-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 15.05.2012

Огнепальный

Книга Кирилла Кожурина «Протопоп Аввакум»В серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла книга Кирилла Кожурина «Протопоп Аввакум».
 
Это первая полноценная биография одного из лидеров староверческого сопротивления никоновским церковным реформам в популярной литсерии. Хотя, литературная дань молодогвардейцами огнепальному протопопу уже была отдана, очерк о нем входил в сборник «Русские писатели  XVII века».
Книга написана приверженцем старой веры, который использует применительно к событиям того времени чрезвычайно энергичные определения: «раскрещение Руси», «геноцид русского народа». Прямой продолжатель дела аввакумова написал биографию человека, ставшего символом борьбы в эпоху церковных потрясений, с удивительно соразмерным её духу подзаголовком: «Жизнь за веру».
Кожурин обстоятельно рассказывает историю церковного раскола, с которым судьба его героя связана наикрепчайшими узами. Реформа Никона, как известно, перетекла в церковные преобразования Петра I. Смог бы император вздыбить Россию, когда бы при его отце, «тишайшем» Алексее, не были свирепо и кровожадно разгромлены потенциально самые мощные его противники, кои готовы на смерть ради религиозных традиций,  приверженности благоверности отцов и дедов?..
Цитаты из «Жития протопопа Аввакума», писанного им самим, живут своей жизнью до сих пор в среде потомков русичей. Моя мама, сельская учительница с 55-летним стажем преподавания, запросто цитировала Аввакума; самыми любимыми были слова из диалога с женой протопоповой, которая, измучавшись, вопрошает спутника: «Долго ли муки сея?..» И ответ: «Марковна, до самые смерти!» В конце жизни Аввакум записывает: «Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь…» И в этом нет никакой гордыни.
Автор книги использует замечательные определения: «богатырь-протопоп», «жизнь его исключительна, слово его – гениально, вера его – невероятна». Наш герой родился в семье сельского священника в конце 1620 г. Его имя производное от верхозаветного Хаваккука, что с древнееврейского переводится как «Любовь Божия», или «обнимающий», «сильный борец», «подвижник». Биограф добавляет: «Новый пророк и апостол русского старообрядчества».
Невозможно представить жизнь Аввакума без книг. Литература его времени осмысливала события Смутного времени. Вокруг богослужебных и богословских книг сосредоточивалась общественная дискуссия.
 «Священник именовался врачом, – пишет Кожурин, – вождем, наставником и учителем, сторожем, и пастухом, воеводой и судьей своих прихожан». Приход избирал кандидата в священники, епископ утверждал и рукополагал – такой была церковная демократия в Древней Руси. Аввакум очень рано стал священником, поначалу едва не повторил пагубный отцовский путь любителя вина, но вовремя, как он писал, «престал от винного пития и начах книги почитати, и люди учити к пути спасения».
Вся его жизнь – непрерывное богослужение. Вера в то время требовала суровых ограничений. В большинстве семей соблюдался устав самых строгих восточных монастырей, с многочасовыми молитвенными бдениями, включая и ночные часы на коленях у икон, молитвами на всякий час. Аввакум проводил службы до 10 часов подряд без перерывов. Это как раз понятно, ибо главная идея того времени – «оцерковление» русской жизни.
Но общество всегда беременно новыми идеями, носителей которых поначалу меньшинство. Европа задолго до русского государства  вырвалась из Средних веков, пройдя кровавые уроки инквизиции, сменившиеся Возрождением: цвели искусства и наука, развивались ремесла и мануфактуры.
Наша страна отставала от европейских новшеств, этому есть множество причин. Раскол не был случайностью. Наверное, в его основе не только мечты царя примерить византийскую корону, как пишет Кожурин, и, конечно, три перста или двоеперстие, как и исправление религиозных книг с изменением в церковной обрядности, не были самым главным. Обновление государства требовало новых людей, новых идей, ускорения развития. А иначе сомнут, как случилось с Древним Римом, да с той же Византией. Мы и сегодня ожесточенно спорим: каким путем идти? Если «стабильность» и только она возобладает – страна начинает путь к умиранию. Реформа – контрреформа, стабильность и покой – развитие и революция: вокруг этой дилеммы вращается и ныне общественная мысль, как и вся русская история. 
Потому настоящий герой Аввакум сотоварищи, богатырь в борьбе «за старину и древнее благочестие» – это трагический персонаж её величества Истории. Как писал кто-то: «Попал под колесо истории». Его стойкость, писательское искусство, пропагандистский дар могли бы сыграть огромную мобилизующую роль в годину войн против внешних врагов. Но не случилось. Время было иное и требовало иного. Под его пером даже рассуждение о философии непременно оборачивается «пьяным философом», а сам, тем временем, легко погружается в философские глубины. «…Да наставит нас Дух Святый на всяку истину, а не риторика з диалектиком». Именно так полемически громит противников протопоп. Но: «…И диалектик, и философию, и что потребно, - то в церковь взяли, а что непотребно, то «под гору лопатой сбросили». Вот только, «что потребно»? Кстати, самодержца тогда просто нельзя было критиковать, ведь он от Бога, только поклоняться – такова традиция. Но Аввакум к концу жизни написал: «…безумное царишко», «сквозь землю проподай, блядин (это слово в то время употреблялось как синоним слова «ложь» – В.П.) сын», – это о помазаннике Божьем, царе Алексее.  
А утверждения автора книги, что, дескать, страна «на столетия заразилась духом латинства», «после Никона в России больше не было церкви, там была религия государства», – это лишь одна из  точек зрения, с которыми нынешние православные, да и церковь вряд ли согласятся.
И все-таки жаль наших искренне верующих предков, для которых компромисс в вопросах веры был невозможен. Хотя, в истории раскола не все так просто: ведь это же факт, когда реформатор Никон собирал иконы нового письма и прилюдно уничтожал, выступая в обличье консерватора.
Думаю, что для объяснения многих поступков «верхов» того времени, вполне подойдет ещё и то, что сегодня именуется словом «коррупция». Впрочем, как и всегда в нашей истории.
А в литературе Аввакум наоборот стал новатором, даже революционером своего времени. Таковы парадоксы. Он стоит в начале процесса формирования «великого и могучего», Пушкин – на вершине.
Литературное наследие Аввакума бесценно; написал более сорока сочинений, он – новатор не только языка, но и формы с содержанием. Подчеркнуто разговорный язык протопопа точный, язвительный, насмешливый, грозный, красочный, образный, полемичный. Его стиль и поэтика новаторские. 
Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Житие…», известное в трех рукописных редакциях, опубликованное только в 1861 г. В нем история и автобиография слиты воедино. Писцы более двух столетий переписывали от руки. А ныне есть переводы на многие языки.
Аввакумом написано ещё несколько книг. Вот только для их чтения надо знать старославянский язык с церковнославянским, как и для чтения книги «Протопоп Аввакум» такие знания не в обузу. Иначе  потеряетесь в обилии цитат из XVII века, рискуя не разобрать и половины смысла. Зато обертоны наслаждения от «разговора» с предками на их языке дополнительно греют.  
…Аввакума с товарищами по вере сожгли в Пустозерске в 1782 г. после 14 лет «земельного» сидения. Ему шел 62 год. Наперсный священнический крест протопопа – величайшая святыня староверия – хранится как родовая реликвия в одной из семей староверов-поморцев, проживающих в нашем Кузбассе.
В истории и пространстве – всё рядом, стоит только протянуть руку...
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко