-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 03.02.2009

Малые формы, большой размер

 Традиционно торговля рассматривается как основная сфера деятельности малого и среднего бизнеса, и лишь в последние 5-7 лет в отрасли стали формироваться крупные компании сетевого типа. До недавнего времени именно они демонстрировали высокие темпы роста, и казалось, что в скором времени станут доминирующим видом в торговой отрасли. Но именно они сильно пострадали от кризиса, поскольку развивались главным образом на заёмные средства, да и ожидаемого преобладания у них пока не получилось. Сегодня доля сетей в кузбасской рознице хотя и больше, чем у традиционных рынков, но пока ещё заметно ниже, чем у торговли в малых формах. С учётом тех финансовых трудностей, которые испытывают в последнее время сети, с учётом проблем в отношениях с поставщиками их  доля на рынке может стабилизироваться.
 
Первая рыночная
 
Следует вспомнить и воздать должное тому факту, что сегодня торговля – самая продвинутая в смысле рыночных реформ отрасль. С неё собственно рыночные преобразования,  по сути, и начинались – со знаменитого указа первого российского президента Бориса Ельцина «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. За 17 лет отрасль прошла большой и трудный путь, и можно с уверенностью утверждать, что российская торговля преобразовалась сама, и в значительной степени реформировала всю экономику страны. Продавать стали учиться практически все, впрочем, многие так и не научились.
За 11 месяцев прошлого года, по данным статистики, розничный товарооборот в Кузбассе составил 247 млрд рублей, на 10% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. По размерам своего оборота отрасль больше всего строительства, сельского хозяйства и транспорта вместе взятых. Конечно, это не означает, что эти отрасли имеют меньшее значение, чем торговля, но размер тоже немаловажен. Ведь на потребительском рынке в регионе работает более 200 тыс. человек (больше чем в угольной и металлургических отраслях), а объём налогов, которых приносит торговля в бюджет, сравним с той же металлургией. Только магазинов в регионе более 10 тысяч.
При этом огромную роль в развитии самой отрасли продолжают играть малые формы торговли. И в трудные кризисные времена значение их только растёт. Сегодня в розничной торговле в Кузбассе по-прежнему преобладают субъекты малого предпринимательства. По итогам 2007 года (данные прошлого года пока недоступны), на их долю приходилось 59,2% всего розничного товарооборота в Кемеровской области или 132 млрд рублей из 223 млрд рублей. Доля рынков, пусть и сократившаяся в последние годы, по-прежнему заметна, указывая на то, что и эту форму торговли не следует сбрасывать со счётов. Что касается торговли в крупных и средних формах, на них приходится менее трети всего оборота (см. схему).
Доля торговых сетей (они входят в категорию «крупные и средние организации») ещё меньше. Несмотря на относительно быстрый рост в последние годы. Начальник областного департамента потребительского рынка и предпринимательства Елена Мазанько оценивает её в 10% по всему Кузбассу и в 20% в Кемерове, и призывает не переоценивать вес сетевой торговли во всей отрасли. Пока в региональном масштабе работают пока только три сетевые компании в продовольственной рознице («Кора», «Мария Ра» и «Чибис/Поляна»), плюс несколько сетей имеют городской масштаб или работают в нескольких территориях. Присутствие федеральных сетей тоже пока минимально, и всё это означает, что доминирование малых форм еще сохранится. Впрочем, профессор кафедры маркетинга и рекламы КемИ РГТЭУ Владимир Киселёв уверен, что увеличение доли сетевой торговли продолжится, несмотря на кризис, и в скором времени через этот формат будет проходить до половины всего розничного оборота в Кузбассе.
 
Мимо сетей
 
Быстрый рост сетей создал впечатление, что трудности обойдут их стороной. Однако и в докризисные времена даже самые современные «цивилизованные», как иногда их называют специалисты, формы не удовлетворяли потребителей.
И не по причине их привередливости, а потому, что в качестве приоритетных целей большинство сетей ставили себе не клиента/покупателя/потребителя, а прибыльность работы. Отсюда ультимативно жёсткие отношения с поставщиками (по цене, по условиям поставок и т.п.), конфликты с ними, что, в конечном счёте, оборачивались против покупателей. Настоящей борьбы именно за покупателя, по оценке Владимира Киселёва, до последнего времени не было. В настоящее кризисное время, когда финансовые возможности сетевых компаний значительно сократились, и они вновь попытались переложить их на своих поставщиков, во многих «цивилизованных» магазинах исчезли мыло, сода, стиральные порошки и другие товары. Отчего, конечно, репутация этих торговых предприятий заметно пострадала.
Сейчас, считает Владимир Киселёв, на первый план выходит не развитие вширь, а внутрь, совершенствование работы с потребителями, завоевание их лояльности. Поэтому сети могут поправить свои отношения, кроме того, и в кризисных обстоятельствах они сохранили свои преимущества – у них больше готовности к переменам, внедрению новых технологий. Что касается несетевых форм торговли, то они, по оценке Владимира Киселёва, лучше защищены от кризисных влияний – у них меньше производственных и финансовых связей, которые могли бы пострадать от кризиса, меньше зависимости от глобализации экономики, в которую в огромной степени вовлечён сегодня Кузбасс. Круг потребителей таких торговых предприятий обычно узкий, но стабильный, их приток мало зависит от внешних обстоятельств. «Ну, стоит на улице какой-нибудь продовольственный киоск, что для него изменилось? Как заходили в него определённые покупатели, так и заходят» – отмечает он. По этой же причине, как показывает практика, мало пострадали от проявлений кризиса сельские районы Кемеровской области, разве, что те их части, в которых проживают работники угольных предприятий, доходы которых заметно сократились. Что отразилось на потреблении и, соответственно, на торговле.
 
Малые, да удалые
 
Начальник службы маркетинга ООО «Система РегионМарт» (магазины «Чибис» и «Поляна») Дмитрий Чуев признаёт, что малые торговые формы постоянно приходится рассматривать как достойных конкурентов, у которых есть чему учиться. Он отмечает, что обычно такие магазины удачно расположены, и не испытывают недостатка в покупателях. Для многих таких магазинов характерен индивидуальный подход к покупателям. Фактически все они работают в формате «у дома», и постоянно подстраиваются под своих покупателей – могут быстро изменить ассортимент, продлить время работы, пусть даже для нескольких клиентов. 
Для малых форм вообще характерна гибкость в работе. Они, как подчеркивает Дмитрий Чуев, не зависят от жесткой матрицы, в которой приходится работать сетям. Небольшие магазины могут в один день отреагировать на рекламную кампанию какого-то производителя, завезти некоторое количество рекламируемых продуктов и попасть в цель – покупатель отреагирует на рекламу и купит этот товар. По этой же причине, быстрого оборота и быстрого реагирования самого магазина, малые формы выиграли в отношениях с поставщиками в нынешних кризисных обстоятельствах. Впрочем, от этого получили своё и поставщики: при «коротком плече» оборота денег они гарантированно получают их от малых магазинов сразу, иногда в конце дня поставки. И хотя затраты на такие поставки тоже выше, выигрыш от скорости и гарантии возврата средств налицо. Нетрудно догадаться, что это только на руку небольшим торговым предприятиям.
Дмитрий Чуев отмечает также налаженный контакт с покупателями в таких магазинах, почти что семейное или как минимум добрососедское общение. Оно позволяет выстраивать такие индивидуализированные отношения, каких в сетях никогда не найти. «В больших магазинах общение носит формальный, технический характер, вопрос – ответ, больше ничего. В небольших магазинах покупатели спрашивают совета у продавца, его оценки какого-то продукта,» – говорит он.
Вот как описывает свой подход к покупателям владелец небольшого магазина «Мечта» в кемеровском ТРК «Гринвич» Сергей Лепёхин: «Практически все продукты, которыми торгуем, мы «пропускаем» через себя, если нравится самим продавцам, тогда и торгуем. Лояльность покупателей завоевываем тем, что не допускаем продажи товаров плохого качества, тем, что постоянно улучшаем ассортимент, предлагаем какие-то новые продукты, замечаем постоянных покупателей, общаемся с ними». При таком подходе неудивительно, что магазин Сергея Лепёхина работает уже двенадцатый год, и непохоже, что будет вытеснен с рынка, несмотря на соседство множества других подобных точек и супермаркета «Кора» под одной крышей «Гринвича».
Кстати, как конкурентов другие небольшие магазины владелец «Мечты» не рассматривает и ориентируется не столько на то, что предпринимают другие ритейлеры, сколько на то, что предлагают поставщики и как это можно использовать для улучшения ассортимента. Не испытывает индивидуальный предприниматель Лепёхин и сложностей с заемными средствами: «Первые кредиты в банках было трудно брать, сейчас уже есть кредитная история, с некоторыми банками работаем уже лет шесть, так что кредиты под залог товара и оборудования по-прежнему дают». К тому же небольшому магазину нет нужды занимать большие средства, склада у него нет, расходы на оборудование минимальны, оборот быстрый.
Очевидно, что со своими преимуществами малая торговля сохраняет все шансы не только на выживание, но и нормальное развитие. Что касается нынешних кризисных обстоятельств, то они, по мнению Владимира Киселёва,  не дают преимуществ ни сетям, ни малым формам торговли, выиграет в нынешних условиях только тот, кто умнее и кто не боится принимать решения. 
 
Егор Николаев

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко