-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 10.04.2012

Сетевая жизнь, бизнес в сетях

Сказать, что социальные сети в интернете стали важной частью повседневной жизни современного человека не сказать многого. Фактор соцсетей повсеместно учитывают политики, оглядываясь на то, как пользователи «фейсбукнули» очередной авторитарный режим на Ближнем Востоке. Присутствие десятков миллионов на своих страницах в той или иной сетевой структуре учитывают средства массовой информации, а последнее на факт такого сетевой присутствия обратил внимание и бизнес. Ведь если социальные медиа стали прибыльными предприятиями, а их основатели становятся мультимиллиардерами, то и другой бизнес, казалось бы, может и должен использовать их с выгодой для себя. Наблюдения показывают, что его присутствие в Сети и в сетях, конечно, есть и увеличивается. Но самостоятельным бизнес-инструментом становится лишь в отдельных случаях.
 
Техническая предпосылка
Интернет как сфера общения людей в России обладает большим потенциалом роста. По крайней мере, до степени проникновения как в секторе мобильной связи ей еще далеко. За восемь лет исследования «Интернет в России», проводимого фондом «Общественное мнение» (ФОМ), установлено, что число российских интернет-пользователей (с марта 2003 по март 2011 года) выросло в 6 раз, с 8,9 млн человек до 52,9 млн. Правда, с учётом всех категорий пользователей (суточная, недельная, месячная аудитория). Только за один год, с марта 2010 по март 2011 года, суточная аудитория интернета в России выросла на 31%, с 29,4 до 38,6 млн человек, а число всех пользователей – на 22%, с 43,3 млн до 52,9 млн.
Оценки ФОМа несколько отличаются от оценок, которые дают телекоммуникационные компании и другие исследователи интернет-аудитории. Но следует понимать, что социологи свои данные  получили по результатам опросов общественного мнения, в последнем случае (весна 2011 года) – 36 тыс. респондентов. Исследовательский сайт Internet World Stats на конец 2011 года оценил число интернет-пользователей в России в 61,5 млн человек (что в принципе соответствует 20-процентному темпу годового роста, отмеченную ФОМом). По числу всех пользователей Россия заняла второе место в Европе после Германии (67,4 млн пользователей), но по проникновению (44%) отстаёт пока от среднеевропейского показателя в 61,3% (максимум в Исландии – 97,8%, минимум в Косово – 20,7%). Это значит только одно, интернет в России будет расти ещё несколько лет, прежде чем выйдет хотя бы на средний европейский уровень проникновения, и, возможно, ещё какое-то время, чтобы выйти на уровень выше.
К возможным направлениям этого роста нужно добавить неизбежное устранение межрегиональных различий, когда быстрее и глубже происходит интернет-проникновение в Москве и Санкт-Петербурге, а также крупных мегаполисах, а «глубинка» отстаёт. В Кузбассе, кстати, этого не наблюдается, по оценке Дмитрия Васильева, первого заместителя генерального директора ТТК-Западная Сибирь, сегодня проникновение интернета в крупнейших городах Кемеровской области уже превышает 65%. Причём стоит отметить, что оно развивается и как счёт мобильного, и за счёт проводного интернет-доступа.
Значит, технические возможности для широкого вовлечения пользователей в социальные сети налицо. Есть оценки, согласно которым более половины жителей России имеют свои страницы в соцсетях, но в таком случае их число должно превышать всю интернет-аудиторию страны, включая малоактивные ее компоненты. Скорее всего, число страниц, которыми обзавелись россияне, соответствует численности половины страны, но это как с мобильной связью, наличие сим-карты не гарантирует наличие одного абонента, у многих из них по две или даже по три подключения. Так или иначе, пользователей соцсетей уже очень много, и становится все больше. Стоит ли  в таких обстоятельствах ждать, что туда, где много потребителей, придут производители/поставщики?
 
А сети кто?
Несколько слов собственно о том, что в России акцент делается чаще на «социальных (т. е. общественных) сетях». В мире все же принято именовать эти разделы всемирной паутины и сходные по характеру деятельности в них пользователей общественными коммуникациями, фактически СМИ,  (social media), делая акцент не столько на сетевой характер, сколько на то, что эти площадки открыты для обычного общения и обмена информацией разного свойства. В России, стоит напомнить, первые «общественные сети» пытались даже брать за присутствие в них (точнее, на площадках в сети) плату при определенных обстоятельствах. Правда, потом оказалось, что пригласить пользователей, тогда пять-семь лет назад их было в десятки раз меньше, чем сейчас, намного проще, чем взять с них какую-то копейку.
Зарабатывать соцсети стали другим, чем, заметить нетрудно каждому их пользователю, – обычной рекламой. Стоит только войти на свою страницу в Одноклассниках или на российской версии Facebook (FB), как вас встречают различные рекламные предложения. Например, «изучить компьютер за день», которое вначале делала блондинка, а сейчас дяденька вроде бы как с располагающим лицом. Предполагается, вероятно, что пользователь не умеет обращаться с компьютером, а на свою страницу вошел методом двухлетнего ребенка, тыкающего все кнопки на мобильном телефоне, и таким способом подключившим его к интернету, причём, на украинском языке (реальный случай!). Хотя изучить компьютер пользователю предлагают опять же с помощью компьютера.
Подбор остальных предложений вызывает похожие сомнения в адекватности редактора рекламной части страницы соцсети, а порой и уверенность в его полной неадекватности. Иначе, как понять, почему вместе с предложением изучить электронно-вычислительную машину, предлагаются автомобили испанской марки SEAT, «Итальянский квартал» от российского риэлтора и джинсы Levi’s. Другая сеть делает предложения чуточку нормальнее – кредитные карты, просто кредиты, а также получение высшего образования за 27 тыс. рублей в год, «не выходя из дома».
Но и в первом и во втором случае это никак не привязано к конкретному пользователю, его возрасту, полу, месту жительства, наконец образованию, указанному на профиле.
Поиск людей и лиц не только физических, по крайней мере, применительно к Кузбассу показывает, что подавляющая часть тех компаний и предприятий, что, как говорится, определяют лицо современной экономики региона в социальных сетях представлены очень скупо. Наберите, сочетание «ОАО «название» Кемерово» и получите в лучшем случае присутствие нескольких десятков или сотен (при реально тысячах занятых в указанном ОАО) пользователей. Причём присутствуют в сетях они, естественно, как физические лица, граждане, но никак не представители какого-то бизнеса. Это одинаково относится и к простым исполнителям, и к тем, кто принимает решения в компаниях.
Это не значит, что в социальных сетях нет того, что нужно бизнесу. Там есть люди, потребители, а значит, туда идут и будут идти бизнес-структуры. Для начала с маркетинговыми целями.
 
Присутствие и лояльность
Пока опрошенные «А-П» представители бизнеса (см. также блиц-опрос) предпочитают говорить об использовании соцсетей в качестве ещё одной маркетинговой коммуникации. Леонид Игнат, директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-Банка прямо призывает не путать социальные сети и рекламные площадки, поскольку «социальная сеть – это очень удобный и эффективный для многих людей способ получения дополнительной информации о банке, и худшее, что компании могу сделать с социальными сетями, это начать размещать на них рекламные материалы».
Похожую позицию занимает кемеровская компания быстрого питания «Подорожник». Её представитель Вадим Горяев говорит, что сейчас она представлена в соцсетях тремя официальными группами в ВКонтакте. В группы бренда в Новосибирске, Новокузнецке и Кемерово входит более 7500 участников, причём, группы стали образовываться стихийно в 2009 году, а планомерная работа ВКонтакте началась середине 2010 года. Компания использует свое присутствие в соцсети как ещё один коммуникационный канал с тремя функциями – получение мнений внешней аудитории о бренде, распространение информации о компании, и  прямое общение бренда,  персонифицированного в сотрудниках, ведущих от его лица повседневный диалог с участниками групп. Сюда ещё добавляется проведение конкурсов на темы так или иначе связанных с брендом.
Вадим Горяев также отмечает, что «прямой рекламный посыл на данный момент никого не интересует, более того, раздражает», ведь в соцсетях в любой момент любой человек может покинуть группу уйти от излишне навязчивого общения.
Оксана Липовая, директор департамента маркетинга  РОСГОССТРАХ  БАНКА, отмечает, что с помощью социальных сетей РОСГОССТРАХ  БАНК помимо повышения узнаваемости бренда и поддержания образа максимально открытой компании проводит мониторинг потенциальных клиентов, «проводить таргетирование целевой аудитории, повышает посещаемость сайта, поддерживает события и получает обратную связь в режиме реального времени по различным банковским инициативам, не обязательно продуктовым». По её оценке, социальные сети – это масштабная площадка, не имеющая аналогов с точки зрения вовлечения целевой аудитории, уникальный маркетинговый медиаканал, позволяющий напрямую взаимодействовать с текущими и потенциальными клиентами, создавать «дружеский контакт», имеющий очень высокий уровень доверия.
При этом общение бизнеса с помощью социальных сетей не заменяет обычные контакты. По данным Леонида Игната, Альфа-Банк открыл официальные представительства на основных социальных интернет-площадках в начале 2011 года, сделав этот канал прямым способом коммуникации с аудиторией. В среднем в последние месяцы на социальные площадки с вопросами и комментариями в банк обращаются около 1500 человек ежемесячно. Однако, обращений, поступающих через обычную обратную связь банка намного больше, т. к. ежедневные аудитории присутствия банка в соцсетях и официального сайта различаются в сотни раз. В частности, через сайт в банк поступает в среднем до 400 обращений в день. Оксана Липовая говорит, что конечно, можно использовать в качестве критериев оценки эффективности корпоративной страницы в соцсетях объем аудитории, ее активность (количество дискуссий, комментариев и рекомендаций), качество подписчиков и друзей, но это всё это в большей степени статистические оценки. Главный же результат, который дает, использование социальных медиа – это «создание дружеского контакта, понимание поведения  целевой аудитории, чем она  живет и дышит». По мнению Леонида Игната, присутствие Альфа-Банка в соцсетях в социальных сетях – «это ещё одна площадка наряду с традиционными». И это присутствие «позволило нескольким десяткам тысяч человек получить «новый способ более комфортного для них общения с банком».
Вадим Горяев говорит, что «Подорожник» также «не ставит задачу оценки работы в соцсетях в процентах увеличения выручки или количества штук проданной продукции. На наш взгляд это бессмысленно». От присутствия в соцсетях компания хочет получить другое  «постоянный диалог с внешней аудиторией, реагирование на её запросы и пожелания, прозрачность и понятность бренда, без чего он сегодня не сможет жить и успешно развиваться.
Но есть и компании, которые бы хотели использовать соцсети для прямых продаж. Мария Решто, гендиректор «ООО «Маркетинговый центр «АС-Маркетинг», говорит, что компания сегодня  представлена в самых востребованных соцсетях в России, появившись в них впервые в декабре 2009 года, и начав «настоящую работу» в них с осени 2011 года. При этом главная цель этого присутствия – продажи собственных услуг. Она поясняет, что речь идет не о продажах как таковых, а об увеличении информационного поля вокруг конкретного продукта или услуги. И в этом случае соцсеть выступает одним из инструментов такого взаимодействия с потенциальными и реальными клиентами. Впрочем, Мария Решто признаёт, «это не значит, что если бы нас не было в социальных сетях, у нас бы закончились заказы».
Очевидно, что и до продаж через соцсети руки тоже скоро дойдут у каких-то компаний, в том числе, и кузбасских, хотя пока социальные медиа справедливо рассматриваются в первую очередь как дополнительный канал коммуникации с потребителями.
Александра Фомина, Егор Николаев


Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко