-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 29.10.2013

Высокие технологии на стороне

Максим Учватов, руководитель Сибирского клуба IT-директоров Давид Шимкевич, руководитель кемеровской компании «Строгий папа» Станислав Бродянский, вице-президент MAYKOR
По словам Максима Учватова, представленные в Кузбассе федеральные компании, как правило, обращаются к услугам IT-аутсорсинга таких же федеральных компаний
Давид Шимкевич: «Компаний, оказывающих услуги IT-аутсорсинга, в действительности как минимум в 2 раза меньше, чем в справочнике 2GIS, поскольку не все из них существуют и не все готовы в настоящее время предоставлять услуги новым клиентам»
По словам Станислава Бродянского, основным бизнесом крупных региональных игроков является продажа оборудования, сервис же является побочным видом деятельности

 

 
Услуги в сфере высоких технологий можно получить по-разному. Создать собственную IT-службу, нанять системного администратора или получить на стороне. Как принято говорить сейчас, передать на аутосорсинг. Оказание таким способом услуг в области IT не является исключением. И на этом рынке аутсорсинга в Кузбассе есть свои особенности. На сегодняшний день IT-аутсорсинг более востребован у малых и средних предприятий. В то время как крупный бизнес в большей степени предпочитает для обслуживания оборудования и программного обеспечения «по старинке» держать профессионалов в штате, либо создавать для системных администраторов и программистов дочерние компании. Хотя, как предсказывают эксперты, такая ситуация будет длиться недолго.
 
Непрофессиональный рынок
По словам Максима Учватова, руководителя Сибирского клуба IT-директоров, «сложившийся в настоящее время в Кузбассе рынок IT-аутсорсинга нельзя назвать профессиональным». Одним из признаков профессионализма эксперт называет внутреннее сегментирование, т.е. разделение услуг аутсорсинга на сегменты внутри самих компаний, занимающихся предоставлением таких услуг. «Отдельного обслуживания рабочих станций, серверов, программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования, когда за каждое из направлений отвечают профессионалы, обладающие компетенциями именно в этих конкретных областях, сейчас не предлагает в Кузбассе почти никто», – говорит Максим Учватов. По его оценке, большинство IT-аутсорсинговых компаний в Кузбассе – маленькие. «Могу привести в качестве примера компанию одного моего знакомого, занимающуюся обслуживанием юридических лиц. В ней работает всего 2 человека – директор и технический директор, которые сами и являются исполнителями. У них 10-15 клиентов, с каждого из которых они собирают около 10 тыс. рублей, т.е. месячная выручка составляет, таким образом, порядка 120 тыс. рублей» – говорит Максим Учватов.
Клиентами таких аутсорсинговых компаний тоже, как правило, компании малого и среднего бизнеса, которые зачастую готовы платить фиксированную цену в 10 тыс. рублей в месяц за решение всех «проблем» связанных с компьютерами. По мнению экспертов, вычислить приблизительный объём данного сегмента рынка проще всего – нужно просто умножить количество предприятий малого и среднего бизнеса на среднюю месячную цену обслуживания в 10 тыс. рублей. В эту сумму войдет и «серый» и «белый» оборот обслуживания.
Впрочем, как отмечает Максим Учватов, есть компании, которые достаточно долго могут обходиться вовсе без IT-обслуживания. «Допустим, в компании всего 3 компьютера – бухгалтера, менеджера и ноутбук директора. Такая компания может в течение года работать, никуда не обращаясь, потому что все сотрудники и руководство молодые, технически грамотные, могут сами что-то исправить или настроить. Однако я бы рекомендовал всё же пользоваться услугами аутсорсинга. Хотя бы потому, что каждый должен делать своё дело. Директор, конечно, может сам решить возникшие проблемы, но это потребует от него использовать дополнительные часы своего рабочего времени. Элементарный сравнение стоимости часа работы руководителя предприятия и сервисного инженера показывает, что час работы директора обходится компании дороже», – рассказывает руководитель Сибирского клуба IT-директоров.
«Компания с парком компьютерной техники в 15 единиц стоит перед выбором – затратить 10-15 тыс. в месяц на услуги аутсорсинга или 15-20 тыс. на содержание собственного штатного программиста. И многие выбирают именно аутсорсинг», – говорит Давид Шимкевич, руководитель кемеровской компании «Строгий папа». Среди услуг в области IT, которые компании предпочитают отдавать на аутсорсинговое обслуживание, Давид Шимкевич называет абонентское обслуживание компьютерной техники, обслуживание видеонаблюдения и охранных систем, сайтов, сетей и серверов, программного обеспечения, а также ремонт оборудования. «Хотя количество компаний, оказывающих услуги IT-аутсорсинга, казалось бы, достаточно легко можно выяснить, открыв, например, справочник 2GIS, в действительности их число как минимум в 2 раза меньше, поскольку не все из них существуют и не все готовы в настоящее время предоставлять услуги новым клиентам», – отмечает Давид Шимкевич.
Кроме того, значительная часть рынка IT-аутсорсинга – это так называемый «серый» рынок, состоящий из специалистов, оказывающих услуги, но не зарегистрированных в качестве юридических лиц. «Такие специалисты работают либо по гражданско-правовому договору, либо по совместительству сразу в нескольких организациях», – поясняет Максим Учватов. «Серая» часть рынка в рекламных объявлениях зачастую тоже позиционирует себя как компании, но при этом регистрации как юридические лица и необходимых лицензий на осуществление услуг не имеют», – указывает Давид Шимкевич, который достаточно критически относится к этой части рынка. По его словам, он знает много примеров того, как недобросовестные сервисные службы просто обманывали клиентов, например, выдавая устанавливаемое нелицензионное ПО за лицензионное, или самовольно производя замену дорогостоящего оборудования на менее дорогостоящее.
Эксперты отмечают, что IT-аутсорсинг также является сопутствующим видом бизнеса для компаний, занимающихся продажей и внедрением решений и оборудования, в том числе, например, для партнёрских компаний 1С.
 
Размер имеет значение
Если малому и среднему бизнесу слабое профессиональное развитие IT-аутсорсинга не мешает обращаться к его услугам, то для крупных компаний этот фактор становится основным препятствием. «Если какая-то компания с достаточно развитой IT-инфраструктурой принимает решение перейти на аутсорсинг, то из местных компаний мало кто обладает необходимыми компетенциями в комплексе. Пока компетенции достаточно разрознены: у каждой компании есть в лучшем случае сертифицированные специалисты лишь в одной-двух областях», – объясняет Максим Учватов. По его словам, представленные в Кузбассе федеральные компании, как правило, обращаются к услугам IT-аутсорсинга таких же федеральных компаний. При этом, несмотря на то, что в Кемерове может быть представлен и филиал заказчика, и филиал исполнителя, обслуживает заказчика в регионе зачастую специалист, приезжающий из Москвы или Новосибирска, потому что в местном филиале аутсорсинговой компании или системного интегратора профессионалов с необходимыми компетенциями может и не быть. «Штат многих местных филиалов системных интеграторов укомплектован менеджерами по продажам, но не техническими специалистами», – говорит Максим Учватов.
О том, что это мнение справедливо, говорит и Станислав Бродянский, вице-президент MAYKOR, федеральной компании, представленной в том числе и Кемеровским филиалом. Говоря об отличиях своей компании от других, по работе с ключевыми клиентами, называет и такие преимущества, как наличие собственного штата специалистов по всем направлениям деятельности компании, склада запчастей для ремонта, наличие подменного фонда, собственного транспорта и др.
Рынок сервиса и IT-аутсорсинга в регионе Станислав Бродянский оценивает как фрагментированный. По его словам, основным бизнесом крупных региональных игроков является продажа оборудования, сервис же является побочным видом деятельности. «В основном реселлеры оказывают услуги по гарантийному сопровождению проданного оборудования». Как следует из его слов, рынок является сложным для оценки. «Что касается долей рынка, принадлежащих различным его участникам, а также объёма рынка в целом, то определить их сложно. Причин этому несколько. Основная – это закрытость рынка – ни сервисные компании, ни компании-заказчики не хотят афишировать своё сотрудничество», – говорит Станислав Бродянский. Исходя из опыта работы его компании в регионе, он отмечает, что ключевые заказчики ИТ-аутсорсинга и сервиса – это компании федерального масштаба: ритейлеры, в том числе топливные (АЗС\АЗК), финансовые и страховые компании, телеком-операторы. «Можно говорить о том, что территориально распределенные компании отказываются от собственного штата сервисных специалистов на местах. Такие примеры есть в практике MAYKOR, в частности, специалисты кемеровского филиала полностью обслуживают магазины нескольких федеральных розничных сетей», – говорит Станислав Бродянский. Кроме того, по его словам, «усиливается интерес к аутсорсингу в госсекторе».
Вице-президент MAYKOR по работе с ключевыми клиентами полагает, что основные барьеры на пути развития IT-аутсорсинга в регионе связаны с политиками безопасности компаний, многие из которых считают, что делегирование функций техподдержки внешнему провайдеру услуг повышает риск утечки информации. «Стоит отметить, что Кузбасс является промышленным регионом. А промышленность – это одна из консервативных отраслей экономики. Новые подходы к ведению бизнеса, в частности, аутсорсинг, медленнее получают распространение. Также не стоит забывать, что компании промышленного комплекса Кузбасса имеют сильные инсорсинговые подразделения (внутренние сервисные подразделения), поскольку ещё 5-7 лет назад альтернативы им на рынке не существовало», – считает Станислав Бродянский.
О том, что IT-аутсорсингу крупные кузбасские компании предпочитают инсорсинг – создание дочерних юридических лиц, куда переводятся профильные специалисты, занимающиеся IT-обслуживанием – говорит и Максим Учватов. По его словам, такие дочерние компании есть у «Кузбассразрезугля», «Кузбасской топливной компании», СДС. Многие из них были созданы во время и после кризиса 2008 года, когда крупный бизнес задумался об оптимизации затрат. IT-инсорсинг позволяет, в первую очередь, сократить затраты на заработную плату. 3 профессионала, работающих в инсорсинговой компании, выполняют ту же работу по обслуживанию 20-ти предприятий одного холдинга, что и 20 штатных специалистов – по одному на каждом из предприятий.
Впрочем, как полагает Станислав Бродянский, сейчас ситуация, когда крупный бизнес ориентируется на инсорсинг, меняется, чему способствует и появление успешных практик по использованию аутсорсинга крупными компаниями, и потребность бизнеса в оптимизации собственных ресурсов, а также в снижении затрат.
 
Перспективы роста
Как считает Максим Учватов, основная часть рынка – малый и средний бизнес – растёт и будет расти. «Это связано, в первую очередь, с постоянным усложнением технологий. Появляется новый функционал у программного обеспечения, оборудования, и это постоянно нужно отслеживать. Например, многие компании, покупающие сервера, даже не используют функцию виртуализации, необходимую для обеспечения отказоустойчивости – просто потому, что их специалисты не умеют этого делать. Рынок будет расти еще и потому, что содержать собственный IT-отдел может позволить себе лишь крупный и средний бизнес. Поскольку количество компаний малого бизнеса растёт, то растёт и спрос на услуги IT-аутсорсинга» – говорит руководитель Сибирского клуба IT-директоров. По мнению Максима Учватова, профессионализация рынка обязательно произойдет, потому что рынок не терпит дилетантов. «И в ближайшие 3-5 лет на рынке должны произойти существенные изменения, которые сформируют основных игроков, готовых качественно и профессионально расти, постоянно обучать и сертифицировать соответствующих специалистов для каждого из сегментов рынка».
Тимур Сагдиев

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко