-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 08.10.2015

Потребление в зеркале кризиса

 
По мнению экспертов, потребительские предпочтения россиян, сформированные в текущий кризис, с большой долей вероятности сохранятся и после него. Вот почему для укрепления своих позиций на рынке так важно вовремя выявить эти изменения и при необходимости адаптировать к ним своё предложение. О том, как реагируют на сложившуюся в стране экономическую ситуацию население и бизнес и какого развития событий ожидают в дальнейшем, рассказал 1 октября на конференции по внешнеэкономической деятельности в Кемерове менеджер отдела аудиторских услуг новосибирского офиса PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Градов.
 
Надо есть меньше

Изменения в потребительских предпочтениях формируются на фоне роста цен, нестабильности курса национальной валюты и, конечно, тесно связаны с обоими этими факторами. «Индекс потребительских цен зависит от курса рубля к доллару, – поясняет Сергей Градов. – Импортная составляющая в ритейле составляет на сегодняшний день около 44%, соответственно, с ростом доллара к рублю растёт инфляция». Более 90% респондентов PwC отмечают снижение своей покупательской способности в результате кризиса, примерно половина из них реагируют на кризис снижением затрат и сокращением закупок. 89% из опрошенных руководителей бизнеса в сфере ритейла отмечают снижение величины среднего чека.

«Снижение расходов на продукты питания вполне логично уже просто потому, что у многих семей это является крупнейшей статьёй расходов, – комментирует Сергей Градов. – Но есть и такая причина, как значимость отдельных категорий расходов с точки зрения их «статусности» в глазах окружающих. Один из опрошенных респондентов даже сказал: «Никто не видит, что я ем, но марка одежды или то, куда я езжу в отпуск, становится предметом обсуждения окружающих».
Люди стали реже ходить в магазины крупных форматов, гипермаркеты, чтобы избежать покупок ненужных вещей. Альтернативой гипермаркетам стали более частые и мелкие покупки в магазинах формата «у дома». Кроме того, всё большее количество людей отдают предпочтение товарам, участвующих в промоакциях. Подавляющее большинство сокращают затраты путём приобретения более дешёвых продуктов.

В целом подходы населения к более бережливому потреблению распределены следующим образом: 32% опрошенных просто покупают меньше, 31% – покупают товары более дешёвых брендов, 24% – покупают больше товаров по промоакциям, 19% делают покупки в более дешёвых розничных магазинах. Неудивительно, что в свете этих тенденций ритейл признан одним из наиболее пострадавших от кризиса видов деятельности.

Схожие тенденции наблюдаются и в таких категориях, как одежда и электроника: большинство заявляют, что сокращают свои расходы на эти цели, а также откладывают покупки до сезона распродаж. Однако есть и некоторые отличия. Так, если в отношении продовольственных товаров 30% респондентов говорят о переходе на более дешёвые марки, то в отношении одежды таких оказалось в 2 раза меньше – лишь 14%. Очевидно, это связано с особенностями «демонстративного» стиля потребления в тех областях, где снижение покупательской способности способно броситься в глаза окружающим.

По мнению аналитиков PwC, большинство перечисленных поведенческих моделей имеют все шансы сохраниться и после окончания кризиса. «Кризис научил людей более адекватно оценивать соотношение цены и качества, а привыкнув к новой модели поведения, они не захотят вернуться к старой, даже если их материальное положение позволит им это сделать, – отмечается в исследовании. – Весьма показательной является ситуация с собственными торговыми марками розничных сетей. Некоторые респонденты признали, что до кризиса даже не рассматривали возможность приобретения продуктов этих марок, поскольку были уверены, что это товары более низкого качества. Однако решившись однажды попробовать их, они увидели в них пример хорошего качества по разумной цене».
 
Такие прогнозы

Ещё одна причина, по которой изменение ситуации вряд ли сможет произойти в скором времени – затяжной характер самого кризиса. По мнению многих аналитиков, ключевым отличием текущего кризиса от кризиса 2008-2009 годов является медленно снижение основных экономических показателей, но и медленное восстановление, что не может не сказаться на доходах населения. Важным показателем также является уровень безработицы. По прогнозам PwC, основанных на трендах посткризисного восстановления в европейских странах, в 2015 году уровень безработицы в России достигнет 7-8% и будет сохраняться на таком уровне около двух лет, пока не начнётся рост ВВП.

Что касается прогнозов самого населения относительно продолжительности текущего кризиса, то большинство уверены, что он продлится ещё около двух лет. Такого же мнения придерживаются и представители бизнеса. Иные прогнозы высказывают менеджеры компаний, имеющих отношение к горнодобывающей и металлургической отраслям – на них кризис отразился позднее, но и восстановления рынка они ожидают позже, не ранее чем через 3 года. Тем не менее, как бизнес, так и рядовые потребители убеждены, что некоторое улучшение ситуации наступит уже через полгода, а ощутимое улучшение – в течение ближайшего года.
Интересно, что менеджеры компаний при этом более оптимистичны в своих оценках: 68% из них полагают, что состояние экономики улучшится через год, в то время среди граждан только 37% опрошенных разделяет это мнение.

Отметим, что мнение об улучшении экономической ситуации в течение полугода в PwC считают излишне оптимистичным, учитывая, что пик экономического кризиса, по оценкам Министерства финансов РФ, придётся на третий квартал этого года. В то же время «предположение о том, что улучшения можно ожидать через год, совпадает с текущими прогнозами».

Реальные доходы населения продолжают снижаться, и даже та его часть, которая по-прежнему относится к среднему классу по уровню доходов, постепенно меняет свои потребительские привычки: начинает ограничивать себя в покупке товаров повседневного спроса, откладывать крупные покупки из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне, урезать расходы на развлечения и так далее. По данным PwC, всего 5% людей в 2015 году получили рост доходов на уровне 16% (такая величина была принята в качестве индикатора, так как, по оценкам экспертов, именно 16% составит показатель инфляции по итогам года). Таким образом, у 95% опрошенных реальный доход упал. Наибольший спад наблюдается в небольших городах с численностью населения до 1 млн человек.
 
Тактики и стратегии

На основании проведённого исследования PwC делает вывод, что «нынешний кризис раз и навсегда изменит способы, цели и места совершения покупок. В свою очередь, изменения в потребительском поведении станут причиной долгосрочных изменений в розничной торговле и производстве потребительских товаров. Цена по-прежнему останется важным фактором для потребителей, они будут более скептично относиться к маркам, не предлагающим дополнительную выгоду по сравнению с собственными торговыми марками розничных магазинов, а также станут более искушенными в вопросах приобретения товаров со скидкой. Компаниям придется скорректировать свое предложение с учетом изменившихся условий».

Анализируя долгосрочные меры, к которым бизнес прибегает в рамках борьбы с кризисом, Сергей Градов тем не менее отмечает, что большинство компаний предпринимает краткосрочные тактические меры и не уделяет должного внимания мерам стратегического характера. Так, большинство сокращают затраты на материалы, маркетинговые бюджеты и прочие отрасли, где можно оперативно «урезаться». При этом компании остаются в рамках своей текущей модели деятельности, не задумываясь о радикальных вариантах изменения.

Сергей Градов также обращает внимание, что такой естественный на фоне роста чувствительности покупателей к цене ход, как удешевление продукции вместе со снижением его качественных характеристик, таит в себе опасность: постоянные покупатели, вероятнее всего, заметят разницу, и вряд ли им это понравится. Таким образом можно потерять уже имеющихся покупателей. Правильнее, по мнению PwC, расширить линейку продукции за счёт более дешёвого предложения.

Ксения Сидорова

 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко