-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 18.03.2008

Порожние дни

 Праздников у нас в календарном году не так много. Например, если равняться на Византийскую империю – а это равнение с подачи телепублициста в рясе о. Тихона Шевкунова стало теперь идеологической модою – то в Византийской империи праздничных дней было аж 154. Понятно, что это были почти сплошь церковные праздники; понятно, что в это число включались воскресные дни; понятно также, что понятия «оплачиваемого отпуска» тогда не существовало. И, тем не менее, как нетрудно подсчитать, 3/7 года Византийская империя не работала, а праздновала. Кроме того, у городов, которые с античных времен сохраняли известную самостоятельность, были свои праздники, и отмечались они иной раз не менее пышно.
 
У нас праздников и просто выходных дней гораздо меньше. Субботы и воскресенья – это 104 дня в году. Недавно изобретенные новогодне-рождественские каникулы, 23 февраля и 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня и 4 ноября – это еще 11 дней. Если прибавить сюда еще и ежегодный отпуск – все равно до византийцев не дотягиваем, и только те, у кого отпуск особо продолжительный (например, педагоги) могут с ними посоревноваться.
Может быть, поэтому праздники у нас часто затягиваются сверх календарных сроков. Новогодние каникулы не мытьем, так катаньем длятся аж до Старого Нового года. К 8 марта непринужденно присоединяется Масленичная неделя. Между 1 и 9 мая тоже никому работать особо неохота – с одной стороны, табель-календарь у нас составляется таким образом, чтобы гулять несколько дней подряд, с другой стороны – погода шепчет…
Кроме того, у нас есть множество профессиональных праздников, которые иногда перерастают в общенародные и длятся не по одному дню, как День Шахтера и День Металлурга в Кузбассе. К ним то и дело прибавляются новые – как студенческий Татьянин день, о котором в СССР и помину не было. Кроме общенародного 23 февраля, есть еще отдельные праздники ВМФ, ВДВ и прочих родов войск; День Милиции отмечается оглушительным парадным концертом; День Чекиста поскромнее, зато его обыкновенно осеняет своим присутствием президент. День Учителя тоже святой праздник, только что не со слезами на глазах. Про журналистов и говорить нечего – у нас профессиональных праздников то ли пять, то ли семь в году. Крещение с Богоявлением и Ивана Купалу, Курбан-Байрам и Хануку тоже, товарищи, никто не отменял… Вдобавок многие в последние десятилетия с удовольствием отмечают праздники иноземные – Хеллоуин, день св. Валентина и даже почему-то день св. Патрика.
В античной Греции празднества, не исключая даже пьяных Дионисий и Олимпийских игр, носили характер религиозных мистерий. Православная Византия противопоставила этому свой пафос и свой церковный календарь, но многие античные традиции в ней сохранялись еще тысячу лет. «Греки и римляне, как известно, высоко ценили досуг, однако не у всех и не всегда он был, – отмечает филолог-классик Елена Рабинович, – недаром сенатором Брутом восхищались среди прочего потому, что даже во время войны он находил время читать, писать и осматривать достопримечательности. Древние, таким образом, сформировали концепцию досуга и культуру досуга, но не сакрализовали его, ибо не сделали и не могли сделать общеобязательным… Общеобязательными были городские и государственные праздники, но у них имелся строгий протокол, а смысл досуга как раз и состоит в отсутствии протокола – в произвольности выбора занятий и развлечений, у кого-то «благородных», у кого-то пошлых, но у всякого на свой вкус. Между тем как в Афинах, например, даже посещение театра было протокольной частью Дионисий». В Византии эта тенденция еще усугубилась, потому что праздники по большей части были каноническими и строго регламентированными, а с государственным благочестием шутки плохи. 
«Подобная ситуация в том или ином виде сохранялась до середины ХХ века, – продолжает Елена Рабинович, – пока в цивилизованных странах рост доходов, урбанизация, контроль над длительностью рабочего дня и прочие составляющие всеобщего благоденствия не подарили досуг всем поголовно, тем самым сделав его обязательным для основных масс населения, прежде веселившихся на праздниках и отдыхавших во сне, а теперь после шести вечера обязанных смотреть телевизор, – кстати, тогда же стал доступен и сам телевизор».          
Вот регламентации праздничного досуга, то есть этого самого протокола, на мой вкус, нынешним отечественным праздникам остро не хватает. Фейерверков нынче стало больше, это да, это никто не спорит, но смысла в празднествах от этого не прибавилось. Церковь пока мало чем может помочь – даже те, кто считает себя верующими, в большинстве попадают в храм раз в год на Пасху. Из языческих празднеств у нас лучше всего сохранилась Масленица, да и та свелась к поеданию блинов; оплаченные скоморохи с гармошками в нынешнем году резвились разве что в день выборов у избирательных участков, а к Масленице почему-то выдохлись. Не только в Бразилии или Венеции, но даже в чопорной какой-нибудь Швейцарии оно все-таки как-то поживее выходит…
Из профессиональных праздников самые непринужденные у нас теперь День пограничника и День ВДВ – именно поэтому они так раздражают посторонних; веселье в эти дни достаточно массовое и абсолютно спонтанное – и его никак не загонишь в рамки (хотя античные сатурналии или средневековые карнавалы тоже не надо идеализировать). Зато День Театра или День Музеев остаются праздниками узкоцеховыми – даром что и некоторые театры нынче пытаются вернуться к площадным представлениям, и многие музеи устраивают «ночи открытых дверей».
В этом смысле больше похоже на Византию было все-таки при советской власти: 1 мая и 7 ноября – обязательные демонстрации, 9 мая – обязательный парад с салютом, плюс непременные торжественные заседания и строго регламентированные телеконцерты, плюс фильм «Офицеры» на 23 февраля, плюс Елка в Кремле…
Нынче не то, что давеча, и в праздники, которые с Нового года по Великий пост идут косяками, не знаешь, чем и заняться. Пьянствовать и чревоугодничать здоровья не хватает – в застолье уже через час становится скучно. Путешествовать все-таки лучше в будни – и билеты дешевле, и ажиотажа меньше. В театры и музеи я по роду занятий давно уже хожу как на службу, да к тому же премьеры и открытия выставок обыкновенно случаются не в праздники, а накануне. Одна забава – отдав непременные визиты или приняв гостей, добраться наконец до компьютера и с удовольствием, без спешки поработать…
Впрочем, это не только моя проблема. Как изящно выражается та же филолог-классик, «досуги небогатых горожан, то есть абсолютного большинства населения, довольно однообразны – отсюда известная проблема «организации молодежного досуга», чтобы ватаги скучающих подростков не искали беззаконных развлечений». Ну это еще у Даля сказано, что праздность мать пороков… Однако и у просвещенной публики, которая не удосужилась на праздники добраться до горнолыжного курорта или улететь в теплые края, положение немногим не лучше – в особенности зимой, и в особенности у нас в Сибири.
Между прочим, весь наш пресловутый гламур оказался удивительно неэффективным по части создания мифологии досуга. Скажем, моду на теннис или на горные лыжи сформировали не ТВ и не глянцевые журналы – они лишь поучаствовали в ее распространении. Светская хроника и реклама всякого рода клубных вечеринок в гламурных журналах выглядит бессмысленной, бессвязной и докучной. Пиар всякого рода путешествий, за редким исключением, тоже. О ресторанной критике, по крайней мере в провинции, всерьез говорить не приходится. И в целом у нас в моде не тренды, а отдельные сиятельные личности – да и те уже изрядно в зубах навязли.
На самом деле проблема наших праздников – это проблема молодого государства с невнятной идеологией. Стоит разъяснить народу, что и как в конкретный красный день календаря полагается праздновать – и многие найдут в этом пользу и удовольствие. Стоит придумать самые немудрящие обряды и ритуалы – и они в самом скором времени начнут обрастать доморощенными традициями. Советские праздники ведь прижились довольно быстро – но только потому, что ими целенаправленно занимались.
Не грех и оглянуться вокруг себя. На Западе, довольно далеко отошедшем от религиозных традиций, имеется изрядный опыт организации всякого рода светских праздников: фестивалей искусств, костюмированных шествий, маскарадов или балов, у американцев – даже новых национальных праздников типа негритянской Кванзы; но Запад, как известно, нам теперь не указ. На Востоке гораздо лучше укоренены праздники религиозного и фольклорного типа; но чужой фольклор заимствовать бессмысленно, а чужую религию даже и небезопасно… Надо будет еще почитать про Византию, хотя надежды, по правде говоря, мало.         

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят
[27 марта] Первый в «Русале» ЦОД запущен на НкАЗе

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко