-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 08.07.2014

Где бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок получал образование? Если уже учится/ закончил, то какой вуз? Чем был обусловлен выбор? С точки зрения работодателя – чего не хватает местным вузам? Что нужно и можно менять местным вузам?

Евгений Вяльцев, доктор медицинских наук, директор ООО «Центр здоровья СДС»Евгений Вяльцев, доктор медицинских наук, директор ООО «Центр здоровья СДС»:
– Я бы хотел, чтобы мои дети учились в Англии или Нидерландах. Выбор обусловлен балансом обучающих и развивающих программ, а так же упором не на академичность, а на прикладную сторону знаний. Нашим вузам не хватает системы знаний и вовлечения студентов в образовательный процесс. Абсолютно раздражает незаинтересованность преподавателей в применимости тех знаний, которые они дают студентам. Отсутствия связки специальность-профессия. Нужно привлекать практиков от бизнеса, как к процессу обучения, так и к процессу обсуждения образовательных программ. Зачем? Ответ очевиден – продуктом системы образования является дипломированный специалист... Вам бы хотелось выпускать (производить) никому ненужный продукт?
 
Сергей Скоробогатько, директор Кемеровского филиала РОСГОССТРАХаСергей Скоробогатько, директор Кемеровского филиала РОСГОССТРАХа:
– РОСГОССТРАХ, как крупнейшая страховая компания и, соответственно, крупный работодатель имеет свою простроенную систему обучения, позволяющую практически любому новичку «влиться» в наши ряды, обучаться, расти и строить карьеру внутри компании. Для этого нужно только желание, упорство, настойчивость и, конечно, нужно работать, прежде всего – над собой. И, мне кажется, основные проблемы нынешних выпускников вузов, именно в этом, а не в том, что делает или не делает вуз.
В течение последних восьми лет компания реализует образовательную концепцию «Страховое образование – под крылом сильной компании», главная задача которой – организация сотрудничества с учебными учреждениями, оказание поддержки студентам страховых специализаций, а также кафедрам и преподавателям страховых дисциплин. Таки образом, это и поддержка образования, и подготовка будущих кадров. Например, в этом году в числе призёров, проводимого в её рамках, всероссийского конкурса научных работ и рефератов по страхованию на призы компании среди студентов учебных учреждений России – студентка 3 курса экономического факультета КемГУ Елена Москвина. Она завоевала третье место и награду в размере 15 тыс. рублей за своё исследование на тему «Ипотечное страхование в России. Аналитический аспект». И уже с этого месяца будет проходить практику в отделе ипотечного страхования нашего филиала. Эта программа помогает, во-первых, студентам разобраться в реалиях страхового дела, попробовать себя в нём, а, во-вторых, компании, находить заинтересованных студентов, готовых к упорной работе. Ведь только так может придти успех в любой деятельности. Но молодёжи надо это объяснять и показывать на практике.
 
Наталья Батырева, директор агентства недвижимости ООО «Кузбасс- Эксперт»Наталья Батырева, директор агентства недвижимости ООО «Кузбасс- Эксперт»:
– Моя старшая дочь закончила второй курс ФИиМо КемГУ. При выборе ВУЗа мы руководствовались, конечно же, «личной направленностью абитуриентки». Склонность к гуманитарным наукам и языкам привёл нас только на один факультет, который в полной мере смог удовлетворить потребностям. Кроме того, моё личное мнение, что если студент хочет учиться, он будет учиться с полной отдачей и в Кемерове, а не хочет, то и Москве не будет, и даже самая прекрасная материальная и научная база не поможет. И ещё один немаловажный момент, это преемственность, мы с мужем заканчивали этот факультет в 90-е годы и прекрасно знаем преподавательский состав. Это очень грамотные специалисты.
С точки же зрения работодателя, молодым не хватает умения творчески решать вопросы, брать ответственность за принятое решение. Не хватает практики. Не каждый работодатель готов тратить время на обработку и огранку выпускника. И соответственно, практика в вузах должна быть реальная, а не номинальная, нужно организовывать встречи, круглые столы семинары с будущими работодателями, чтобы выпускники понимали, что их ждёт на рабочем месте, и не строили иллюзий.
 
Антон Силинин, начальник департамента инвестиций и стратегического развития АКОАнтон Силинин, начальник департамента инвестиций и стратегического развития АКО:
– На мой взгляд, первичен выбор направления подготовки, а уже затем вуза. Понятно, что направление должен выбрать сам ребёнок, а не его родители. Точно знаю, что в Кузбасских вузах есть сильные направления подготовки с признанными как минимум в России научными школами, соответствующим уровнем подготовки и выпускниками. Сам в свое время заканчивал физический факультет КемГУ по специализации «Теоретическая физика» с доп. специализацией «Менеджмент наукоемких производств» и считаю, что это стало хорошим базовым образованием. Можно спорить о востребованности выпускников собственно по специальности, но это разговор особый. Не так очевидно, что в высшем образовании главное – это подготовка человека к конкретному рабочему месту. Учитывая краткий формат, не буду развивать эту мысль – по этому вопросу крайне рекомендую статью декана эконома МГУ А.А. Аузана «Миссия университета: взгляд экономиста» в журнале «Вопросы образования» (№ 3 за 2013 г.), её легко можно найти в интернете.
На мой взгляд, главное, чего не хватает местным вузам – это набраться окаянства и перестать относиться к себе как к «местным вузам». Мир давно стал глобальным, и добраться из Кемерова до, например, какого-нибудь европейского, азиатского или американского города давно не составляет большого труда, уже не говоря о других современных коммуникационных возможностях. Возьмем, например, Arizona State University в США. Он находится в городе Феникс, это 300 км от Лас-Вегаса, 500 км от Лос-Анжелеса, в пустыне. Глухомань, по-нашему. Мы с Вами просто в оазисе живём по сравнению с ними. Сейчас это 72 тысячи студентов из 120 стран мира! Крупнейший производитель инженеров для корпорации Intel. За последние 10 лет – четырёхкратный рост (!) научной продуктивности, что меня лично поражает. 85% бюджета – внебюджетка, то есть всего лишь 15% они забирают из денег налогоплательщиков. Когда мы говорим с вами про Стэнфорд, Гарвард, MIT, Georgetown, Caltech – это не вызывает у нас никаких эмоций. У них большие эндаументы, отличная погода, после второй мировой войны украли все лучшие умы и свезли в США… Но это – глухомань, провинция, и за 10 лет новый ректор Майкл Кроу с командой глухомань превратил в один из блестящих университетов, крепких, надежно стоящих на своих ногах. Это же еще надо заманить людей, чтобы они туда приехали жить, в эту пустыню: ученых, разработчиков, преподавателей, студентов. Это не бренд никакой, это не Гарвард и не Стэнфорд, нет такой истории. Это вообще всё появилось в мало-мальски обсуждаемом виде где-нибудь в 60 – 70-е годы. Он был образован в 1930 году всего лишь.
У нас в советское время динамично развивался КемГУ, это заслуга ректора Ю.А. Захарова и пригласивших его региональных органов власти. Сейчас эта динамика поутихла, за исключением отдельных направлений. В настоящее время хорошую динамику начал демонстрировать КемТИПП. Конечно, не в последнюю очередь за счет субсидии на программу стратегического развития от Минобрнауки, но и руководство вуза весьма активно и консолидировано.
Главное – решиться на активные действия, определить свои нынешние и потенциально будущие «центры превосходства» (наиболее конкурентоспособные в России и, возможно, мире направления), расставить соответствующие приоритеты в распределении скудных, но всё-таки имеющихся, ресурсов и действовать. Развивать именно их, а не пытаться поддерживать в одинаково среднем состоянии всё подряд. Безусловно, сделать это трудно. Параллельно, конечно, надо отлаживать внутренние процессы: работу с абитуриентами и т.п., но это все уже производные от выбранных приоритетов. Кроме этого, нужно понимать, что вузы – это инструмент конкурентной борьбы регионов друг с другом, прежде всего, за человеческий капитал, за тех же абитуриентов.
 
Павел Катышев, профессор КемГУ, автор учебных пособий по риторике и культуре речи, директор «Лаборатории эффективной речевой коммуникации»Павел Катышев, профессор КемГУ, автор учебных пособий по риторике и культуре речи, директор «Лаборатории эффективной речевой коммуникации»:
– Если говорить собственно о моем желании, то, скорее всего, на Западе или в Юго-Восточной Азии. У нас вузы разные с точки зрения их адаптированности к имеющимся в регионе производствам и сервисам. Мне кажется, сложнее всего современному работодателю взаимодействовать с классическими вузами (хотя работодатель работодателю тоже рознь). Причина – наличие теоретической составляющей в системе компетенций выпускника, что, скорее всего, не всегда делает бывшего студента привлекательным. Современный вуз постоянно живёт в условиях изменений. К сожалению, многие инновации сводятся только к перелицовке образовательных программ. А надо работать на опережение. Например, (если опять же говорить о классическом вузе) стремиться привлекать как можно больше иностранных студентов, придавать вузу международный статус. Конечно, это требует соответствующего финансирования, да и вообще серьёзного комплекса мер. Но без международного «компонента» в программе развития классического вуза мы, к сожалению, не имеем будущего, поскольку через год-два (в плане поиска абитуриентов) мы будем конкурировать уже не с отечественными вузами, а с вузами других государств.
 
Елена Козлова, предпринимательЕлена Козлова, предприниматель:
– Старший ребенок учится в СПбГУ на 3-м курсе. При поступлении было два критерия: Питер – любимый город и СПбГУ один из двух вузов страны, диплом которого котируется в мире.
Большинство преподавателей местных вузов – «чистые теоретики», которые занимаются только преподаванием, практики у студентов нормальной нет, низкое качество программ обучения, нет лекций «звёзд» профессии, – это основные «претензии» к нашим вузам. Выход – брать практиков на преподавание! Они, не только «делу научат», но ещё и на практику в свои организации возьмут! Заключать договоры о практике с предприятиями в разных городах страны. Знаю, что томичи имеют возможность практику пройти в Питере! У нас за Уралом чуть ли не единственный «уникальный вуз» – КемТИПП, мы могли бы эту специализацию развивать! Как Томск – технические вузы... Нужно отправлять лучших на учёбу за границу через вуз, с условием возврата. На это необходимо разработать кредитование от банков с участием вуза и области. Это будет и конкурентным преимуществом и якорем для тех, кто подумывает об учебе вне дома. На самом деле отпускать ребенка очень сложно, особенно далеко, поэтому любое улучшение в наших вузах принесёт реальных студентов.
 
Андрей Подлегаев, директор ООО «Сибгеоресурс»Андрей Подлегаев, директор ООО «Сибгеоресурс»:
– Выбор места и вуза, в котором мне хотелось бы, чтобы учился мой ребёнок достаточно сложная задача, обусловленная, прежде всего желаниями и возможностями ребёнка. Идеальным решением для меня является обучение в хорошем вузе с давней и славной историей на естественнонаучной специальности, которое позволило бы получить фундаментальные знания. Это может быть любой университет нашей большой Родины России, который за время своего существования всегда дорожил своей историей и репутацией. Тот вуз, который не превратился в место, где можно купить оценки за деньги. Считаю, что высшее учебное заведение, где есть возможность заплатить за оценку не может выпускать сильных специалистов по понятной для всех причине. Конечно, есть исключения, но их очень мало.
С точки зрения работодателя – местным вузам не хватает более тесной работы с организациями и предприятиями. У предприятий есть масса проблем, которые могут помочь решить современные вузы. Это и целевое кадровое обеспечение, и научные исследования. В целевое кадровое обеспечение я вкладываю смысл практической и теоретической подготовки студентов на реальных современных производствах. Обсуждение с производственниками проблем, которые возникают в их работе и пути возможных решений. Всё это может служить предметом научных исследований студентов и аспирантов, что, в конечном счёте, поможет модернизировать производство. В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что выпускники, закончившие вуз думают шаблонно. Это самая большая проблема. Ведь в работе, специалисту порой приходится решать нетривиальные задачи, выйти за рамки и посмотреть со стороны.
Нашим местным вузам нужно дорожить своей историей и репутацией. Формировать имидж современных научных центов с высокими показателями эффективной работы с производствами и организациями, подкреплённый реальными историями успеха. Создавать такую систему, которая позволила бы студенту и аспиранту не только получить крепкие, современные знания, а стать участником большого или маленького, но реального проекта, который будет востребован. Считаю, что современные открытия и закономерности можно выявить в большинстве только в рамках конкретных задач. Больше внимания уделить формированию практических навыков будущих инженеров и научных работников по их конкретным специальностям. Учить решать нетривиальные задачи, понимать процессы и видеть возможности. Всё это в комплексе позволит создать мощную систему подготовки специалистов, которые будут способны динамично развивать производство и экономику. 
 
Наталья Михайловская, директор ООО «Агентство ПРОФИ»Наталья Михайловская, директор ООО «Агентство ПРОФИ»:
– С точки зрения работодателей местным вузам не хватает заинтересованности в карьерном продвижении своих выпускников. Вузы, в большинстве, достаточно закрытые и консервативные структуры, деятельность, которых зарегламентирована иногда весьма сомнительными нормами, которые никак не способствуют налаживанию партнёрского взаимодействия работодатель – вуз и, как следствие, более полной и осознанной интеграции вузов в общий региональный рынок труда. Своё «царство в государстве» получается.
Чаще всего работодатели критикуют сегодняшнее высшее образование за излишний академизм, недостаток практических знаний и навыков, оторванность от реалий современной экономики и рынка труда. И если этот «недостаток» работодатели уже научились решать за счёт собственных внутренних мероприятий по подготовке и переподготовки молодых специалистов, то слабая мотивация выпускников на трудовую деятельность и отсутствие осмысленной позиции их на рынке труда (отсроченное принятие решение о трудовой деятельности) – это можно отнести к очень слабой профориентационной работе с молодежью в нашей области. Из собственного опыта работы с выпускниками Кемеровских вузов (в основном гуманитарное направление), могу сказать, что повальное большинство выпускников даже к моменту получения диплома имеют очень слабое представление, чем они хотели бы заниматься и кем работать. Удивительным образом вузы создают возможность пребывания учащихся в абсолютно изолированном мире состоящего из академического процесса и студенческих активностей вроде КВНов и Студенческих весен все пять лет обучения.
Во всём мире место вуза в рейтинге (востребованность) определяется успешностью карьеры его выпускников. Для того, что бы быть успешным на любом рынке, нужно вести себя по основным экономическим правилам: необходимо более чётко понимать «потрет своего студента», суметь предложить для своей целевой аудитории УТП (уникальное торговое предложение), разработать комплекс эффективных маркетинговых активностей на привлечение своей целевой аудитории (школьники и их родители), совершенствовать собственные компетенции, и, безусловно, вести более открытый диалог с основным потребителем – работодателями, оперативно реагируя на запросы реального сектора экономики. С точки зрения изменений в подготовке выпускников, мне кажется, нужно больше уделять внимание профориентации и воспитанию качеств (не только академических), способствующих повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. 
 
Дмитрий СергеевДмитрий Сергеев:
Я учился в разных вузах (в т.ч. зарубежных). Скажу, что учат на 80 % везде одинаково. Практически – ничему. Успехов все добиваются только за счёт опыта и трудолюбия. Но, действительно, рейтинг вуза зависит от успешности карьеры выпускников. И мне кажется, что тут, в принципе с PR Кемеровской области есть реальные проблемы (в том числе в других регионах). Я знаком с некоторыми выпускниками кемеровских вузов, которые успешно работают в других регионах, но вынуждены «мелкими буквами» указывать образование «кемеровского происхождения» и делать акцент на доп. образование в других вузах. Это надо менять. Давайте создадим «паспорта» отдельных профессий, конкретных людей и их успехов. На постоянной основе обеспечим информационную поддержку, как в Кузбассе, так и по всей России (интервью, конференции, СМИ и т.п.). Соберём, в конце концов, 10-15 таких людей и совместно с вузами, АКО и др. проведём акцию российского масштаба. Это не быстро, но всё-таки повысит привлекательность вузов КО. Убеждён и согласен, что сейчас будущие абитуриенты не понимают сути профессии и поступают скорее в город, а не в вуз. Более того, и профессия их мало интересует, т.к. сразу подают документы на 3-4 разных специальности, лишь бы попасть (а там типа разберемся). С этим бороться сложно. Кузбасс точно не Москва и не Питер, и не Новосибирск. Но мы можем успешно конкурировать, например, с Алтаем, Хакасией, даже с Красноярском и далее на восток. Там ведь школьники талантливые тоже есть. А Москва и Питер всех не примут. Решается же вопрос демографии РФ за счёт миграции. Это опять вопрос хорошо отстроенного PR.
 
Руслан Коновалов, проектный директор и руководитель разработок ПО DinectРуслан Коновалов, проектный директор и руководитель разработок ПО Dinect:
– Хотел бы, чтобы ребенок получил образование где-то в Европе. Мне кажется, что местным вузам не хватает рыночных знаний. Они не до конца представляют, какие знания давать ученикам, чтобы они были востребованы. Думаю, что совсем нелишне приглашать на «внеклассное чтение» действующих предпринимателей, которые бы раскрывали побольше бизнес-кейсов. Вообще, плохо то, что выпускники имеют зачастую в кармане абсолютно академический набор знаний, который с рыночным имеет мало общего, и работодателю очень дорого обходится их фактически новое обучение.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко