-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 21.08.2012

Уголь нового кризиса

Дмитрий Медведев в ходе своей поездки в Кузбасс 6 августа провёл совещание, просвещённое развитию угольной отрасли
Дмитрий Медведев в ходе своей поездки в Кузбасс 6 августа провёл совещание, просвещённое развитию угольной отрасли
 
Нынешний свой профессиональный праздник угольщики встречают почти как четыре года назад – в тревожных ожиданиях. С прошлой осени, когда фиксировались рекордно высокие цены на топливо на мировых рынках, стоимость кузбасского угля упала на 50, а в отдельных случаях на 70%. В отрасли снова заговорили о сокращении издержек, введении сокращённого рабочего дня.
 
То, что ситуация в отрасли тяжёлая, вынужден был признать министр энергетики РФ Александр Новак, выступая на совещании, которое проводил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе своей поездки в Кузбасс 6 августа. На прямой вопрос главы правительства о том, как бы он характеризовал текущий момент, министр ответил: «Ситуация критичная». А потом глава министерства почти дословно повторил то, о чём губернатор Кузбасса Аман Тулеев и главы угольных компаний в последние месяцы говорили журналистам. «С сентября 2011 года по май 2012 года цена на энергетический уголь снизилась со 119 долларов за тонну до 89. Себестоимость добычи составляет примерно 900 рублей. Плюс транспортировка порядка 40 долларов, плюс перевалка в порту от 10 до 20 долларов. Это полностью покрывает цену».
Директор УК «Кузбассразрезуголь» Игорь Москаленко добавляет, что сегодня очень большое падение произошло на концентрат коксующихся углей внутри страны: «Раньше правительство вводило большие экспортные пошлины. Сегодня этого нет. Но цена упала в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом». Президент ХК «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев констатировал, что сегодня даже самые передовые предприятия его компании, такие как шахта «Листвяжная», работают в убыток.
 
Внутри и во вне
Как считает Игорь Москаленко, основной причиной падения цен на энергетический уголь вызвано тем, что США, планомерно наращивая объёмы добычи сланцевого газа для внутренних нужд, увеличили поставки угля в Европу. Падение цен на концентрат коксующегося угля он связывает «с отражением европейских проблем на наших металлургах». Однако же, и руководство отраслью, и сами угольщики говорят, что всё, что сегодня  происходит, в очередной раз наглядно показывает массу российских проблем, мешающих развитию отрасли.
По словам Александра Новака, главной проблемой является устойчивая тенденция снижения внутреннего рынка угля. По данным министерства энергетики за 2000-2011 гг. поставки снижались в среднем на 0,8% в год. Основные причины этого – межтопливная конкуренция с газом, газификация страны использование новых технологий. Так, по сравнению с 1988 годом, когда было зафиксировано максимальное внутреннее потребление угля, в металлургии использование угля снизилось в 1,5 раза, в электроэнергетике, в агропроме, ЖКХ (включая население) – в 1,4 раза. Ситуация может измениться только тогда, когда «по доходности газа мы выйдем на равное соотношение при экспорте и продаже на внутреннем рынке».
Министр выделяет и высокую транспортную составляющую в себестоимости угля. В структуре затрат на энергетический уголь доставка угля составляет более 50%, на коксующийся – более 30%. И это одни из самых высоких затрат по сравнению с другими отраслями. В частности, в нефтяной отрасли они составляют менее 10%, алюминиевой промышленности – 10-20%, в чёрной металлургии – чуть более 20%. «Услуги портов за последние 10 лет выросли  в цене почти 6 раз, стоимость перевозки на экспорт в 4,3 раза, а цены на внутреннем рынке на энергетический уголь  – всего в 3,4 раза, цены на FOB на коксующийся и энергетический уголь – от 3 до 3,5 раза», – заявил министр на совещании под председательством Дмитрия Медведева.
Другой проблемный момент, по словам Александра Новака, – недостаточность инфраструктуры для вывоза угля, в том числе портовой. К тому же условия добычи угля постоянно ухудшаются. Средняя глубина отработки пластов увеличилась за последние 10 лет с 380 м до 402 м. Доля шахт, опасных по взрыву метана, угольной пыли и горным ударам – с 28 до 51%. А коэффициент вскрыши на открытых работах с 3,9 кубометров на тонну до 6,3. При этом 54% действующих шахт и 27% разрезов неперспективные, отметил министр.
 
Тактические решения
А пока государство определяется со своими действиями в новой кризисной ситуации, угольщики корректируют свои планы. В ОАО «Кузбасская топливная компания» в связи со снижением цен на энергетический уголь уже скорректирован план по добыче на 2012 год. Компания оставила его на уровне 2011 года – 8,7 млн тонн (согласно инвестплана, который принят в КТК до 2015 года, уровень добычи в 2012 году должен был достигнуть 9,3 млн тонн). А вот инвестпланы в КТК пока пересматривать не собираются. «В 2012 году они будут реализованы в полном объёме и даже превысят запланированные показатели», – сообщили «Авант-ПАРТНЕРу» в компании. Принятые ранее инвестиционные программы сохраняются в силе и в «Южном Кузбассе». Согласно этим планам, в 2012-2014 году в развитие и модернизацию компании планируется направить 645,7 млн долларов из них около 173,5 млн долларов на строительство второй очереди шахты «Сибиргинская».
Снизит добычу угля предприятия «СДС-Угля». «У нас в этом году добыча угля составит где-то 25 млн тонн. Был план 28 млн тонн, но в связи с кризисом проведены корректировки. Из них 70% – экспорт. 15 лет мы занимались тем, что завоевывали рынки Турции, Италии, Марокко, Израиля, даже в Америку отправляли. Уже не говоря про Европу. Сегодня мы не в состоянии конкурировать на этом рынке», – сообщил Михаил Федяев.
Между тем, Андрей Малахов, заместитель губернатора по угольной промышленности и энергетике говорит, что пока в целом по области не меняются плановые ориентиры по добыче: «Объёмы производства растут каждый месяц. И к прошлому году у нас уже плюс 3 млн тонн. Цифра 195 млн тонн по итогам года сохраняется в качестве ориентира. Она нормальная, реальная цифра».
Не исключено, что прогнозы власти основаны, прежде всего, на относительной устойчивости тех угольных компаний, которые интегрированы в крупные вертикально-интегрированные компании. Для одних такая интеграция – это понятный рынок сбыта, для других – крупные контракты сроком, например, на один год. В частности, как заявили «Авант-ПАРТНЕРу» в сибирском центре корпоративных отношений «ЕвразХолдинга», основными потребителями продукции «Южкузбассугля» являются металлургические предприятия компании. Это позволяет угольщикам иметь устойчивый рынок сбыта в любой ситуации. Такая же подушка безопасности есть и «Южного Кузбасса», и у «Белона».
 
Оптимизация и экспорт
Игорь Москаленко признаётся, что ещё весной в компании начали принимать меры по оптимизации затрат. Усиление контроля за всеми закупками, минимизация количества посредников при закупках оборудования, техники и материалов. Всё это уже было «включено» компанией в 2008 году. Однако, по признанию директора «Кузбассразрезугля», резервы ещё есть. В ОАО «Распадская» пояснили, что  антикризисная программа опять запущена – сокращение издержек и управленческих расходов, оптимизация складских запасов материалов, сокращение ненужных «здесь и сейчас» инвестиций. Одновременно активизирована внешняя сбытовая активность через поиск новых региональных рынков сбыта и надёжных по ёмкости объёмов клиентов. Формируются оценочные системы по доходности экспорта, ведётся работа по установлению прямых долгосрочных отношений с новыми клиентами, маркетинговое продвижение угольной продукции.
В «Кузбасской топливной компании» тоже говорят об управлении сбытом – страновыми и региональными рисками за счёт диверсифицикации географии  сбыта. «Географическое разнообразие потребителей продукции компании минимизирует возможные негативные последствия экономических рисков. Продажи компании распределяются равномерно между рынками РФ, Азии и Восточной Европы (исключая РФ). Внутри РФ также растёт диверсификация между регионами, хотя основным по-прежнему остаётся Западная Сибирь. На данный момент, в связи со сложившейся сложной ситуацией с экспортными продажами,  принято решение об увеличении сбытовой сети в Сибири на 20% до конца года», – сообщили «Авант-ПАРТНЕРу» в пресс-службе компании.
Государство же, похоже, согласилось помочь угольщикам устоять, сняв остроту тарифной проблемы при железнодорожных перевозках. Как заявил министр Новак, сейчас предложены варианты, которые бы «позволили РЖД дифференцировать транспортную составляющую между отраслями внутри прейскуранта. Необходимо дать поручение Минэкономразвития, Федеральной службе по тарифам, Минтрансу рассмотреть вопрос о возможности маневра по тарифу на перевозку угля». А премьер-министр Дмитрий Медведев заметил, что сейчас обсуждается вопрос о долгосрочном тарифном регулировании на железнодорожном транспорте.
Александра Фомина
Полная версия материала в очередном номере «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг».

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят
[27 марта] Первый в «Русале» ЦОД запущен на НкАЗе

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко