-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 26 от 17.10.2011

От поголовья к столу

Второе воскресенье октября – День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – стало праздником для аграриев и переработчиков 12 лет назад, и с тех пор сумело обратить на себя всеобщее внимание. И не только самим празднованием и обильными наградами, но, прежде всего, итогами сделанного, которые традиционно подводятся к этому дню. «Авант­ПАРТНЕР» на это раз решил оценить достижения региональных мясопереработчиков.
 
Переработка в динамике
По данным статистики, сегодня в Кемеровской области на 600-х предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности трудятся около 21-й тысячи человек. Из общего количеств производителей 80 предприятий — мясоперерабатывающие: от крупных, где коллектив составляет не одну тысячу человек, до небольших коптильных цехов, хозяева и персонал которых, — одни и те же люди.
По всем оценочным показателям мясопереработка в Кемеровской области переживает сейчас этап постепенного роста и развития. Доля области в общероссийском производстве мяса составляет сейчас 0,8%, доля в производстве колбасных изделий — 1,5%. В течение этого года в области планируется произвести 34 тысячи тонн мяса (включая субпродукты I категории). Постоянно растёт производство колбасы и деликатесов. В планах мясопререрабатывающих предприятий до конца текущего года выпустить до 40 тысяч тонн этой продукции. Только за восемь месяцев этого года производство колбасной продукции составляют 27 600 тонн, что на 16% превысило уровень 2010 года.
Вот как оценивает состояние мясоперерабатывающей отрасли в Кузбассе, заместитель начальника департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, начальник управления перерабатывающей промышленности Нелли Юркеева.
— Если говорить о динамике развития мясоперерабатывающей отрасли в Кузбассе за последние пять лет, то можно отметить, что производство мяса и мясопродуктов ежегодно растёт. С 2007 года по 2011 год объём производства мяса вырос в 2,6 раза, колбасных изделий — в 1,2 раза. Во многом этот прирост обеспечивался за счёт предприятий-лидеров отрасли: ЗАО «Кузбасский пищекомбинат» и ИП «Крестьянское хозяйство А.П. Волкова». На сегодняшний день в мясоперерабатывающей отрасли действуют около 80 предприятий, в том числе крупные: ЗАО «Кузбасский пищекомбинат», ИП «Крестьянское хозяйство А.П. Волкова», ООО «Анжеро-Судженский мясокомбинат» и вновь запущенный в производство с 2008 года, ООО «АГ Кемеровский мясокомбинат».
Интересно и то, что наращивание производства мяса и мясопродуктов шло даже вопреки кризису. Безусловно, кризис затронул сферу мясопереработки, как и всю сельскохозяйственную отрасль. Главной причиной этого стало резкое снижение покупательской способности населения. Поэтому в первой половине 2009 года объёмы выработки снизились. Но уже второе полугодие компенсировало этот провал, а 2010 год не только восстановил прежние объёмы, но и дал превышение прежнего производства.
 
Нелли Юркеева, начальник управления перерабатывающей промышленности Злата Белышева, начальник отдела маркетинга ООО ТД «Мясной ряд»
Нелли Юркеева: «В Кузбассе с 2007 года по 2011 год объём производства мяса вырос в 2,6 раза, колбасных изделий — в 1,2 раза»
Злата Белышева: «Во многом благодаря наличию собственного сырья мясокомбинату удалось достичь задач, поставленных три года назад»
 
Сырьевая база успеха
Естественно, что такое достаточно динамичное развитие требует как вложений, так и определённых ресурсов, и, в первую очередь, сырьевых.
По данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области мясоперерабатывающая промышленность Кузбасса обеспечивает себя собственным сырьём на 70%. Для того чтобы представить себе динамику роста (или снижения) поголовья скота, мы взяли для рассмотрения период 2008-2009 годов – как «пиковый кризисный» и современный, уже более благополучный.
В 2009 году поголовье крупного рогатого скота идёт на спад — от 243,9 тысяч голов в предыдущем году остаётся 219,6 тысяч (90%). Причём спад этот характерен именно для сельхозпредприятий. Фермерские хозяйства «держались» — их стадо КРС уменьшилось лишь на 2%. Зато поголовье свиней в тот же период, напротив, начинает увеличиваться. Фермерские хозяйства дают прирост в 111%, сельхозпредприятия — в 112%. Общее поголовье свиней в области вырастает с 244,9 тысяч до 406,9 тысяч голов.
Кризисный спад поголовья крупного рогатого скота в области несколько сгладился, за исключением фермерских хозяйств, где оно по-прежнему сокращается. В целом, по состоянию на 1 сентября 2011 года поголовье КРС в Кузбассе составляет 228,1 тысяч голов. Свиноводство же продолжает расти. Только за последний год поголовье свиней в сельхозпредприятиях области выросло до 104%. Эта тенденция вполне созвучна оценке «Мясного союза России», согласно которой, потребление говядины в стране ежегодно сокращается, рост же приходится на свинину и птицу.
Есть в Кузбассе и явные лидеры, развивающие наиболее перспективные отрасли животноводства. К примеру, новый строящийся свинокомплекс полного цикла ООО «Боровково» в Прокопьевском районе. К концу 2011 года, по окончании ввода он сможет давать до 9600 тонн мяса на кости ежегодно. Или птицеводческий комплекс «Кузбасский бройлер» ИП «Крестьянское хозяйство А.П. Волкова», созданный на базе реконструированных птицефабрик «Новосафоновская» и «Плотниковская». Его проектная мощность  — 25000 тонн мяса в год.
Преимущества работы на собственном сырье давно оценены мясопереработчиками. Вот как характеризует их Злата Белышева, начальник отдела маркетинга ООО ТД «Мясной ряд», ООО «АГ — Кемеровский мясокомбинат»
— С момента вхождения в состав холдинга Сибирской Аграрной группы, то есть с 2008 года, Кемеровский мясокомбинат работает преимущественно на охлаждённой свинине Томского свинокомплекса. Поставки ежедневные, перебоев не случается, так как естественно, свои предприятия обеспечиваются сырьём в первую очередь. А благодаря развивающемуся молочному бизнесу холдинга, мы ещё получаем свою говядину. Сейчас в состав холдинга вошла Томская птицефабрика, теперь у нас есть своя курица. Поэтому в марке «Кемеровский мясокомбинат» в ближайшее время ассортимент прибавится и «куриной серией» — линейкой колбас, сосисок и деликатесов из курицы. Во многом благодаря наличию собственного сырья мясокомбинату удалось достичь задач, поставленных три года назад, уже в 2010 году.
Ту же составляющую успеха компании на рынке мясопереработки видит и и.о. начальника отдела маркетинга ИП «Крестьянское хозяйство А.П. Волкова» Анна Шункова.
— Сегодня «Крестьянское хозяйство А.П.Волкова»— современный высокотехнологичный мясоперерабатывающий холдинг, обеспечивающий немалый сектор региона мясными продуктами. Во многом это обеспечивается тем, что производство основывается на собственном сырье. За счёт этого себестоимость продукта гораздо ниже, чем у других производителей. К тому же собственное сырьё  — лучшая гарантия качества выпускаемой продукции.
— Все наши крупные товаропроизводители давно поняли, что их успех будет зависеть от правильно выстроенной и отлаженной цепочки: сырьевая база  — производство  — сбыт готовой продукции, — говорит Нелли Юркеева.  — Поэтому сегодня так высока обеспеченность мясом собственного производства.
 
Крупнейшие производители колбасных изделий (по данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области):
ЗАО «Кузбасский пищекомбинат» — 38%
ИП «Крестьянское хозяйство А.П. Волкова» — 25%
ООО «АГ – Кемеровский мясокомбинат» — 7,6%
ООО «Анжеро­Судженский мясокомбинат» — 4%
Прочие производители — 25,4%
 
Маркетинговые сети
Последняя часть «цепочки»  — рынок сбыта продукции — не менее важна, чем начальная. Казалось бы, развитые сети ритейла могут позволить производителям не особо задумываться о сбыте на самых обширных территориях. Особенно актуально решение об установке хороших партнёрских контактов с крупными сетями для тех, кто недавно пришёл на кузбасский рынок.
— Сейчас торговый дом Кемеровского мясокомбината работает в основном в городе, — говорит Злата Белышева. По области мы работаем только с магазинами крупных сетей, присутствующих в Кемерове. И пока есть потенциал роста в городе, сами выходить на соседние рынки не планируем, только через дистрибьютора.
Что касается сетевых магазинов, сейчас отношения с ними складываются действительно партнёрские. Мы себя уже показали, в нас увидели не только потенциал, но и реальные продажи. И теперь диалог строится намного легче, чем несколько лет назад с неизвестной ещё маркой. Поэтому сегодня мы работаем со всеми крупными сетями, присутствующими на кемеровском рынке: «Система Чибис», «Кора», «Пенсионер», «Аквамаркет», «Мария-Ра» и другие. На первое место на рынке области мы, конечно, сейчас не претендуем, но «Кемеровскому мясокомбинату» стать любимой маркой в городе Кемерово — сам бог велел!
У других крупных производителей, давно занявших устойчивое место на местных рынках, маркетинговая политика развивается и в другом направлении.
— Свою продукцию мы в первую очередь реализуем в собственной фирменной сети. И, естественно, в крупных торговых сетях. Кроме того, помимо развития сети фирменных магазинов, «Крестьянское хозяйство А.П. Волкова» участвует в проекте «Кузбасские продукты». Это магазины местных производителей, где потребителю гарантирована не только постоянная цена, но и полный ассортимент, в том числе социально значимых продуктов.
Значительное внимание кузбасские мясопереработчики уделяют и новой маркетинговой политике, развивая собственную торговую сеть. По мнению Нелли Юркеевой, одним из важных социальных проектов «Крестьянского хозяйства А.П.Волкова» стало участие в открытии сети магазинов местных производителей «Кузбасские продукты».
— Крестьянское хозяйство было первым из кузбасских переработчиков, кто поддержал инициативу губернатора по созданию сети магазинов.
Кузбасский пищекомбинат имеет по области 50 собственных магазинов и 45 мини-цехов полуфабрикатов при супермаркетах. Фирменный магазин и девять торговых точек в Киселёвске, Прокопьевске и Новокузнецке открыты ИП Бабенко (бывшая колбасная фабрика «Рено»). Всего же, на сегодняшний день насчитывается около 380 точек собственной розничной торговли сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий от местных товаропроизводителей.
В связи с присутствием производителей мясопродукции из других регионов, значительно увеличивается конкуренция на потребительском рынке. Рыночные отношения заставляют кузбасских мясопереработчиков не стоять на месте, а постоянно развиваться, повышая качество и ассортимент выпускаемой продукции. Только за последний год нашими производителями было выпущено около 150 новых видов продукции, что позволяет им выдерживать серьёзную конкуренцию со стороны соседей.
Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко