-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 26.08.2014

Автосервис для компаний

Автосервис уже давно стал отдельной и заметной отраслью экономики. На 1 августа только в Кемерове числится порядка 390 организаций, если судить по данным геосправочника «2ГИС». Какое количество из них работает не только с физическими лицами, но и с корпоративными клиентами, сказать сложно. Рынок корпоративного автосервиса настолько многообразен, что в нём потенциально могут принять участие практически все компании, независимо от формы собственности и уровня бизнеса. Но, большинство экспертов убеждено, что лучше всего с этой задачей справляются крупные предприятия.
 
Клиенты бывают разные

Условно корпоративных клиентов автосервисов можно разделить на несколько групп. Первое деление основано на форме собственности, то есть это могут быть государственные либо частные компании. Второе – по количеству машин в автопарке. По мнению некоторых российских экспертов, это деление выглядит следующим образом: от 1 до 5 автомобилей – это мелкие клиенты, от 5 до 20 автомобилей – важные местные клиенты, от 20 до 100 – крупные местные клиенты, свыше 100 – национальные компании. Также, корпоративных клиентов можно разделить по виду техники: легковой и легкий коммерческий транспорт (автосервис именно для этой категории мы в статье и рассматриваем), грузовики, большегрузные автомобили. Кроме того, важно, какую функцию выполняет автомобиль в компании: приносит основной доход, вспомогательный или, наоборот, несет на себе только  расходную часть. В первом случае, по мнению ведущего тренера-консультанта в автобизнесе Юрия Блинова, заказчику важнее сроки выполнения ремонтных работ, чем цена, во втором, наоборот.

Компании с крупными автопарками чаще всего обслуживаются в нескольких автосервисах, и не только потому, что там оказываются разные услуги. Во-первых, иначе невозможно физически. «Многие автопарки, в основном это классические, имеют собственные слесарные цехи, – рассказывает исполнительный директор ООО «Такси Люкс» Николай Матвеев. – Это дешевле, чем обслуживать машины в автосервисе, но даёт одномоментную выгоду. Во-первых, необходимо содержать помещение оборудование, сам персонал. Каждый день мы загоняем на ремонт по 4 машины. Не дай бог, кто-то из специалистов уволится – вся работа встанет. К тому же, хорошего специалиста найти тяжело. Далеко не каждый автослесарь способен справляться со всеми видами работ. В автосервисе дороже, но более качественно, есть гарантия».

Во-вторых, сами автомобили зачастую слишком разные, как по марке производителя, так и по дате производства. Новые машины находятся на гарантийном обслуживании у дилера. Когда гарантийный срок заканчивается для них ищут другой автосервис. Например, кемеровское «Такси Люкс» приобрело партию автомобилей Лада «Гранта» в компании «Автоград». Когда гарантийный срок обслуживания закончился, их перевели на обслуживание в небольшие автосервисы. Часть автопарка кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования обслуживается в ООО «Автоцентр 24». А тендер на обслуживание сравнительно недавно приобретенных автомобилей «Хендай» выиграл небольшой автосервис ООО «Бокс».

Характерно, что, чем крупнее компания, тем сложнее процедура заключения договора с автосервисом. «В нашем автопарке порядка 70 единиц разной техники, которая, по мере надобности, обслуживается на трех автосервисах, - рассказывает начальник автопредприятия одной из угольных компаний Кузбасса. – Процедура подписания договоров у нас довольно сложная. Проводятся конкурсные торги. Документы приходится согласовывать с юридическим и экономическим отделами. Один человек в этом вопросе ни чего не решает».

Государственные организации и предприятия находятся в менее выгодном положении, так как существующая система госзакупок на первое место ставит не качество выполнения работ, а их стоимость. «Мы не можем заказать именно тот автосервис, который удобен для нас, – говорит начальник гаража ГУ – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Геннадий Решетников. – Выигрывает тендер тот, кто предлагает наименьшую цену, а это, обычно, отрицательно сказывается на качестве работ». 

Совсем другой подход в малом и среднем бизнесе, который не так сильно зажат рамками, присущими госучреждениям и крупным компаниям. Чаще всего, руководители таких организаций самостоятельно принимают решение, в каком автосервисе будут обслуживаться машины.
 
Требуются все услуги

Основные требования, которые предъявляют корпоративные клиенты автосервисам, такие же, как и у физических лиц, – это выгодное соотношение цены и качества. Но есть и свои (специфические) условия: индивидуальная цена, скорость выполнения работ, установка только оригинальных запчастей и выполнение только тех работ, которые просит выполнить сам заказчик, а также наличие услуги «подменный автомобиль» и даже дебиторской задолженности.

Полный набор всех требований под силу выполнить далеко не каждому автосервису, особенно мелкому. «Нам, как клиентам, желательно, чтоб один автосервис мог выполнять весь спектр услуг по ремонту автомобилей, начиная от ремонта двигателя, подвески и заканчивая электроникой, кузовными работами, – говорит Геннадий Решетников. – Естественно, предоставить такой набор могут только крупные автосервисы. Но с каждым годом всё больше автосервисов среднего бизнеса участвуют в тендерах, госзакупках, заключают договоры с корпоративными клиентами. Хотя, они не имеют той базы запасных частей, которая зачастую необходима, а это затягивает сроки ремонта. С крупными автосервисами в этом плане удобней работать».

«Главное конкурентное преимущество, которое может быть у небольших автосервисов-«гаражей» – это цена самого ремонта, – утверждает директор ООО «Автоцентр 24» Владимир Поликаров. – Но, и она зачастую не сильно отличается от той, которую предлагают крупные автосервисы. А вот по стоимости запчастей «гаражи» явно проигрывают. Например, наш сервисный центр является крупным потребителем запасных частей, которые мы закупаем у федеральных поставщиков, формируем собственный склад под наиболее необходимые позиции. В результате, клиент получает оригинальную запчасть по более низкой стоимости, чем в розничном магазине. У корпоративных клиентов более жёсткие требования по времени нахождения автомобиля в ремонте. Обычно, такие машины эксплуатируются каждый день. Поэтому заказчику хочется, чтобы ремонтировались они быстро. Наличие отдельной службы поиска и покупки запчастей, резерва рабочей силы помогает крупным автосервисам успешно справляться с этой задачей».

По мнению заместителя генерального директора ООО «Хоккайдо» Вадима Нелюбина, в данном случае всё зависит от требований, которые предъявляет корпоративный клиент. «Есть клиенты, которым нужен минимальный набор услуг (замена масла, незначительный ремонт), с которым легко справится любой автосервис, – говорит он. – Но, есть компании, эксплуатирующие автомобили постоянно и на дальние расстояния. В этом случае, они выдвигают более высокие требования не только по качеству, но и по срокам ремонта. А с этим может справиться уже либо средний, либо крупный автосервис. Например, чтобы обеспечить наличие всех запасных частей для автомобиля одной марки на складе, необходимо порядка 500 тысяч рублей».

Однако, запчасти – проблема не для всех. ООО «Такси Люкс» (Кемерово) работает по договорам с небольшими автосервисами. «Индивидуальные предприниматели, с которыми мы заключили договоры, наиболее лояльны к своим клиентам, – утверждает Николай Матвеев. – Что касается запасных частей, то сейчас их найти не проблема. Иногда, в целях экономии, самостоятельно покупаем не оригинальные детали».
 
Все ли рады корпоративному клиенту?

Одна из особенностей работы с корпоративными клиентами заключается в том, что расчёт за оказанные услуги, чаще всего проводится «по безналу». Как выясняется, с одной стороны, это удобно для обеих сторон. С другой, не все автосервисы стремятся работать по такой форме и иногда даже пытаются избежать её, а, соответственно и работы с корпоративными клиентами.

«Модели корпоративных бизнес процессов строятся по-разному, – поясняет Владимир Поликаров. – Одно дело, когда руководителю говорят: «У меня что-то поломалось. Дайте мне под отчёт денег и в гараже мне все починят». Водителю дают деньги, он отчитывается копией чека. Здесь возникает неконтролируемый процесс. При заключении договора между автосервисом и заказчиком – юридическим лицом прописываются тарифы, нормочасы, сроки исполнения работ, гарантии на работы и запасные части. Кроме того, в этом случае полностью исключается оборот наличных средств. Люди приезжают, им ремонтируют автомобиль и выдают на руки пакет документов. Оплата производится после безналичным расчетом на основании этих документов. Таким образом, процедура становится более прозрачной для руководителя».

Плюсы безналичного расчёта, по мнению Владимира Поликарова, ещё и в том, что сегодня безналичная выручка есть у каждого предприятия, а обналичить её достаточно дорого. Поэтому предприятию проще заплатить за обслуживание автомобилей безналом.

По мнению Вадима Нелюбина, удобней работать с клиентом, который привёз «живые» деньги. «Это исключает бумажную волокиту, – говорит он. – К тому же, есть клиенты, которые хорошо платят, а есть, которые задерживают оплату. Мы имеем опыт работы с предприятиями холдинга «СДС». Например с одним из них, «СДС-Энерго», сложились замечательные отношения. Заранее позвонят, запишутся на ремонт, вовремя оплатят. А вот с другими, к сожалению, не всегда так бывает. Вроде, солидная компания, но мало того, что запросят у нас отсрочку выплат на три месяца, ещё и задержат её, порой на год. Не думаю, что за таким корпоративным клиентом выстраиваются очереди на обслуживание. Если у автосервиса хороший поток клиентов, ему нет смысла наживать себе такую головную боль. Некоторым потенциальным нашим корпоративным клиентам, особенно муниципальным организациям, мы вынуждены отказывать, так как они выдвигают неприемлемые для нас условия. Почему-то некоторые считают, что если у них автопарк в 20 машин, то им обязаны предоставить скидку минимум в 30% от стоимости услуг. Плюс отсрочка на три месяца. А зачем? Цены у нас на уровне средних по городу. Зачем мы будем работать в ущерб себе».

Учитывая, что последние годы на рынке автосервисов падение спроса со стороны физлиц не наблюдается (например, в «Хоккайдо» наблюдается ежегодный прирост в 20-30%), корпоративным клиентам в этих условиях все сложней найти себе исполнителя услуг, полностью отвечающих всем требованиям. А требования продолжают расти. Например, Владимир Поликаров убеждён, что сегодня спрос смещается в сторону станций оснащённых более современным дорогостоящим оборудованием. «По мере того, как на дороге становится всё меньше старых не компьютеризированных машин, спрос всё больше будет концентрироваться на станциях, способных выполнять сложные ремонты», – утверждает он.
Максим Москвикин


Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко