 11,7 до 38 млн тонн), Междуреченск (с 30,8 до 40,5 млн тонн), Новокузнецкий район (с 21,7 до 31,3 млн тонн). При этом, согласно лицензионным соглашениям угольных компаний, наиболее заметно будет расти добыча угля коксующихся марок: плюс 35,7 млн тонн к уровню 2007 года (добыча составляла 57 млн тонн). «Особенно важно, — отметил Андрей Гаммершмидт, представляя стратегию генеральным директорам и собственникам компаний 16 сентября на заседании Координационного совета по развитию угольной промышленности, охране труда, примышленной и экологической безопасности в Кемеровской области, — значительно увеличится добыча таких ценных для металлургов марок, как «Ж», «ГЖ», «К», «КЖ». Этого объёма угля будет вполне достаточно, не только для растущего спроса российских металлургов, но 20-25 млн тонн мы сможем поставлять на экспорт».
Рост будет обеспечен несмотря на то, что к 2025 году в Кузбассе в связи с исчерпанием запасов должно быть закрыто 25 добывающих предприятий (до 2015 г — 7, с  2015 по 2020 — 10, с 2020 по 2025  — 8). Ставки здесь, прежде всего, делаются на 22 новых предприятия, которые планируется построить в ближайшие 15 лет.
Ещё одно, также ожидаемое направление развитие отрасли – переработка угля. К 2025 году в регионе должно быть построено ещё 16 обогатительных фабрик (сейчас действуют 47 фабрик и обогатительных установок). Начальник департамента подчеркнул, что развитие угольной отрасли в регионе связывается в первую очередь с внедрением новых технологий в переработке угля и с созданием продукта с высокой добавленной стоимостью: «Кузбасс находится фактически в центре России, и поэтому приходится везти уголь от мест добычи — что на запад, что на восток — на расстояние 4,5 тыс. километров. Величина транспортной составляющей в конечной цене кузбасского угля сегодня порой достигает 60%. При этом тарифы на перевозку грузов по железной дороге ежегодно увеличиваются. В связи с этим нам нужны инновационные пути развития. Один из таких путей – это экспорт не угля, даже обогащённого, а произведённых из него продуктов. Сейчас уже предусмотрено строительство единых комплексов по добыче и переработке угля на Караканском, Серафимовском и Менчерепском местрождениях. Углеэнерготехнологические комплексы позволят не только перейти на самообеспечение электроэнергией, но и выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью — жидкое топливо, синтез-газ, полукокс и т.д.».
На всё это потребуется 840 млрд рублей, из которых 70% на поддержание действующих предприятий (588 млрд рублей) и 30% ( 252 млрд рублей) — на строительство новых объектов.
 
По словам Андрея Малахова, суммы, необходимые для ликвидации шахт, в несколько раз выше тех, что можно аккумулировать в специальные ликвидационные фонды
По мнению Владимира Ковалёва (на фото – справа), экологические аспекты могут стать стоп­фактором развития отрасли
 
О каких-либо препятствиях на пути к таким тоннам и миллиардам рублей Андрей Гаммершмидт не упоминал. За него это через несколько дней сделал ныне бывший заместитель губернатора по природным ресурсам и экологии Владимир Ковалёв (на днях г-н Ковалёв стал ректором КузГТУ—«А-П»). Выступая на открывшемся в Кемерове 20 сентября Кузбасском международном угольном форуме-2011, он заявил, что экологические аспекты могут стать стоп-фактором развития отрасли. Он напомнил, что ещё в 2005-2006 гг. учёными Санкт-Петербургского государственного горного института по заданию областной администрации была проведена оценка экологической ёмкости региона с учётом перспективы развития угольной отрасли до 2020 года. Тогда было заявлено, что повышение нагрузки на экологию при действующих нормативных показателях и применяемых способах и средствах инженерной защиты окружающей среды ведёт практически к линейному росту негативных показателей и «переходу системы в критическую, а затем в кризисную и катастрофическую ситуацию». Учёные отмечали, что наращивание суммарной добычи в Кемеровской области до 200 млн тонн в год (тогда был выбран такой ориентир) с сохранением экологической устойчивости возможно, но только при условии сокращения современной нагрузки на различные компоненты окружающей среды в 3-5 раз. Текущую же ситуацию с охраной окружающей среды нельзя назвать удовлетворительным. По данным Владимира Ковалёва, из 156 выпусков в поверхностные водные объекты, которые имеют угледобывающие предприятия, лишь на 72 имеются очистные сооружения. А до нормативного качества очищается только порядка 6% объёма сбрасываемых вод. 60% всех выбросов в атмосферу дает в Кузбассе именно угольная промышленность. А притом, что более половины выбросов  — это рудничный метан, лишь 9 угольных предприятий участвуют в проектах утилизации. А доля нарушенных земель в Кузбассе превышает средние показатели по России почти в 10 раз. «Выбросы, сбросы и рекультивация» — по этим направлениям власти будут более жёстко спрашивать с угольщиков.
 
Требуется госучастие
«Конечно, программа амбициозная для каждой компании, но это и правильно. Поставить максимальную планку, чтобы достичь результатов. Всё, в конечном счёте, будет зависеть от рынка. В первую очередь экспортного. Ведь именно рост экспорта заложен как в областной стратегии, так и в проекте федеральной»,  — пояснил «Авант-ПАРТНЕРу» генеральный директор ЗАО «Распадская угольная компания Геннадий Козовой. А генеральный директор холдинга «СДС-Уголь» Владимир Баскаков добавил, что всё определяется соотношением цен на уголь и газ: «Если газ будет дешевле угля, все будут топить газом, ничего другого не будет. Это экономика». Вместе с тем, угольщики, являясь, по его выражению «заложниками соотношения цены газа и угля и логистики», хотят получить от государства ответ на вопрос, как планируется развивать железнодорожную и портовую инфраструктуру. «Мы сегодня на восток проехать уже не можем. И дело не только в портах, но во всей логистике. В стратегии не прописывают решение. Но исходя из этой стратегии, все профильные министерства должны принимать решения. Нужно расшивать логистику. Только не за счёт предприятий, как предлагается сейчас. Мы уже получили письма о надбавке к тарифам на железнодорожные перевозки и технические условия для строительство новых путей. На 20, а то и на 50%. При этом часто к этим путям мы не имеем никакого отношения», — заявил Владимир Баскаков.
Финансового участия государства угольщики хотят в решении другой проблемы — ликвидации угольных предприятий. Министерство природных ресурсов разработало проект постановления правительства РФ о создании специальных ликвидационных фондов, которые предлагается формировать за счёт части амортизационных средств предприятий. По словам заместителя губернатора по угольной промышленности и энергетике Андрея Малахова, расчёты, проведённые с помощью угольных компаний, показывают, что средств этих фондов не хватит для ликвидационных работ: суммы, необходимые для ликвидации шахт, в несколько раз, а иногда и на порядок выше тех, что можно аккумулировать в такие фонды. Например, размер амортизационных отчислений в ликвидационный фонд по шахте «Зиминка» (расчёты делались по максимальной ставке 20% от амортизационных отчислений) – 2 млн 533 тыс. рублей в год, а затраты на ликвидацию только горных выработок — более 1 млрд рублей. Если же учитывать затраты на переселение жителей с подработанных территорий, то это ещё 700 млн рублей. Даже по шахтам, запасы которых закончатся через 20-30 лет. Через 30 лет эксплуатации недавно введенной шахты «Южная» в ликвидационный фонд можно будет аккумулировать 175 млн рублей, а стоимость ликвидации не менее 1 млрд рублей.
Сейчас в Кузбассе ликвидация старых предприятий, включённых в программу реструктуризации отрасли (это 43 шахты, 1 разрез и одна обогатительная фабрика), осуществляется за государственный счёт. По данным кузбасского филиала ГУРШ (госучреждение по реструктуризации шахт и разрезов) с начала 1990-х годов, из запланированных почти 9,5 млрд рублей (без учёта средств на переселение граждан из подработанных территорий) в Кузбасс на начало этого года поступило более 6,6 млрд рублей. Эти суммы были заложены в проектах ликвидации. Однако сегодня расчёты необходимых средств иные, признаёт глава филиала ГУРШ Михаил Минязов. Последняя практика показывает, что ликвидация обходится и более чем в 1 млрд рублей. Как сообщили «Авант-ПАРТНЕРу» в СДС-Угле», на ликвидацию шахты «Тырганская» в Прокопьевске, где добыча в связи с нерентабельностью была остановлена два года назад, было направлено более 2 млрд рублей. В «ЕвразХолдинге» не называют, во сколько компании «Южкузбассуголь» обходится консервация первого района шахты «Юбилейная» и шахты «тагарышская». Но известно, что компания рассматривает возможность продажи этих активов, где добыча угля признана опасной из-за сложных горногеологических условий.
В Минприроды уже направлены предложения о применении механизмов частно-государственного партнёрства при ликвидации угольных предприятий. Государству предложено участвовать в решении социальных проблем угольных территорий. В частности, в переселении жителей подработанных территорий.
Официального ответа из Москвы пока нет. А заместитель директора департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ Сергей Шумков на упомянутом международном угольном форуме пояснил, что государственное финансирование ликвидации предприятий может осуществляться из средств, заложенных в федеральные программы по охране окружающей среды и ликвидации накопленного экологического ущерба. Развёрнутый ответ угольщики и кузбасские власти рассчитывают получить уже в этом году. До конца года ожидается принятие стратегии развития угольной отрасли России до 2030 года.
Александра Фомина
 
 
 
 
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко