-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 34 от 25.12.2012

Андрей Поздняков: «Большинство молодых предпринимателей не знают, что нужно инвестору»

Андрей Поздняков, президент группы компаний «Элекард»
 
Одним из тренингов, которые получили возможность посетить участники первого городского инвестиционного форума «Кемерово Инвест» был тренинг томского предпринимателя Андрея Позднякова «Коммерциализация технологий (технологическое предпринимательство)».

Андрей Поздняков, президент группы компаний «Элекард» – известная личность в предпринимательском сообществе Томска. Физик по образованию, бизнесом он занимается с 1988 года. Основным направлением деятельности ГК «Элекард» является лицензирование технологий. В настоящее время «Элекард» представляет собой группу, состоящую из нескольких частных IT-компаний: Elecard Devices, Elecard nanoDevices, Elecard-STB, Elecard-Med, Solveig Multimedia, Triaxes Vision. Технологиями «Элекарда» пользуются тысячи компаний по всему миру, в том числе такие гиганты высоких технологий, как «IBM»,  «Intel», «Vitec», «Motorola» и другие. 
Одним из направлений бизнеса Андрея Позднякова является инвестирование в технологические стартапы. Именно этому он и посвятил своё выступление перед участниками форума «Кемерово Инвест».
 
      Пояснения к схеме:
      А – точка ввода технологии в производство
      С – точка насыщения рынка
Жизненный цикл технологической компании
Вначале Андрей Поздняков вкратце раскрыл перед слушателями основы технологического предпринимательства. Любая технология, по его словам, проходит путь от идеи до развитого производства на насыщенном рынке («завода»), который и составляет жизненный цикл компании, продолжительность которого составляет 15-20 лет. Схематично его можно описать с помощью S-образной кривой.
Каждый технологический предприниматель находится в той или иной точке этого пути, и от правильной оценки собственной роли и собственного положения зависит его финансовый успех.
В начале жизненного цикла компании находится идея. Идею создает изобретатель, и если этот человек может быть только изобретателем, полон множества идей и не собирается заниматься ничем больше, то самым экономически целесообразным решением для него будет продать эту идею тому, кто станет дальше разрабатывать на ее основе технологию. И это ни в коем случае не директор завода. Как рассказывает Андрей Поздняков, очень частая ошибка заключается в том, что изобретатель пытается продать сырую идею директору производства. В действительности идею можно попытаться продать в компанию, занимающуюся разработкой технологий.
Впрочем, большинство изобретателей, заинтересованных в своей идее, предпочитают разрабатывать такую технологию сами и создают технологические стартапы.
Как правильно выбрать идею для разработки? Фатальная ошибка здесь заключается в том, чтобы идти на уже сформировавшийся рынок. В настоящее время, по оценке Андрея Позднякова, ни одна молодая компания не может претендовать на серьезное место на рынке, например, сотовых телефонов, какие бы хорошие телефоны она ни производила. Но в то же время существуют определенные рыночные ниши, которые вполне можно занять.
На полную коммерциализацию технологии, по словам Андрея Позднякова, требуется в среднем пять лет. И как только технология доходит до стадии производства, наступает критический момент. «В этот момент разработчик понимает, что ему неинтересно заниматься управлением рабочими, ему неинтересно заниматься логистикой – откуда что поступает и куда это отправить. Как правило, такой человек не может работать с сетями магазинов, которым нужно поставлять продукт. У меня на глазах погибло большое количество компаний только потому, что изобретатель непременно хотел быть директором, хотя не умел этого делать», – рассказывает Андрей Поздняков. В тот момент, когда технология выходит в производство, необходима смена управляющего состава компании. Когда происходит стремительный рост клиентов и доходов по S-образной кривой, нужен принципиально иной менеджмент, ориентированный не на технологии, а на продажи. Для многих разработчиков, если они не обладают нужными компетенциями, самым правильным выбором будет продать компанию в этот момент. В этом случае они остаются со значительной прибылью и получают возможность заняться какими-то новыми разработками. В противном случае существует огромный риск финансового краха.
На стадии насыщения рынка технологическая компания – особенно это касается крупных корпораций – сама не способна создавать идеи и заниматься разработкой технологий, однако может покупать и выгодно использовать чужие наработки. Андрей Поздняков привел в пример компанию «Google», которая приобрела онлайн-сервис «Youtube» у его разработчиков, в первую очередь, из-за большой клиентской базы этого сервиса, который сами разработчики не умели превратить в полноценный источник дохода.
 
О чём говорить с инвестором?
Технологический предприниматель, находящийся в начале пути своей компании, больше всего нуждается в инвестициях, поскольку, как правило, крайне ограничен в собственных средствах. Инвестор – это тот, кто, по выражению Андрея Позднякова, «садится с предпринимателем в одну лодку» и готов разделить с ним его риски.
Сам Андрей Поздняков, имеющий многолетний опыт вложений в стартапы, утверждает, что большинство технологических предпринимателей не умеют разговаривать с инвестором. 
«В действительности инвестора в первую очередь интересует, каким образом он выйдет из бизнеса», – говорит Андрей Поздняков. Инвестор рассчитывает через какое-то время получить обратно собственные вложенные средства – и здесь существует несколько вариантов.
Во-первых, доля инвестора (составляющая, как правило, больше 51%) может быть продана, и поэтому основатель компании должен заранее обозначить инвестору потенциальных покупателей. «Вы как предприниматель, должны понимать, что инвестор предполагает, что свою долю, которую он получит в вашем бизнесе, он будет продавать некоему стратегическому инвестору, какой-то компании, которая находится на вершине», – рассказывает Андрей Поздняков. Обычно этот момент наступает в точке перехода от разработки технологии непосредственно к производству.
Во-вторых, основатель сам может выкупить у инвестора его долю, взяв, например, кредит.
В-третьих, компания может быть выведена на биржу, где её акции будут свободно продаваться и покупаться. Последний случай является крайне редким.
Ключевой задачей менеджмента технологической компании, таким образом, по мнению Андрея Позднякова, является увеличение её рыночной стоимости – «чтобы компания стала стоить в итоге не 3 миллиона, а 10», для того, чтобы в этот момент её продать.
Как увеличить стоимость технологической компании? В первую очередь, за счёт увеличения числа клиентов. Во вторую – за счёт роста стоимости активов, что менее распространено, особенно в России.
Доходность вложений в стартапы в России составляет, по словам Андрея Позднякова, 30-40% годовых, однако он сам, как инвестор, предпочитает вкладывать деньги лишь в те проекты, в предметной области которых разбирается.  В основном же инвестициями в стартапы занимаются венчурные фонды. 
Хорошим подспорьем для изобретателя и разработчика, которое может помочь заинтересовать инвестора, будет наличие любыми усилиями созданного действующего прототипа, а также следование простому правилу, которое, по словам Андрея Позднякова, заключается в том, что в каждый момент времени компания должна иметь некоторый готовый продукт. Такой продукт можно если не представить на рынок, то хотя бы, например, передать клиентам на бесплатной основе.
Оценивая эффективность государственной поддержки так называемых инновационных компаний, Андрей Поздняков предостерег от чрезмерного использования грантовой поддержки в этой области. По его словам, гранты «развращают предпринимателей, потому что это деньги подаренные, и результатом работы по гранту будет отчет», а не реальный результат. Чиновники не вполне способны противодействовать неэффективному использованию грантовых средств, поскольку отчеты принимают те же чиновники, которые выдают гранты. Поэтому чиновник заинтересован в том, чтобы этот отчет был положительным. Единственным же реально работающим средством поддержки технологических проектов, по мнению Андрея Позднякова, могут быть венчурные фонды, созданные, в том числе, возможно, с участием государственных средств.
В завершение же разговора Андрей Поздняков дал оптимистический совет тем молодым предпринимателям, которые настроены уехать из Сибири в более благоприятные для ведения бизнеса места. По его словам, «любой дурак может приехать в Калифорнию и стать там миллионером, а Вы можете стать миллиардером в Кемерово. Вот это круче».
Тимур Сагдиев

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко