-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 26.11.2013

На стадии разработки

Егор Каширских, заместитель председателя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций совета народных депутатов Кемеровской области Антон Силинин, начальник управления инновационной деятельности КемГУ, директор ООО НПП «Импульс»
Егор Каширских: «Наша инфраструктура не готова к приходу крупных операторов, размещающих венчурный капитал. Мало кто об этом говорит, но к созданию собственного венчурного фонда в связи с целым рядом проблем не готовы ни бизнес, ни государственные структуры»
Антон Силинин: «Отсутствие предпринимательских компетенций у руководителей стартапов могло бы компенсировать участие в проектах бизнес-ангелов – инвесторов, которые приходят в проект не только со своими средствами, но и с компетенциями, опытом ведения бизнеса и навыками управления»
 
Первоначально венчурным капиталом называли вложения в любой бизнес с высокой долей риска, однако в современной России по этим термином подразумевается, как правило, инвестирование в инновационные проекты с нулевого уровня – стартапы. Как правило, из 10 таких проектов, дошедших до этапа венчурного финансирования, «выстреливает» только один. Между тем, сегодня в Кузбассе, по признанию экспертов, едва ли найдётся десяток проектов, соответствующих требованиям венчурного финансирования.
 
 
Именно недостаток «критической массы» проектов, «дозревших» до привлечения средств частных инвесторов, является основной причиной того, что пока в Кузбассе нет серьёзного развитии института венчурного финансирования. Подавляющие большинство инновационных стартапов, созданных в области – это малые инновационные предприятия (МИП), организованные при вузах, и среди них большая часть в настоящее время находится на посевном этапе развития. В этих условиях главным инвестором в кузбасские стартапы остается государство в лице областной администрации и федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (известного также как Фонд Бортника) – государственной некоммерческой организации, занимающейся поддержкой малого инновационного предпринимательства в рамках программ «Умник», «Старт» и других. Средства, предоставляемые фондом, в зависимости от масштабов и потребностей конкретного проекта могут рассматриваться как посевные или венчурные инвестиции, при этом, по мнению Антона Силинина, начальника управления инновационной деятельности КемГУ, директора ООО НПП «Импульс», говорить о чётком разграничении этих стадий нельзя.
По словам Антона Силинина, в настоящее время венчурные вложения в кузбасские стартапы со стороны частных инвесторов есть, но они эпизодические, и часто также связаны с совместным частно-государственным финансированием. Так, например, созданный на базе КемГУ МИП «Лиомед», занимающийся разработкой лечебных контактных линз, при переходе на второй год программы «Старт» Фонда Бортника заключил с одной из кемеровских компаний соглашение о паритетном совместно с фондом вложении в проект средств в размере около 2 млн рублей, с правом получения в перспективе доли прибыли «Лиомеда». К подобному же соглашению с производственным кооперативом «Вторполимер», как сообщалось в начале текущего года, пришла компания «Сорбенты Кузбасса», занимающая разработкой производства сорбентов из угольного сырья.
Успешное привлечение более крупных венчурных средств для кузбасских стартапов имеет единичные примеры, и в этом случае, как показывает практика, у стартапа больше шансов найти финансирование за пределами региона. Так, кемеровский проект Discount Mobile (в настоящее время называется Dinect), реализуемый компанией «ДМ Групп», в 2012 году привлек 100 млн рублей тульского инвестиционного фонда itRuStore, который специализируется на вложениях в инновационные проекты в области информационных технологий.
Одной из причин слабой венчурной активности в Кузбассе является и отсутствие соответствующих организационных форм взаимодействия между стартапами и инвесторами, особенно венчурных фондов. А, к примеру, в Томской области действует «Томский центр венчурных инвестиций», управляющий капиталом в 120 млн рублей. «Фонд содействия развитию венчурных  инвестиций в малые предприятия  в научно-технической сфере Новосибирской области» располагает средствами в 400 млн рублей. Кроме того, венчурными инвестициями в проекты в Новосибирске с 2012 года занимается частная Управляющая компания «Ломоносов Капитал» (её председателем правления является Евгений Гайслер, бывший заместитель генерального директора ОАО «Белон»). Впрочем, венчурные фонды отсутствуют не только в Кузбассе, но и в большинстве других регионов. По данным государственного ОАО «РВК», на начало 2013-го года в России действовало лишь 22 региональных венчурных фонда с общим объёмом средств в 8,9 млрд рублей.
Среди причин, почему своего венчурного фонда в Кузбассе до сих пор нет, помимо малого числа инновационных проектов, называют также и отсутствие, с одной стороны, собственных экспертов, способных оценить перспективы того или иного проекта на рынке, а с другой стороны – людей, готовых к профессиональному поиску инвестиций. «Наша инфраструктура не готова к приходу крупных операторов, размещающих венчурный капитал. Мало кто об этом говорит, но к созданию собственного венчурного фонда в связи с целым рядом проблем не готовы ни бизнес, ни государственные структуры», – поясняет Егор Каширских, заместитель председателя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций совета народных депутатов Кемеровской области. По его мнению, в Кемеровской области более актуальным в настоящее время является создание института посевных инвестиций. «Чтобы сформировать необходимую для инновационного развития среду, нужно возобновить практику выделения областных грантов для проектов молодых ученых», – полагает Егор Каширских.
Антон Силинин замечает, что в отсутствие венчурного фонда делу взаимодействия между стартапами и предпринимательским сообществом могло бы помочь создание организации, которая взяла бы на себя посреднические функции. В качестве примера такой инициативы он называет идею создания в Кузбассе государственного центра ресурсного инвестирования, с которой выступала в бытность свою директором «Центра маркетинга территорий» Наталья Торик.
Необходимость этого возникает ещё и потому, что сегодня руководители кузбасских стартапов плохо умеют вести диалог с представителями бизнеса. Впрочем, не менее важной является и внутренняя организация проекта. В стартапах на первых порах сплочённость коллектива более важна, чем финансирование и даже идея. Венчурный инвестор оценивает именно команду, которая стремится к совместной работе. Потому что даже если первоначальная идея проекта не «выстрелит», то сплоченная команда имеет потенциал развернуть проект возможно и в несколько ином направлении, но в конечном результате привести его к успеху.
Эксперты отмечают, что в кузбасских МИПах больше всего не хватает экономистов и маркетологов. «У наших стартапов существуют сложности с оценкой рынка, с выбором бизнес-модели. Руководители проектов не всегда могут правильно распределить ресурсы и средства, выбрать приоритеты в оборудовании, в управлении командой. С научной и технологической точек зрения дела обстоят относительно нормально. Сложности возникают при необходимости грамотной оценки рынка, продвижении продукта, грамотного общения с инвесторами «на их языке». Впрочем, это проблема не только кузбасская, она касается многих российских высокотехнологичных компаний», – рассказывает Егор Каширских. «Первоначально мы создавали МИПы из представителей естественных наук, которые приобрели или приобретают со временем предпринимательские компетенции. Это было правильным и показало свою эффективность на первом этапе. Однако сейчас становится актуальным привлечение в МИПы и специалистов другого профиля, в частности, экономистов», – говорит Антон Силинин.
Впервые о необходимости создать в Кузбассе собственный венчурный фонд заговорили пять лет назад. В 2008 году Дмитрий Исламов, тогда заместитель начальника департамента экономического развития, заявил о том, что область планирует участвовать в конкурсе «Российской венчурной компании» (РВК). Предполагалось, что в случае образования фонда, около четверти акций его управляющей компании будет принадлежать «Кузбасскому технопарку», а средства будут вложены со стороны РВК и частных инвесторов. Со стороны областного бюджета должно было быть выделено около 100 млн рублей. Впоследствии областные власти предпочитали говорить о меньших суммах. В конце 2010 года заместитель начальника инвестиционной политики обладминистрации Сергей Наседкин заверял, что средства на создание регионального венчурного фонда в размере 32 млн рублей заложены в бюджет на 2011 год и начат поиск управляющей компании. Однако, в итоге, средства с этой строки бюджета так и не были использованы. В 2010 году предлагал создать венчурный фонд на базе своей компании «Интеллект-Капитал» её директор Василий Бочкарев. Он обратился к областной администрации с предложением сформировать положительный пример и профинансировать первый проект фонда, однако об ответе со стороны администрации в дальнейшем не сообщалось. В связи со сложным финансовым состоянием в 2014 году региональный фонд венчурного инвестирования создан не будет, однако идея сохраняется.
Отсутствие предпринимательских компетенций у руководителей стартапов могло бы компенсировать и участие в проектах бизнес-ангелов – инвесторов, которые приходят в проект не только со своими средствами, но и с компетенциями, опытом ведения бизнеса и навыками управления. Антон Силинин полагает, что в сфере традиционного бизнеса в Кузбассе бизнес-ангелы наверняка есть. По его словам, возможно, одной из ступенек к появлению данного института и в инновационном секторе станет предстоящий инновационный конвент «Кузбасс: образование, наука, инновации», в котором предусмотрено участие менторов из числа действующих предпринимателей. «Мы надеемся, что некоторые менторы сделают по отношению к курируемым проектам следующий шаг и инвестируют в них свои средства», – пояснил Антон Силинин.
Впрочем, венчурное инвестирование является только одной из форм введения в экономику новых продуктов, услуг и методов. Подчёркивая, что развитие венчурного финансирования в Кемеровской области является востребованным и необходимым, Антон Силинин отмечает также, что для Кузбасса с его огромным промышленным потенциалом эта форма развития инноваций, возможно, не самая оптимальная. По его словам, не следует забывать и про такие направления инновационного развития, как лицензионный трансферт технологий, образовательные программы в промышленной отрасли и др.
Тимур Сагдиев

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко