-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 27.08.2015

Тяжеловесное пике

За полгода рынок грузовиков в России упал более чем наполовину. В целом не отличается ситуация и в Кузбассе. Тем не менее, можно констатировать, что рынок жив и развивается, предлагая потребителям новые продукты, соответствующие требованиям современности не только по уровню комфорта, но и по техническим, экологическим показателям.
 
Резко вниз

Согласно отчётам ПАО «КАМАЗ», рынок тяжёлых грузовиков в России полной массой 14-40 тонн сократился по итогам первого полугодия 2015 года на 62,3%, до 14 тысяч машин. При этом сам КАМАЗ сократил продажи на 52,7%, до 7,7 тысяч машин. Реализация грузовиков «Урал» группы ГАЗ сократилась на 7,7%, до 2,4 тысяч машин. Продажи белорусского МАЗа упали на 84%, до 600 машин. Сильнее всего упали продажи грузовиков иностранных брендов (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и другие) – на 76%, до 3,43 тысяч машин. Стоит отметить, что по данным аналитического агентства «Автостат», средний возраст грузовых автомобилей в нашей стране составляет 18,9 лет. При этом аналитики отмечают, что если брать отдельно сегменты отечественных (и СНГ) и иностранных марок, то средний возраст грузовиков оказывается 20,5 и 12,1 соответственно.

В апреле этого года агентство опубликовало данные, согласно которым по состоянию на 1 января 2015 года парк грузовых автомобилей (CV+HCV) в России насчитывал 3,73 млн штук. Почти 75% парка – старше 10 лет. Самая большая доля парка – у автомобилей 2007 года выпуска (4%). Меньше всего в парке автомобилей 2009 года выпуска (1%). Марочная структура парка грузовых автомобилей (CV+HCV) России выглядит следующим образом. ГАЗ – лидер российского автопарка, занимает долю 22,2%. На втором месте – КАМАЗ (21,8%), на третьем – ЗИЛ (16%). В «пятерку» лидеров-брендов вошли также МАЗ (7,7%) и «Урал» (4,7%). Среди брендов с долей более 2% – САЗ (4,7%), Volvo (2,2%) и MAN (2,1%). В ТОП-10 парка еще попали бренды KRAZ и Mitsubishi с долями по 1,7% каждый. В парке грузовиков более 80% отечественных автомобилей и лишь около 20% – иномарок. Десятка брендов-лидеров занимает почти 85% парка грузовых автомобилей (CV+HCV) России.

Первые строчки ТОП-10, составленного Автостатом по результатам продаж новых грузовиков в январе-мае 2015 года, также занимают два отечественных бренда КАМАЗ и ГАЗ. Но, в этот раз в лидеры вырвался КАМАЗ (6610 штук, что на 45,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года), ГАЗ с большим отрывом оказался на втором месте (2534 штуки, -33,5%), на третьем – МАЗ (1503 штуки, -55,8%). На четвёртом – HYUNDAI (1113, -46,6%). На пятом – URAL (1098, -41,2%) и другие (смотрите таблицу №1). Всего на рынке за отчётный период было реализовано 20287 таких машин, что на 47,2% меньше аналогичного периода прошлого года. Наиболее продаваемыми моделями оказались КАМАЗ 6511 (1284 штуки, -56,3%), ГАЗ ГАЗон Next (794 штуки), КАМАЗ 4311 (761, -37,5%), HYUNDAI HD 78 (747 штук, -29,5%), КАМАЗ 6520 (702 штуки, -59,3%) и другие (смотрите таблицу №2). В расчёт вошли грузовики полной массой более 3,5 тонн.

«По итогам первого полугодия 2015 года доля Scania на российском рынке среди большой семерки европейских производителей грузовых автомобилей (MAN, Volvo, Mercedes, Iveco, Renault, DAF, Scania) составляет 33,4%. Тем самым компания по-прежнему сохраняет лидерство в данном сегменте рынка (+1,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года), – сообщил коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Сергей Яворский. – Доля всех семи европейцев на российском рынке по итогам первых шести месяцев текущего года составляет 26% (-5,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В Кемеровской области доля Scania среди европейских производителей достигает 44,6%, при общей доле семерки на всем региональном рынке 27,7% (доля Scania по отношению ко всему рынку – 12,3%). Что касается объёмов продаж, то в России продажи грузовиков планомерно сокращаются с 2012 года, причём отрицательная динамика наблюдается по всей территории России. В 2014 году объём российского рынка грузовых авто снизился на 23%, в 2015 году падение уже превысило 50%. Если говорить о европейской семерке производителей тяжёлых грузовиков, то за первое полугодие 2015 года их продажи упали более чем вдвое, потери Scania также сопоставимые».

Крупнейший производитель Японии грузовых автомобилей Hino (подразделение корпорации Toyota) по сравнению со своими европейскими и корейскими конкурентами, в плане падения пострадал не так сильно. Объём продаж грузовых автомобилей Hino (производства Япония), по словам заместителя директора по коммерческим вопросам «КМПК» Александра Асташенко, в сравнении с 2014 годом в Кузбассе снизился на 10-20%. «Произошло это благодаря заказам конца 2014 года, которые перетекли на начало года 2015. Начиная с 2012 года,  картина была абсолютно противоположной – ежегодный прирост продаж был на уровне 10-15%», – заметил он. Примерно на том же уровне падение продаж этого бренда на российском рынке. По данным аналитического агентства «Автостат», за январь-май 2015 года в России было реализовано 813 грузовиков Hino, что всего лишь на 12% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Но, количественно Hino, проданных в Росси, значительно отстает от других брендов.

На фоне общего падения отечественные производители увеличивают долю своего присутствия на рынке новых грузовиков в сравнении с иностранными. Так, по итогам полугодия доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн составила 54,3%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11%. Подобная ситуация наблюдается и в Кемеровской области. По словам начальника коммерческого отдела ООО «Кемеровский автоцентр «КАМАЗ» Евгения Сальникова, доля рынка автомобилей КАМАЗ в Кемеровской области в 2013 году была 42%, а в 2014 году – 36%. Целевой прогноз по доле рынка в регионе на 2015 год – 42%. «Этому способствует ослабление рубля, а, следовательно, подорожание импортной техники, в том числе китайского производства», – поясняет он.
 
Борьба с ценами

Рост цен, связанный, в первую очередь, со скачком курсов евро и доллара, компании пытаются компенсировать с помощью специальных программ, в том числе государственных. Например, повышение цен на автомобили КАМАЗ составило в этом году примерно 20-25%. «Для снижения затрат на автомобили действует программа «Утилизация» – это возможность приобрести новый грузовой автомобиль со скидкой 400 000 тысяч рублей, при этом  утилизировав старый (причем не только КАМАЗ, но и авто других марок, в том числе легковых), – рассказывает Евгений Сальников. – Действует программа  «Трейд-ин». При приобретении транспортного средства через лизинговую компанию «КАМАЗ»  и «Европлан» действует скидка  по уплате авансового платежа в размере 10%  от стоимости транспортного средства. Также действуют различные акции, частые распродажи техники, с очень выгодными ценами, а так же  скидки постоянным клиентам».

По оценке Сергея Яворского, отследить среднее увеличение стоимости грузовиков Scania не представляется возможным, так как компания имеет дело в основном с индивидуальными заказами, включающими множество параметров, влияющих на итоговую стоимость. «Для снижения стоимости и сокращения временных издержек наших клиентов Scania разрабатывает специальные программы, – отмечает он. – Так, 1 июля 2015 года был запущен продукт «Scania Драйв», который включает комплексное лизинговое финансирование покупки любого нового транспортного средства Scania, его сервисную поддержку, страхование, обучение водителей и пакет «Контроль» системы мониторинга автопарка Scania. Экономия по данному пакету составляет до 5%, что существенно с учетом стоимости техники. Кроме того, программа позволяет клиенту экономить время на документооборот и существенно сократить расходы при дальнейшей эксплуатации техники.  Помимо этого, действует специальная кампания «Летняя», предоставляющая клиентам выгодные условия на сервисное обслуживание, что сейчас особенно актуально».

Грузовики Hino в цене выросли на 20-30%. Однако «антикризисная программа» предложений, по словам Александра Асташенко, не очень обширная – покупателям предлагаются только специальные цены, например, на шасси, ввезенные в 2014 году. Программа утилизации на эти автомобили не действует, так как они производства Япония.
 
Машины для угля и не только

В одной из угольных компаний Кузбасса пояснили, что на разрезах и шахтах пользуются спросом вахтовые автомобили, самосвалы, в том числе КАМАЗы,  топливозаправщики и некоторые специализированные машины. Но в этом году предприятия ужались в финансировании и предпочитают эксплуатировать старую технику, больше внимания уделяя ремонту. Многие успели закупить машины в рамках специальных инвестиционных программ накануне обострения кризиса и сейчас не испытывают особой нужды в обновлении автопарков.

Хотя, в апреле, например, ОАО «Южный Кузбасс», входящее в группу «Мечел», заявило о приобретении 5 новых автомобилей «КАМАЗ-65115» грузоподъёмностью 15 тонн и общей стоимостью 14,2 млн рублей. Как отмечают в пресс-службе компании, грузовики приобретены у Камского автозавода, который включился в государственную программу по утилизации старых автомобилей Trade-in. Для закупки новой техники угольная компания вывела из эксплуатации отработавшие ресурс машины и получила значительную скидку на новые. Новые автомобили – модернизированные, имеют экологичные двигатели Cummins стандарта Евро-4, развивающие мощность 282 лошадиные силы, механические 9-ступенчатые коробки передач. Комфортные условия труда для водителей обеспечивают сиденья на пневматической подвеске, отлично читаемые приборы на панели. Два новых КАМАЗа поступили в автотранспортное предприятие «Сибиргинское», три – в АТП «Ольжерасское».
 
«Поэтапное обновление автопарка – важная задача, ведь достаточное количество и хорошее техническое состояние автомобилей, их эффективная эксплуатация позволяют выполнять плановые показатели по грузоперевозкам», – отмечает управляющий директор ОАО «Южный Кузбасс» Виктор Скулдицкий.

В мае крупной закупкой отметилось ОАО «СУЭК-Кузбасс», купив 14 самосвалов Volvo грузоподъемностью 25-30 тонн для входящего своего подразделения – Управление профилактики и рекультивации. Как сказано в сообщении компании, стоимость одной такой машины – 9,2 млн рублей. Автомобили Volvo грузоподъёмностью 25-30 тонн эксплуатируются на предприятии с 2012 года. На начало 2015 года в автопарке управления было 57 аналогичных автомобилей.

Статус угольного региона не мешает дилерам развивать в Кузбассе другие направления продаж, кроме самосвалов и прочей, востребованной угольщиками техники. Однако падение продаж коснулось и их. «Снижение объёмов продаж затронуло все сегменты без исключения, – говорит Сергей Яворский. – Наиболее выраженный спад в регионе отмечается на рынке магистральных тягачей, поскольку основной поток своих инвестиций производители Кемеровской области стали направлять в средства транспортировки и добычи полезных ископаемых (самосвалы, угле-рудовозы, специальный транспорт), закрывая потребности в «непрофильных» для региона сегментах б/у техникой и вложениями в сервисное обслуживание уже имеющихся транспортных средств. Как правило, наши клиенты – это представители среднего бизнеса в коммунальном, муниципальном и специальном сегментах».

В 2015 году на международном салоне COMTRANS, который пройдет в период с 8 по 12 сентября в Москве в МВЦ «Крокус Экспо», будет представлен дизельный тягач экологического класса «Евро 6» Scania G410 Fuel Killer, обладающий самым низким показателем расхода топлива в мире.

Иначе оценивает ситуацию представитель отдела маркетинга и продаж ЗАО «Вольво Восток» Александр Боканев. «Тягачи по продажам «просели» несколько меньше, чем самосвалы, так как сфера их применения более широкая (как на короткие, так и на дальние расстояния вплоть до международных перевозок)», – говорит он. Стоит отметить, что на международной выставке «Уголь России и Майнинг» 2015 в Новокузнецке концерн Volvo представил самосвал с пневматической задней подвеской.

При падении спроса на самосвалы со стороны угольных компаний на 50-60% «КМПК» делает ставку на представителей малого бизнеса, которые приобретают фургоны для перевозки продуктов питания и напитков. Так, руководство компании считает перспективными продажи изотермических фургонов  Hino максимально разрешенной массы до 12 тонн и специальные автомобили (мусоровозы, молоковозы).

Как утверждает Евгений Сальников (Кемеровский автоцентр КАМАЗ), отечественный производитель предлагает кузбасским потребителям самую широкую линейку техники, под любой вкус. Список основных покупателей  КамАЗов в Кемеровской области чрезвычайно широк – это угольные компании, предприятия автомобилестроения, сельскохозяйственные, металлургические предприятия, предприятия ЖКХ,  строительные компании и частные лица. «В нашем модельном ряду представлены следующие автомобили: бортовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи, а так же спецтехника – автотопливозаправщики, автобетоносмесители, коммунальные машины, автомобили с КМУ и так далее, – говорит он. – Весь модельный ряд модернизирован и соответствует стандарту Евро 4, произведен рестайлинг,  на Ваш выбор можем предложить двигатель КАМАЗ, Cummins, Daimler,  а также установку коробки передач  ZF, Многие самосвалы из серийной техники оснащены обогревом платформы, которая ранее отсутствовала. В 2015 году выпущен новый седельный тягач КАМАЗ 5490 с двигателем, кабиной и задним мостом  Daimler, коробка передач механическая либо автомат, пневматическая подвеска как кабины, так и пассажирского сидения, в салоне установлен кондиционер, также установлен автономный отопитель  Eberspaescher  Airtronic D2 24V и многое другое».
 
Газ пошёл в Кузбасс

Отдельно стоит остановиться на таком направлении, как газомоторная техника, субсидируемом государством. В июле российское правительство выделило 3 млрд рублей для распределения между 23 регионами на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. К сожалению, Кемеровская область не вошла в список регионов, которые получат деньги на развитие данного направления в 2015 году. Тем не менее, дилеры уже предлагают своим клиентам, в том числе и в Кузбассе, соответствующие грузовики. Например, газобалонную технику можно приобрести в Кемеровском автоцентре КАМАЗ. Иностранные производители немного «задержались» в этом вопросе, но также намерены осваивать рынок. По словам Сергея Яворского, в 2015 году компания представила тягач Scania P340 – флагман новой линейки грузовых автомобилей, оснащенных двигателями экологического стандарта Евро-6, работающих на компримированном природном газе (CNG).

«Эти двигатели действуют по циклу Отто и созданы на основе новейшей платформы 9-литровых 5-цилиндровых рядных двигателей стандарта Евро-6 и EEV. Газовые двигатели Scania более экономичны по сравнению с дизельными, что позволяет перевозчику сократить топливные затраты на 40–45%. Газовая техника Scania уже эксплуатируется, однако ее широкий выход на рынок ожидается не ранее 2016 года», – утверждает Яворский.

Как рассказывал в июне представитель отдела маркетинга и продаж ЗАО «Вольво Восток» Александр Боканев, газомоторную технику намерен предлагать на российском рынке и концерн Volvo.  Тем временем китайские производители уже на выставке «Уголь России и Майнинг 2015» в Новокузнецке представили газовый трехосный самосвал C&C N332. Эксклюзивным дистрибьютором марки С&С Trucks в РФ является компания «СтарТрак». По сведениям «А-П», первые самосвалы С&C N332 (6x4, полная масса 33 тонны), работающие на компримированном природном газе, уже прошли испытания на угольных предприятиях Кузбасса. Однако «СтарТрак» пока с осторожностью подходит к дальнейшим перспективам продаж, в первую очередь, из-за общей ситуации на рынке.
 
Отложенный оптимизм

А ситуация, действительно, тяжёлая. Ее показателем является не только общее падение рынка более чем на 62%. Так, на международной выставке «Уголь России и Майнинг» 2015 впервые за последние годы из «большой семёрки» европейских производителей присутствовал только концерн Volvo. Об открытии новых сервисных центров в Кузбассе не сообщил никто из дилеров грузовой техники, хотя многие, в частности европейские производители, говорят о программах развития своих дилерских сетей, но они не затрагивают наш регион.

Эксперты прогнозируют падение российского рынка грузовиков по итогам года на 50-60%, но ожидают его замедления, в первую очередь, за счёт мощной господдержки. Не исключено, что отечественные производители продолжат наращивать свою долю. В сложившихся условиях оптимизма мало, но у дилеров он присутствует, наверное, потому, что иначе просто нельзя. Да и мало-мальски оптимистичные прогнозы эксперты откладывают на два, а то и три года. Основной задачей кузбасского дилера Hino в этом году будет сохранение уровня продаж первого полугодия (с падением 10-20%) по отношению к прошлому году.

«Учитывая отсутствие каких-либо изменений в сторону улучшения предпринимательской активности в регионе, прогнозировать на ближайшие 3 года значительный рост продаж по автомобилям и запасным частям не приходится, – констатирует Евгений Сальников (КАМАЗ). – В лучшем случае продажи автомобилей в 2016 году останутся на уровне 2015 года. В 2017-2018 годах мы можем ожидать роста предположительно на 10-15%. Ожидать роста продаж запасных частей также не приходится, так как усугубления экономической ситуации при отсутствии федерального финансирования крупных инфраструктурных проектов заставит предпринимателей законсервировать часть имеющейся техники».

«Несмотря на то, что обвал рынка уже превысил 50%, российский рынок обладает большим потенциалом, – уверен Сергей Яворский (Scania). – По нашим прогнозам, с поправкой на будущую геополитическую ситуацию и состояние основных макроэкономических показателей, в 2016-2017 годах рынок начнет постепенно восстанавливаться. На наш взгляд, наиболее перспективными являются такие профильные для Кемеровской области сегменты, как горнодобыча, сельхозтехника, коммунальная техника, поскольку наиболее широкий сегмент магистральной техники сейчас заполнен техникой вторичного рынка».

Максим Москвикин
 

 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%
[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко