-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 32 от 06.12.2011

Против монополизации и в защиту конкуренции

Наталья Кухарская, руководитель управления ФАС по Кемеровской области
В прошлый четверг руководство управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области провело пресс-конференцию, посвящённую работе службы и тем задачам, которыми ей приходится заниматься в Кузбассе. Усилия службы направлены главным образом на борьбу с усиливающейся монополизацией на отдельных рынках региона и в защиту конкуренции. Но «субъекты» этой монополизации сопротивляются этой борьбе, и нередко вполне успешно. Потребителям следует готовиться к тому, что на том или ином рынке цены вырастут. В том числе, за счёт увеличения концентрации на рынках и сокращения конкуренции.
 
Вначале руководитель управления ФАС по Кемеровской области Наталья Кухарская оценила ситуацию на рынке горюче-смазочных материалов Кузбасса. По её данным, поставки топлива производятся в регион без перебоев, несмотря на реконструкцию НПЗ в Ачинске, из-за чего во второй половине года сократила поставки нефтяная компания «Роснефть» (через свое региональную «дочку» «Кемеровонефтепродукт»). Так или иначе, дефицита ГСМ на рынке не наблюдается, а цены продолжают оставаться одними из самых низких в стране. Впрочем, и в такой, казалось бы, стабильной ситуации, в ноябре на 9% выросли цены на дизельное топливо, при этом на отдельные его виды они вплотную подошли к уровню в 30 рублей за литр. Правда, по данным Натальи Кухарской, этот рост был обусловлен увеличением отпускной цены на этот продукт на нефтеперерабатывающих заводах. Однако, неясно, в чём объективная причина этого увеличения, никакого скачка цен на нефть, как мировых, так и внутренних, отмечено не было.
Начальник отдела ТЭК УФАС по Кемеровской области Анна Давыдова пояснила, что мониторинг рынка ГСМ Кузбасса, который проводит управление, основан на данных, которые предоставляют службе сами участники рынка, как розничного, так и оптового. Как признала Наталья Кухарская, управление пользуется этими сведениями и данными государственной статистики, и у него нет физических возможностей отслеживать ситуацию непосредственно на розничном рынке. Она также согласилась, что за последние годы концентрация на рынке ГСМ в Кузбассе усилилась за счёт его основного «игрока», компании «Газпромнефть-Кузбасс», хотя при этом она ни разу не обращалась в управлении за разрешениями на приобретения каких-либо активов или имущества, которые бы добавляли ей силы на рынке. Между тем, по данным анализа управления, за последние годы число действующих заправочных станций в Кузбассе сократилось, по меньшей мере, на несколько десятков, и очевидно не за счёт доминирующего на рынке оператора.
Другой проблемой рынка ГСМ Наталья Кухарская назвала отказ от поставок со стороны поставщиков. Это вызвано тем, что такие существенные положения договоров на поставку ГСМ как сроки и объёмы обычно не фиксируются на бумаге, а последний момент оговариваются сторонами по телефону, и трудно доказать факт злоупотребления на рынке без документальных доказательств. Эту проблему ФАС предлагает решить введением типовых договоров на поставку ГСМ со строго прописанными правами и обязанностями сторон. Возможно, что ещё одно предложение службы – принятие разработанного ею проекта федерального закона «О нефти» – также будет способствовать развитию свободной конкуренции на топливном рынке. Согласно предлагаемому закону, доля одного участника регионального рынка будет ограничена 50%. Впрочем, признала Наталья Кухарская, первоначально в проекте предлагалось сделать ограничение в 35%, но потом оно почему-то выросло.
Ещё одна попытка антимонопольной службы воспрепятствовать монопольному завышению цен, предпринята на рынке авиаперевозок Кузбасса. Как сообщила Наталья Кухарская, УФАС отреагировало на обращение департамента цен и тарифов администрации Кемеровской области (по направлению Новокузнецк-Москва-Новокузнецк оно произошло после публикаций в новокузнецкой газете «Кузнецкий рабочий»). По оценке управления, тарифы эконом-класса авиакомпании «Сибирь» (торговая марка S7) на направлениях Кемерово-Москва-Кемерово и Новокузнецк-Москва-Кемерово экономически необоснованны. Первый спор по этому поводу выиграла служба – на прошлой неделе кемеровский арбитраж отказал в удовлетворении иска «Сибири» о признании недействительным приказа управления, изданного в мае нынешнего года, о признании перевозчика доминирующим субъектов на рынке авиаперевозок из Кемерово и Новокузнецка в Москву и обратно.
Правда, авиакомпания указала, что вынуждена нести дополнительные топливные затраты в новокузнецком аэропорту Спиченково, принадлежащему ООО «Аэрокузбасс», поскольку последнее не разрешает перевозчику заправку своим топливом. И спор по этому поводу ещё продолжается. Пока суд признал незаконным постановление УФАС о наложении на «Аэрокузбасс» 100 тыс. рублей штрафа за отказ от заключения с авиакомпанией договора на оказание услуги по хранению авиакеросина, но согласился с решением управления о признании аэропорта нарушителем статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции». Это положение закона запрещает хозяйствующему субъекту злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке.
Подобного рода попытки злоупотребления доминирующим положением УФАС по Кемеровской области (а также служба в целом) находит и во многих других отраслях экономики региона – в сфере железнодорожных перевозок, когда грузоотправителям просто отказывают в предоставлении вагонов и отправке груза, в угольной отрасли (попытка картельного ценового сговора, впрочем, пока успешно оспоренная угольными компаниями, обвинённым в нём) и в других сферах.  И нужно признать, что на каждое успешное антимонопольное расследование, штраф и предписание антимонопольной службы «доминирующие субъекты» отвечают. Результатом их «ответов» становится «необъяснимый» для простого потребителя рост цен на бензин в «самой нефтяной» стране мира, дорожающие авиаперелеты в самой большой стране мира, «пробки» на железных дорогах и т.п. Борьба только начинается.
Антон Старожилов

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко