-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 13.06.2012

ОМС: на пути к лучшему

 
Реформирование системы российского здравоохранения идёт полным ходом – в 2011 году начал действовать новый закон об ОМС, в текущем году – закон об охране здоровья граждан. Среди основных изменений – появилось право выбора страховой компании, лечащего врача и лечебного учреждения, в том числе частного.
 
Куда пойти лечиться
Право выбора лечебного учреждения и врача декларировалось и в прежнем законе об ОМС, но чёткого механизма его реализации не существовало, поэтому воспользоваться им было непросто. Новый вариант закона восполнил этот пробел, однако к глобальным изменениям на региональном рынке медицинских услуг это не привело. Причина проста – право выбора пациента ограничено возможностями лечебного учреждения по количеству прикреплённого населения. Естественно, что у наиболее «популярных» учреждений количество пациентов и ранее было приближено к максимальному, поэтому с началом действия нового закона имеющиеся «вакантные места» быстро закончились.
К примеру, в Кемерове давно прекратил прикрепление новых пациентов Областной клинический госпиталь ветеранов войн. Известно также, что мощности поликлиники №5 используются по максимуму. Тем не менее, страховщики уверяют, что прикрепиться к приглянувшейся поликлинике реально, хотя и не всегда быстро и просто. «Ротация даже в заполненных учреждениях всё равно есть - кто-то уходит, кто-то переезжает – рассказывает Евгения Алфёрова, начальник отдела ДМС страховой компании «СДС-Медицина». – Так, мы давно пытались прикрепить к госпиталю ветеранов войн одну нашу клиентку. Как только у них освободилось место, нам сразу позвонили. Такое случается и с центром здоровья «Энергетик».
Если в крупных городах области возможность выбора существует, то в более мелких населённых пунктах её попросту нет. «К примеру, в посёлке Яя есть центральная районная больница, а что его жители могут выбрать ещё?  Больницу Анжеро-Судженска? Или, может быть, Кемерова? – рассуждает исполнительный директор страховой медицинской организации (СМО) «Сибирь» Татьяна Тихонова. – Наверное, это возможно, но как они будут добираться туда в случае экстренного ухудшение здоровья?».
Так или иначе, по информации Территориального фонда (ТФ) ОМС Кемеровской области, значительного оттока пациентов ни в одном лечебном учреждении области не произошло.
 
Врача не выбирают?
Похожая ситуация складывается и с реализацией права выбора врача. Дефицит кадров в медицине не новость, а наиболее авторитетные специалисты и ранее недостатка в пациентах не ощущали. Этому во многом способствует существующая система оплаты труда. Если численность прикреплённого к врачу населения меньше, чем это определено нормативами Минздравсоцразвития, врач, к примеру, не будет получать федеральную надбавку к зарплате.
«Больше, чем это вообще возможно, врач обслуживать пациентов не станет. Даже если бы и стал, это серьёзно ухудшило бы качество медицинской помощи, что не нужно ни пациенту, ни врачу», – отмечает Татьяна Тихонова.
К тому же неспециалисту бывает довольно трудно оценить, насколько хорош его врач. Ещё труднее выбрать врача «на замену». «По работе с нашими застрахованными я не слышала такого, чтобы кто-то хотел сменить врача», – рассказывает Евгения Алфёрова.
Первый заместитель директора ТФ ОМС Кемеровской области Ирина Друшляк добавляет, что выбрать врача станет проще, когда медицинские организации будут публиковать информацию о каждом враче – его стаж работы, когда и какое обучение он прошёл, какие заслуги у него в области здравоохранения. Но опыт показывает, что и эта информация не является определяющей. Оценка врача пациентом – дело субъективное: кто-то проникся к нему доверием, а кто-то нет.
Но, если при выборе лечебного учреждения и врача есть даже объективные ограничения, то реализовать  своё право выбора страховой компании, которое новый закон дал каждому человеку персонально, человек может без особых проблем. Тем не менее, больших изменений и здесь не произошло. Хотя большинство страховщиков и говорят о приходе к ним новых клиентов, все они сохранили ранее занятые доли регионального рынка ОМС. Людей нетрудно понять – программа ОМС для всех одна.
«Все медицинские страховые компании работают на региональном рынке уже долгое время, клиенты к ним привыкли, – поясняет Татьяна Тихонова. – Конечно, если кого-то из них компания не удовлетворяла, они переходили в другую, но массовый характер этот процесс не принял».
«За год с небольшим ожидать каких-то кардинальных изменений рынка не приходится, – добавляет Ирина Друшляк. – Основную долю страхового поля  в Кемеровской области занимает компания «Сибирь». Свою роль здесь сыграло то, что в предыдущие года эта компания  выигрывала конкурс на страхование неработающего населения».
Лечиться становится лучше
Структура жалоб пациентов убедительно свидетельствует о том, что ситуация в здравоохранении, несмотря на все сложности, улучшается. «В последнее время количество жалоб, особенно обоснованных, снизилось у нас в 5 раз, – рассказывает Татьяна Тихонова. – Если ранее наши клиенты жаловались в основном на платность в лечебных учреждениях, то сегодня они стали обращать внимание на бытовые условия, обращение с ними персонала больниц. Жалоб на то, что в стационарах не оказалось каких-то медикаментов и людям пришлось их покупать за свой счёт, вообще единицы».
По данным ТФ ОМС, количество жалоб в 2011 году в сравнении с 2010 годом снизилось в 4,6 раза. Из  поступивших жалоб обоснованными признаны 63% (в 2010 году – 76%). Из числа обоснованных жалоб жалобы на платность снизились по сравнению с 2010 годом в 20 раз. Всего в прошлом году было зарегистрировано около 1,34 млн обращений, по сравнению с 2010 годом их количество возросло в 10,6 раз, что связано с реализацией гражданами права на выбор или замену СМО. В структуре всех обращений жалобы составили всего 0,02%, заявления о выборе или замене СМО – 90%, консультации – 10%.
 
Бизнес в ОМС
Новое законодательство упростило вхождение в систему ОМС частным медицинским учреждениям, но, как показывает практика, бизнес не особенно спешит в эту сферу. По информации ТФ ОМС Кемеровской области, на сегодняшний день 29 негосударственных медицинских учреждений участвуют в программе ОМС, это 15% от числа медицинских организаций, работающих в системе ОМС.
При этом подавляющее количество коммерческих организаций оказывают лишь консультативные или диагностические услуги. По словам Ирины Друшляк, частных учреждений, работающих по территориальному  принципу оказания первичной медико-санитарной помощи (то есть с прикреплением пациентов)  единицы, среди них юргинская «Поликлиника общей (групповой) врачебной практики» и общая врачебная практика «Сибирское здоровье» в Лесной Поляне. «Большинство частных медицинских учреждений области специализируются по узким направлениям – либо это лабораторная диагностика, либо высокотехнологические методы обследования, поэтому в полном объёме встроиться в систему ОМС они просто не могут», – поясняет Татьяна Тихонова.
По оценке Ирины Друшляк, одна из причин также – неудовлетворённость бизнеса размером тарифов, установленных в системе ОМС.
«Прикрепить к себе для обслуживания население – это значит осуществлять колоссальный объём работы! – продолжает Ирина Друшляк. – Это прививки, профилактическая работа, диспансеризация – не все частные клиники хотят этим заниматься».
По словам экспертов, из тех учреждений, что заявили о своём участии в ОМС, далеко не все реально в нём работают. «К примеру, в ОМС пришёл один санаторий, но ни одного больного по полису ОМС до сих пор не принял, – рассказывает собеседник «Авант-ПАРТНЕРа». – Да и каким образом к ним попадёт больной по ОМС, для меня загадка – санаторная помощь по ОМС не оплачивается, а вряд ли кто-то поедет к ним ради консультации узкого специалиста – ближайшие населённые пункты на расстоянии пяти километров. И таких примеров, когда учреждения заявили себя в ОМС, но реально по нему не работают, я могу назвать с десяток».
Определённые надежды эксперты связывают с введением в следующем году одноканальной системы финансирования медучреждений. Напомним, если сейчас из средств ОМС финансируются лишь зарплата сотрудников, медикаменты, мягкий инвентарь и питание, то начиная с 2013 года через ОМС также будет налажено финансирование коммунальных расходов, транспортных затрат и приобретение оборудования (правда, пока не самого дорогостоящего, стоимостью до 100 тыс. рублей). Возможно, тогда и медицинскому бизнесу ОМС покажется более выгодным.
Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко