-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 11.12.2014

ОРВ – не панацея, но возможность

Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области27 ноября в Кемерове прошла очередная встреча предпринимателей с Еленой Латышенко, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кемеровской области. В этот раз темой обсуждения стал вопрос о возможности законодательных инициатив и влияния предпринимательского сообщества на принятие законодательных и нормативных актов.
 
Понятно, что такая постановка вопроса критически оценивается многими представителями бизнес сообщества. И последние события, связанные с законодательными инициативами депутатов Государственной думы лишь усиливают этот скептицизм. Хотя, Елена Петровна и обратила внимание собравшихся на то, что те поправки, которые внёс 5 ноября Глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров в проект закона об индексации ставок акцизов и о налоговом маневре в нефтяной отрасли, устанавливающие базовые ставки муниципальных сборов на некоторые виды предпринимательской деятельности, и под которые могли попасть более 20 видов услуг малого бизнеса, всё-таки не прошли в предложенном виде – немалая заслуга общественных объединений, которые оперативно среагировали и дали квалифицированную оценку последствиям введения таких дополнительных муниципальных сборов.

Что касается региональных и местных законодательных актов, то с этого года одним из механизмов возможного влияния на их принятие и исправление стал механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
 
ОРВ: как работает?

Федеральным законом от 2.07.2013г. №176-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» закреплена обязанность проведения ОРВ проектов правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в
1) субъектах Российской Федерации с 1 января 2014г.;
2) в муниципальных образованиях:
- в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, положение начинает действовать с 1 января 2015г.;
- муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения – с 1 января 2016 года;
- иных муниципальных образований – с 1 января 2017 года.
Роман Постоев, представитель Департамента инвестиций и стратегического развития – уполномоченного органа по проведению ОРВ в Кемеровской области, рассказал о механизме такой работы: «Госорган или регулирующий орган направляет в департамент документ (существующий акт, проект акта или проект внесения изменений в действующий акт), мы выставляем его на инвестиционном портале Кемеровской области, где у нас предусмотрен специальный раздел для ОРВ, на который любой орган, физическое или юридическое лицо вправе направить свое мнение.

Сильной стороной процедуры ОРВ в её современном виде является то, что ситуация при этом не бросается на самотёк. У администрации заключены соглашения с рядом общественных организаций предпринимателей, которым мы по этим соглашениям просто обязаны предоставить данную информацию и пригласить поучаствовать в процедуре ОРВ. Это – КузТПП, региональное отделение ОПОРЫ России, региональное отделение «Деловой России», РСПП. Список не является закрытым, мы стараемся его расширять. Мы находимся в контакте с аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей, общественной палатой Кемеровской области. Эти общественные объединения, если у них есть замечания, возражения, предложения по данному документу – всё направляют нам. Затем мы официальным письмом информируем соответствующий орган, что поступили вот такие предложения и идеи, просим отреагировать, оценить актуальность, дать мотивированный ответ. После этого регулирующий орган и представители предпринимательского сообщества могут непосредственно обсудить друг с другом какие-то правовые моменты, аспекты экономической эффективности. После того, как общая позиция достигнута, изменён документ или нет – каждый случай сугубо индивидуален – мы делаем заключение, где всё это кратко подытоживается, и документ может быть принят».

За прошедший период (с 1 января 2014 года) через процедуру ОРВ в Кемеровской области прошли 11 нормативно-правовых актов, сейчас в работе ещё 4. Процесс этот достаточно трудоёмкий и, можно сказать, что всё это время проходил этапы становления. И на федеральном уровне под эгидой Минэкономразвития такую процедуру проходят всего 12-20 актов в год – это, согласно позиции самого Министерства, нормально. Но, по словам представителя уполномоченного органа по проведению ОРВ в Кемеровской области, активность предпринимателей по публичному обсуждению в процедуре ОРВ довольно низкая. Это то, что касается органов исполнительной власти.

Что касается Совета народных депутатов Кемеровской области (СНД КО), то согласно закону №142-ОЗ «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в Кемеровской области», принятым СНД КО 26 декабря 2013 года, есть специально прописанный пункт, который касается законов, которые принимаются по инициативе СНД КО. В отношении таких актов СНД производит процедуру ОРВ самостоятельно, т.е., по словам Романа Постоева, депутаты добровольно приняли на себя эти обязательства.

Отвечая на вопрос предпринимателей о технологии проведения «согласительных процедур», Елена Латышенко отметила, что «у нас на территории области принята практика проведения согласовательных процедур ещё до принятия нормативных актов. Поэтому, может быть, объяснение невысокой активности участия бизнес сообщества заключается даже в том, что в ходе процедуры разработки акта уже прошли согласовательные процедуры с предпринимательскими объединениями, такими как КТПП, ОПОРА России и т.п.
 
Один в поле…

За весь период работы (с начала 2014г.) в аппарат регионального уполномоченного поступило 114 обращений. В качестве жалоб было оформлено 59 обращений. Это означает, что аппарат уполномоченного готовит правовое экспертное заключение по обращению/жалобе и отрабатывает её до логического завершения, если установлено нарушение прав, то до восстановления, либо если нарушения прав де-юре нет, то оказывается консультационная помощь.
Из 59 – 17 решены в пользу заявителя. В течение последнего месяца было закрыто, при взаимодействии с прокуратурой, одно уголовное дело. 16 обращений находятся в работе. По 26 выявлены системные проблемы, которые сейчас отрабатываются аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей по Кемеровской области.
Во время обсуждения технических вопросов участия в публичных консультациях в процедуре ОРВ, среди участников круглого стола наибольшее оживление вызвали вопросы о возможности участия в этой процедуре «любого», и на каком основании происходит выбор тех или иных поправок.

Как заметила Наталья Батырева, директор кемеровского филиала НП СРО «Союз строительных компаний Сибири и Урала»: «Есть много предпринимателей, которые никогда не будут никуда обращаться, в силу множества причин – они заняты, им некогда, они, наконец, не знают, как это можно делать или даже не знают, что это можно делать, но эти изменения их касаются». Или, как в ситуации с таксистами (Елена Петровна, привела в качестве примера лоббирование своих интересов предпринимателями, занимающимися таксомоторными перевозками, как раз через процедуру ОРВ), где, по мнению Станислава Козырева: «Одна группа таксистов решила внести поправки, другая, которую эти поправки затронут, они даже, может, про них не знают. Победят те, кто более организован». Тогда вопрос: «Как определяется – нужны эти поправки или не нужны? Есть какие-то критерии? Есть какая-то прозрачная структура принятия решения?».

По словам Елены Петровны, что касается момента внесения изменений в уже существующий нормативный акт, то тут возможны различные пути. «К нам в первой половине года обратились из Департамента с предложением направить перечень существующих нормативных актов, которые с нашей точки зрения требует проведения экспертизы. Мы направили перечень этих актов, основываясь на те жалобы, которые к нам в адрес уполномоченного поступили. Все эти акты вошли в план проведения экспертизы». Возможны и другие пути, так омбудсмен привела пример обращения к уполномоченному по «Порядку предоставления права на льготную приватизацию муниципального имущества, субъектам малого бизнеса, которые арендуют данный объект». «У нас в нормативном акте г. Кемерово, который был принят ещё до определения федеральных правил порядка, был предусмотрен момент внесения 15% предоплаты, что противоречит сейчас федеральному законодательству. И обнаружилось это, как раз в связи с этим обращением. Мы порекомендовали самому предпринимателю обратиться в прокуратуру. После рассмотрения обращения, прокуратурой было внесено представление на изменение нормативного муниципального акта, на основании которого уже были внесены изменения городским советом».
Что касается «нужны/ не нужны», то с предложениями работают «по факту» внесения. По словам представителя уполномоченного органа, все предложения, получают мотивированный ответ. А о внесении каких-то предложений должны позаботиться уже сами предприниматели.

Это может быть и личное предложение от конкретного предпринимателя. И, хотя, на сайте кеминвест.ру в разделе «публичных консультациях» вместе с нормативно-правовым актом, выставленным на ОРВ, размещён «вопросник», который позволяет сделать такое обращение практически любому грамотному человеку, как заметила Елена Латышенко, не надо забывать, что «все процедуры формализованы, все требуют своего подхода, и у бизнеса не всегда есть возможность и навыки, правильно пройти все эти процедуры».

Здесь выбор остаётся за предпринимателем, даже соглашаясь с мнением Станислава Козырева, что «здесь действует принцип гигиенического отбора. Если ты не можешь правильно заполнить документы или плохо разбираешься в законодательстве, непосредственно касающейся твоей деятельности, то, может, и правильно, что тебя вымывают с рынка», все понимают, что если даже мониторить нормативные акты, публикующиеся на кеминвест.ру, не всегда есть возможность разобраться, заполнить необходимые документы, а потом ещё и пройти все необходимые процедуры. Выход – участие бизнеса через предпринимательские сообщества.

Предприниматель может обратиться в одно из предпринимательских объединений, и там уже ему помогут сформулировать проблему, что тоже очень важно. Как сказала Елена Петровна: «Должен быть сигнал. Это можно сделать, как удобно, через ТПП или другое бизнес объединение, можно обратиться к конкретным людям, которые работают в этих объединениях, можно в аппарат уполномоченного. Сегодня очень много точек контакта, где можно обойти первоначально бюрократические процедуры. И там уже помогут грамотно составить запрос или жалобу. Т.е. мы принимаем сигнал и начинаем работать». А «про некогда» – это вопрос приоритетов.

При этом, как заметил Юрий Дорошенко, генеральный директор «КузбассТИСИз», председатель комитета КТПП по содействию развитию малого и среднего бизнеса: «Эта процедура не является панацеей, это лишь один из инструментов взаимодействия бизнеса и власти, в том числе и через общественные структуры. Ведь есть такие формы, как, например, оспаривание нормативного акта в суде. Прокуратура следит за соответствием таких актов действующему законодательству. Это целый комплекс процедур, которые помогают предпринимателям защищать свои интересы и права. Не надо возлагать на ОРВ какие-то супер надежды. Это один из способов достижения наших целей. Елена Петровна Латышенко, как уполномоченный по защите прав предпринимателей – один из способов. Есть проблема – можно обратиться. Не гарантия, что решит, но это возможно. Чем больше у предпринимателя таких возможностей, тем лучше. Если вопрос сложный, его можно и нужно решать с разных сторон». А Елена Петровна добавила: «Тема ОРВ – это не жёсткое правовое регулирование. Это как раз поиск баланса интересов бизнеса и власти, чтобы принимались эффективные решения по госрегулированию и по госуправлению».
 
Вместо заключения

Процедура ОРВ работает у нас в области первый год. Практика пока только нарабатывается. С 1 января 2015 года процедура ОРВ будет полноценно внедрена в административном центре – Кемерове, а с 1 января 2016 года пойдёт внедрение в остальных муниципальных образованиях – районах и городах.

Как это будет происходить в Кемерове, пока никто сказать не может, по словам Елены Латышенко: «До конца года должны определить. Рассматривается вариант, что информация как минимум будет размещаться на сайте города Кемерово, но также министерство настоятельно рекомендует размещение и на региональном портале».
Кроме того, сейчас формируется план ОРВ, в который входят действующие нормативно-правовые акты и проекты нормативно-правовых актов, которые планируются к принятию. Этот план составляется на год. Роман Постоев проинформировал, что региональный план будет размещён на их портале до конца года.

«Давайте все-таки принимать участие в ОРВ. Это работает. Это не просто формальная процедура, я вас заверяю в этом», – в качестве заключения сказала Елена Петровна.

Следующую встречу наметили уже на 15 декабря – сразу после приезда Елены Латышенко из Москвы, где у неё вместе с другими региональными уполномоченными, после послания Президента 4 декабря, намечены рабочие консультационные встречи с депутатами Госдумы, с федеральными министрами и с представителями различных бизнес объединений. Так что кузбасские предприниматели получат информацию о том, к чему готовиться в наступающем новом году «из первых рук».

Галина Красильникова
 
О предыдущей встрече можно почитать: Права предпринимателей: Кто защитит?
 


Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко