-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование
[25 марта] Мой дом – моя оптика: «Ростелеком» подключил к интернету 25 новостроек в Кузбассе


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 17.09.2013

Игра в бисер

Юрий Козлов, книга «сВОбоДА»В такой игре всегда выигрывают свиньи, как бы ни старался автор книги «сВОбоДА» Юрий Козлов, переживший недавно шестидесятилетний юбилей, доказать иное. Роман увидел свет в издательстве «Олма медиа групп».
 
Это произведение – тревожно-странное. Прежде всего, «сВОбоДА» – роман постмодернистский. Но это на первый взгляд. Если вчитаться-вдуматься, то книга оборачивается романом-иронией, даже пародией, так тонко и издевательски изящно писатель выстраивает сюжетную линию, в которой свобода перетекает в воду и обратно, как в сообщающихся сосудах.
Автор изнутри знает механизм осуществления власти: довольно долго находился внутри неё, работая в пресс-службе Госдумы и, возглавляя это направление в Совете Федерации. Потому и главный герой романа, советник первого вице-премьера Вергильев вылеплен со знанием дела как крепкий профессионал и настоящий мужик. Сверх того – он русский интеллигент, который многое видит, знает, понимает, умеет думать и обобщать, сверх того, всегда держит язык за зубами, что немаловажно. Но он ещё и рефлексирует по каждому поводу и без оного – извечная болезнь отечественных интеллектуалов.
А рядом с ним деятельность инфузорий, волею судьбы и наличием хватательных рефлексов вознесенных во власть. Где-то они даже симпатичны, но такое бывает очень редко – их жизненные установки, если они есть, хищно нацелены совсем на другое – удержаться во властных структурах, несмотря ни на что.
На всё это непотребство накладывается индивидуальный, «полифонический, многоцветный, пронизываемый непрекращающимся потоком создания», как определил литкритик, писательский стиль Козлова.
В романе присутствуют ещё несколько думающих героев: психиатр Егоров, ставящий диагноз не только своим больным, но и власти, деловая женщина Аделаида, готовая ради денег на всё: любые махинации и мошенничество, взятки «натурой» и прочие женские каверзы и хитрости. Есть ещё её престарелый дедушка, непримиримый диссидент, мысли которого всегда «против волны». Тут же и иные персонажи помельче и пожиже – весь этот кишащий человейник, олицетворяющий воду, то есть народную волю, сокрушающую, когда время придет, любые стены любой власти в России. Это и есть основная движущая сила российской жизни в «магическом, социальном футурологическом реализме» Козлова, как он сам его определяет.
Роман забирает в плен с самого начала, заставляет переживать вместе с Вергильевым несовершенства окружающих и мира. Писатель хорошо проработал мировую философскую мысль, его (или его героев) попытки философски понять развинченность российского бытия легко и органично ложатся в повествовательную струну. Проверка на крепость человеческих понятий любви и свободы, жизни и души, Бога и Апокалипсиса, добра и зла, страны и человечества – всё это есть в «сВОбоДЕ».
Русское сознание разорвано – тоже не бог весть какая новость. Что делает государственная машина для управления обществом, зараженным концом света, небытием всего и вся? Надеется на технологии управления, на то, что ещё в античные времена императором Августом было названо «системой государственного лицемерия». Пока спасает. Но есть ли будущее у подобного?..
Недовольство копится исподволь, механизма канализации нестабильности в виде демократической системы передачи власти нет. Более того, всеми силами дискредетируется оппозиция, дробится, демонизируется, как сказал недавно один популярный писатель, страну и общество загнали в железную колею, из которой выхода нет – только революция, и дай бог, если обойдется без крови или, на худой конец, малой кровью. Страх понести ответственность за коррупцию, повсеместное воровство – международных примеров тому пруд пруди, приведет к тому, что «девятый вал» сокрушит Систему, если всего лишь разобьет её на части – уже лучше.
В очередном своём романе Козлов углубляет разрабатываемую им тему «самоубийства российского государства». Это наш пример мировому глобализируемому сообществу.
Вообще-то власть в лице президентов, герров и прочих начальствующих часто говорит правильные вещи, искренне пытается сделать что-то «на пользу» всем, но исполняет-то все пожелания зараженный коррупцией и бюрократизмом механизм. Результаты – часто обратные задуманному.
В романе выход найден совсем уж фантастический: президент и окружающая его камарилья растворяются из-за технического сбоя сложного механизма управления водяной феерией прямо на церемонии открытия, построенного в центре Москвы «Аква-парка». Однако свято место не бывает пусто – идет на смену такой же, если ещё не похлеще демагог и преступник. Козлов, явно для «закручивания» сюжета, придумал детективную линию с изнасилованием и попыткой убийства, когда подозрения приклеиваются к президенту и его преемнику. Эта заключительная часть романа, на мой взгляд, наиболее слаба в литературном отношении. В качестве хоть какого-то оправдания антигосударственных грозных потенций «сВОбоДЫ»,  сгущающихся до просто гибельных, конечно, необходима разрядка. Видимо, поэтому автор и придумывает очистительную грозу со всеми мистическими наворотами, чтобы выпутать окончание романа.
Философы Древней Греции утверждали: «Вода – душа народа». Эту идею попытался совместить Юрий Козлов со свободой, потому так причудливо и выглядит заголовок романа. Образ воды, бескровно смывающий власть – есть технология «оранжевых революций», того, что власть боится больше всего. Ну а то, что в страхе сильными мира сего принимаются неадекватные решения, так это налицо: как будто всех несогласных можно посадить?..
А уже осуществленные «посадки», ох как скоро могут аукнуться «водяным» (читай «народным») ураганом.
Роман Козлова «сВОбоДА» можно числить по разряду произведение-предупреждение. Кстати, многие козловские прогнозы быстро сбывались: вот как ему удалось угадать в 1984 году образование на территории Советского Союза СНГ (он так и назвал будущее объединение), то необъяснимо. А у него ведь ещё много сбывшихся прозрений.
Игра в бисер продолжается…
А к автору романа, тем временем, прикатил 60-летний юбилей – замечательная пора расцвета в творчестве писателя.
Валерий Плющев 
           
Рецензии на книги на нашем сайте можно почитать в двух рубриках: КНИГА для ДЕЛА и КРУГ ЧТЕНИЯ
 
Если вы пишите рецензии, мы можем разместить вашу рецензию на нашем сайте.
Подробнее по почте  editor@avant-partner.ru

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят
[27 марта] Первый в «Русале» ЦОД запущен на НкАЗе

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко