-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 15.05.2012

С какой рекламой нам «по жизни»?

В конце апреля в Кемерове в рамках «Кузбасской международной недели предпринимательства и бизнеса-2012» (организатор – Кузбасская выставочная компания «Экспо-Сибирь») состоялся традиционный Межрегиональный фестиваль рекламы «С рекламой по жизни». Вернее сказать, мероприятие это было запланировано, но назвать фестивалем четыре стенда участников, имеющих отношение к рекламе, и пустой зал для мероприятий, где проходила презентация главного вуза, готовящего специалистов по рекламе, язык не поворачивается. И, видимо, это не только вина устроителей выставки. В региональной рекламе давно наметились определённые процессы, лишающие эту сферу фактического интереса всех участников этого рынка: изготовителей, заказчиков и потребителей к которым реклама и должна быть обращена. Действительно ли наша реклама выводится из сферы профессионального творчества, превращаясь в обыденную повседневность, или место для креатива ещё осталось?
 
На стенд лишь с ноу-хау
Принято считать, что рекламные фестивали разного уровня призваны определять динамику развития всего рекламного бизнеса в регионе, отрасли или даже на определённой части международного пространства. Для этого на них и собираются представители этой сферы: специалисты в области рекламы, дизайна, брэндинга, пиара. С этой точки зрения подобные форумы просто обязаны быть максимально зрелищными, эффектными и полезными для своих посетителей, а впоследствии – потенциальных заказчиков. И надо сказать, что на заре выставочного движения в Кузбассе нечто подобное и происходило. К сожалению, сегодня это не так. Рекламные компании – малые и большие – игнорируют выставки, а посетители не торопятся посетить выставочные залы. И у профессиональных рекламистов есть своё объяснение, почему именно так всё происходит. Например, специалисты ХК «Сиб-Медиа» считают, что участие в выставках формата, столь популярного в прошлом, потеряло решающее значение для большинства изготовителей рекламной продукции. Рекламистам появляться на подобных ярмарках зачастую просто бессмысленно.
«Финансовые вложения для участия в выставке достаточно велики, – считает руководитель IT отдела «Сиб-Медиа» Андрей Вдовенко. – А какова отдача от этого? Конечно, если рекламному агентству есть что показать принципиально нового, то имеет смысл делать это на выставочном стенде. Но если все предлагаемые услуги прежние – из арсенала уже привычной рекламы, которая и так продаётся, то всякий смысл в этом исчезает. Просто затраты становятся нецелесообразными».
Если верить тому, что выгодно выставлять лишь новый креативный продукт, можно подойти к следующему вопросу. Почему в рыночных предложениях рекламистов Кузбасса появляется столь мало нового? Действительно, если сравнить сегодняшнее положение с ситуацией девяностых годов, заметны кардинальные различия. Безусловно, сами технологии в то время не были столь хорошо отработаны, но надо признать, что прежний рекламный фейерверк идей не оставлял равнодушными своих «главных зрителей». Теперь же, широко растиражированные усреднённые рекламные штампы превратились в некий фон, и стали практически незаметны для глаза потребителя. Ну, скажите, что интересного на рекламном пространстве Кузбасса запомнилось в последние годы? Смелая, но не доведённая до завершения акция Кемеровского мясокомбината с колбасой по 2-20 за советские деньги? Мультик про строительство автобана с рекламой деятельности «пластилинового папы» некоего маленького и такого же «пластилинового мальчика»? Или апофеозом местной рекламной мысли будет признано «бесплатное проживание» двух, прошедших кастинг индивидов, в стеклянном доме от известной оконной компании на новокузнецком реалити-шоу «Финеструм-2012»? Других захватывающих идей что-то не вспоминается.
А, может быть, в сфере современной рекламы просто недостаёт хорошо подготовленных специалистов?

Кто же делает рекламу
Основным поставщиком кадров для рекламных предприятий разных направлений и уровней является Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), именно здесь выпускают специалистов с квалификацией «дизайнер». На вопрос способны ли его выпускники работать на уровне современных достижений в рекламе, директор Института изобразительных искусств КемГУКИ Татьяна Казарина с уверенностью даёт положительный ответ:
– В наших студентах мы видим огромный потенциал, доказательством чему являются как многочисленные победы в профессиональных конкурсах, так и то, что многие выпускники востребованы в рекламных организациях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Но уровень их подготовки, к сожалению, не влияет на качество рекламы в нашем областном центре. И дизайнер в результате далеко не всегда «делает рекламу».
Заведующий кафедрой дизайна КемГУКИ Геннадий Елисеенков также уверен, что их выпускники могут «брать очень высокую планку» в трёх профессиональных сферах деятельности: наружной рекламе, полиграфии и визуальной коммуникации. И утверждает, что знает «секрет», почему эти навыки и умения редко получают воплощение на местном рекламном рынке.
«Работодатель у нас стремится угодить клиенту, – считает он. – И, если последний хочет «вот здесь зелёным», то и дизайнеру работодатель ставит именно такую задачу – сделать именно так, как хочет клиент. Есть, конечно, исключения. Известное мне новокузнецкое агентство, где работают наши выпускники, сразу предупреждают заказчика-непрофессионала: «Если вы настаиваете только на своём варианте, то это не к нам, а «через дорогу». А если нужен хороший конечный продукт, давайте серьёзно займёмся этим». Вот в чём решение задачи – если уровень развития клиента, работодателя и дизайнера совпадут в единстве, может получиться очень хорошо. Но, к сожалению, большинство наших рекламных агентств не ставят перед собой креативных задач, и мы имеем то, что имеем».
Интересно и то, что подобным мнением педагогов отчасти согласны и профессионалы в рекламе. Вот как видит схему взаимоотношений сторон в рекламном производстве Евгений Мельников, директор по маркетингу «Сиб-Медиа».
– И выпускники-рекламисты и вновь обращённые в рекламу люди – все они работают на собственников. А вся реклама, которую мы видим, в конечной инстанции проходит утверждение у человека, который подписывает счёт на её оплату. И в этом любая компания, как в своей рекламе, так и в определении горизонтов собственного планирования, отношения к сервису или сотрудникам – черпает всё в образе своего руководителя. По нему сразу можно сказать, какая у него компания, как и по компании – кто ей руководит. Именно поэтому любые попытки вылечить следствие, не затрагивая причины, ни к чему не приводят и до определённой поры не приведут. Выход найдётся только тогда, когда местный рынок станет конкурентным. Тогда и потребуется хорошая реклама.
А вот Роман Новосёлов, владелец и директор Дизайн-лаборатории «Норман», даже признавая отсутствие конкуренции, считает, что свой выход из ситуации есть у каждого производителя рекламы.
– Вообще-то я помню такое явление как диктат заказчика. Но это уже в далёком прошлом, достаточно давно уже я позволяю себе браться только за те заказы, которые мне интересны, выработалась даже определённая собственная клиентура. А что до качества рекламы, то она не всегда определяется сложностью – по аналогии с хорошим парикмахером, который даже стричь по заказу «под ноль» умеет по-разному. Важнее уметь объяснить каждому, что реклама – всегда некая недомолвка, позволяющая что-то завуалировать, а что-то высветить. И ещё важен выстроенный алгоритм подхода к договору с любым заказчиком.
 
Заказ на креатив
Клиент клиенту, естественно, рознь. Друг на друга они могут походить всего лишь одним только свойством – тем, что оплачивают свой заказ. При естественном условии выполнения определённых требований (конкретность которых, впрочем, может колебаться от миллиметров, секунд и оттенков до знаменитого «ну, чтобы нам всем понравилось»). Но это всё некая рекламная «лирика», а чего же хотят на деле современные рекламодатели, насколько им важна креативная составляющая рекламной продукции, и кого они видят «главным» в производстве рекламы.
Производственники – в данном случае это машиностроители – ценят серьёзность, деловой подход и привычно определяют свою роль в качестве ведущей.
«В своём выборе производителя рекламы мы ориентируемся на вкусы и предпочтения потенциальных и существующих потребителей нашей продукции, – говорит Светлана Максимова, заместитель директора по развитию ООО «Машзавод БАСК». – В основом это топ-менеджеры, поэтому наш выбор – это серьёзная деловая пресса, отраслевые издания, интернет-реклама, где мы размещаем информативные статьи. При постановке рекламных задач перед исполнителем однозначно главенствуют представители компании. Всё дело в специфике нашей продукции, точнее, отрасли её применения, а представители рекламы чаще ориентированы в своих знаниях на рядового потребителя, то есть на физических лиц. А вот когда дело доходит до применения каких-либо креативных методов, наши отношения несколько меняются. В моем понимании «креатив» – это умение сделать рекламу такой, чтобы она запоминалась не разумом, а что называется «западала в душу», а уж это, конечно, задача исполнителя».
Представители сферы торговли и услуг, по отзывам специалистов рекламы, менее ориентированы на строгость и точность, зато их более впечатляют нестандартные подходы.
– Лично мне нравится неожиданная, даже провокационная реклама, а вот говорить о том, какую именно рекламу следует выпускать той или иной компании, зависит от её целевой аудитории, считает Павел Драчёв, генеральный директор ООО «МирТек». – Поэтому критерий выбора рекламного агентства один – «надо чтобы сработало». Безусловно, это должно быть интересно, а через некоторое время даже понятно той самой целевой аудитории, о которой уже было сказано. Автора рекламы я так и называю «креативщик». Но креатив – это и сама рекламная идея, и идея каналов распространения и способы передачи данной идеи по выбранным каналам. Все зависит от идеи, и поэтому над её воплощением надо трудиться вместе, иначе удачи не видать. Но многое со временем меняется. Если несколько лет назад мы пользовались «заказным креативом» на 100%, то теперь авторство в рекламе у нас собственное.
Считается, что некоммерческие организации наиболее привередливы в своих заказах. Однако это далеко не всегда так, особенно когда заказчик связан с творчеством.
– Мы всегда стремились к максимальной самостоятельности в разработке собственной рекламы, говорит Дмитрий Вихрецкий, художественный руководитель Областного театра кукол им. А.Гайдара. – И это нам удаётся, во всяком случае, на уровне разработки собственного стиля, дизайна полиграфической продукции, проведении праздников и промо-акций. Даже в телесюжетах, которые о нас снимают другие – весьма творческие люди – мы стараемся многое придумать сами. Некоторое исключение из этого – разработка сайта. Здесь на стадии формирования технического задания (а оно обязательно) ведущая роль принадлежала нам: определялась структура сайта, задавались параметры по объёму, количеству разделов, размещению, возможностям обслуживания, пожелания по эстетике. Дальнейшая работа строилась во взаимном диалоге, но решение всё же оставалось за нами. А выбор исполнителя всегда решали две составляющие – мастерство и креатив, иначе результат нельзя считать рекламой.
Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко