-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 18.03.2008

Гармония шведского художника

 Для ищущих в искусстве покоя и наслаждения счастьем повседневности издатели немецкого «Taschen» и русского «Арт-Родника» предложили богато иллюстрированную, отпечатанную в Германии книгу Ренаты Пьювогель (Renate Puvogel) «Ларссон». На титульном листе уточнение: «Карл Ларссон: Рисунки и акварели. 1853 – 1919».
 
Мир художника в его работах, выполненных с натуры, по-настоящему полон неги покоя. Это и есть его своеобразный дневник живописца, в котором мастер упивается счастьем и радостью, сопровождающими его с 1885 года, когда ему исполнилось 32 года. До того было многотрудное детство, лишения юности, препоны периода становления (однажды только чудо спасло его от самоубийства из-за нищеты и беспросветности). Ларссон родился в Стокгольме, в раннем детстве он с братом и матерью был выселен из дома. Жалкий кров на замену найти удалось, о нём позднее художник рассказал в биографическом рассказе «Обо мне» следующее: «…в каждой комнате жило по три семьи; среди нищеты, отбросов и греха там прозябали выброшенные на обочину жизни порочные тела и души. Это был настоящий рассадник холеры». В 1866 году из этой клоаки действительно выползла холера.
А в стране эпидемии и неурожаи терзали людей, в течение пяти  особо тяжких лет в Америку эмигрировало более 100 тысяч шведов. Квартал, где обитали и выживали Ларссоны в 1890 году, снесли  в столице одним из первых. Художник вспоминал о годах выживания в этом месте: «Это был ад на Земле! Голод был лишь малой толикой наших бед – мы привыкли довольствоваться тем, что имели… зачастую мы не имели ничего… Кругом бушевал туберкулез, мы были свидетелями кровавых драк, жили среди проституток, обслуживавших убийц и воров».
Отец нанимался кочегаром на корабли, ходившие в другие страны, работал поденщиком, носильщиком. От унижения бедностью  срывал гнев на сыне, кричал: «Будь проклят тот день, когда ты появился на свет».  Мать зарабатывала стиркой белья. Мальчишка хватался за любую оплачиваемую работу: таскал воду, разносил белье – каждая из заработанных  монет позволяла купить хоть какую-то еду.
Юному Карлу повезло в том, что дед по материнской линии был художником. Гены, в конце концов, сделали свое дело: ещё ребенком начал вырезать силуэты людей и вещей из картинок в книгах – испортил отцовскую библиотеку. Позднее рисовал четкие и ясные контуры фигур и объектов. Повезло и на учителя  в школе для бедных, который дал рекомендации 13-летнему мальчишке в начальный класс Стокгольмской Академии художеств. Юный талант заметили, Карл поступает на курс классического искусства, и уже через три года начинает публиковать рисунки и карикатуры в газетах. Появились небольшие деньги.
В 1877 году едет в Париж. Там открывает для себя акварель. Акварельная живопись отныне становится главной в его творчестве. Этим и застолбил себе место в истории искусства, выделяясь среди прочих каким-то волшебным светом и чистым цветом, растворявшимся в атмосфере. Его основная тема: прославление человека, его жизни в гармонии с природой и самим собой. При этом работы Ларссона реалистичны, но восприятие природы на них романтически-поэтическое.
Так получилось, что художник очень мало известен в России, хотя его слава в Швеции устойчива в течение века с четвертью. В его  графических работах сочетаются мотивы разных эпох, используются принципы символизма, японской живописи, стиля ар нуво, классического искусства. Если внимательно всмотреться в акварели Ларссона, можно перекинуть мостик к его учителям: это и француз Домье, и апокалиптичный, крепкий в рисунке Босх, и чувственно сексуальный Шиле, и изысканные английские прерафаэлиты. Художник активно занимается книжным иллюстрированием, выполняет настенные росписи в Национальном музее в Стокгольме, Стокгольмском оперном театре, разнообразных школах.
Его современники Андерс Цорн и Эдвард Мунк получили мировую славу, отражая в творчестве северный «сумрачный гений». Ларссон же в противовес им идеализирует обыденное, с завидной регулярностью снова и снова поэтизирует в своих акварельных альбомах, регулярно издаваемых, повседневную жизнь шведского дома с её тихими радостями. Главное в его жизни и работах – гармония, царящая в душе художника, воспитывающего семерых детей в счастливом браке. Но и тонкий скандинавский юмор, сочетающийся с благополучием, что придает его творчеству неповторимый оттенок, привлекает любителей.
Уникален стиль объемной серии рисунков Ларссона, к которым он пишет сопроводительный текст, Впрочем, что касается пространных подписей, то здесь швед наследует приемы некоторых  известных художников, достаточно вспомнить Павла Федотова – русского реалистического живописца. Ларссон запросто  вписался в современный ему стиль ар нуво с его декоративностью и изысканностью. Опять-таки в русском искусстве легко находятся параллели шведу: известные «мирискусники» Бенуа, Лансере и другие, если не родные братья в живописи Ларссону, то весьма близкие родственники. Тем не менее, сам художник позднее дистанцировался от модернистских поисков, активно провозглашая твердые реалистические основы собственного творчества.
…За два дня до смерти – 22 января 1919 года – окончил фреску «Жертвоприношение в день зимнего солнцестояния» (непрекращающиеся споры о ней отравляли ему работу в течение многих лет) в Национальном музее, в которой подвел итоги жизни со всеми её темными и светлыми сторонами. Свои мемуары «Обо мне» также завершил буквально накануне дня ухода из жизни.
Его акварели, обильно представленные в книжке, при внимательном рассматривании оставляют светлое настроение и  элегическую грусть о том, что всё в жизни так быстро заканчивается.
 
Валерий Плющев       

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко