-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 19.05.2016

Елена Латышенко: «Бизнесу должно быть комфортно»

 Елена ЛАТЫШЕНКО, уполномоченноый по защите прав предпринимателей в Кемеровской областиБольшее полутора лет прошло с памятного декабря 2014 года, когда было обнародовано Послание Президента РФ Владимира Путина, получившее название «Послания экономической свободы» за прозвучавший в нём целый ряд глобальных мер по поддержке и развитию предпринимательства. Взятый курс на либерализацию экономики вызвал у предпринимательской общественности волну «осторожного» оптимизма. С тех пор произошло много событий, как говорится «хороших и разных», причём, «разных» оказалось больше. Как сегодня чувствует себя малый и средний бизнес, каковы его перспективы развития, потенциал и возможности – об этом «Авант-ПАРТНЕР» попросил рассказать уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елену ЛАТЫШЕНКО.
 
– Вопрос исторический. Сейчас часто вспоминают НЭП, когда частный бизнес фактически спас страну от экономической катастрофы. С точки зрения потенциала – способен ли сегодняшний российский малый и средний бизнес сыграть столь же весомую роль в экономике страны?
– Потенциально – может. Но чтобы это случилось, для малого бизнеса, который работает в основном в муниципальных образованиях, должны создаваться условия на уровне муниципалитетов. Но мы видим, что степень заинтересованности в развитии предпринимательства со стороны муниципалитетов, мягко говоря, разная и всецело зависит от глав и их команд, от их понимания, что это и есть реальная возможность не выживать, а развиваться. Увы, очень часто приходиться сталкиваться с мнением, что инвестор – это обязательно некий крупный проект с сотнями миллионов вложений. Не все понимают, что на территории каждый, способный вложить хоть рубль, даже самозанятый – это есть инвестор, поскольку он инвестирует в себя, в своё рабочее место и уже не будет обращаться за пособием. Не говоря уже о тех, кто создают ещё несколько рабочих мест с «белой» зарплатой, оказывают услуги и производят продукты, а также и формируют налоговую базу. Прохладное отношение к предпринимателям некоторых муниципалитетов пытаются оправдать их экономической незаинтересованность. Но давайте посмотрим предметно: налоги патента полностью идут в бюджет муниципального образования, большая часть от налогов ЕНВД и упрощенной системы, а также значительная часть от НДФЛ – тоже. Ещё один источник пополнения муниципального бюджета благодаря предпринимательству – земельный налог. Так что нельзя говорить о полной экономической незаинтересованности. Дело в другом – в необходимости сложной кропотливой работы для создания комфортных условий для бизнеса, чтобы ему было выгодно, удобно и спокойно работать на конкретной территории.
 
– И вопрос философский. Несколько лет назад малое предпринимательство называли бизнесом с «затянувшимся взрослением». По вашим наблюдениям, за последние годы, в том числе и благодаря многочисленным мерам поддержки изменился ли статус малого бизнеса – вышел ли он из вечного «подросткового» возраста?
– Мы действительно наблюдаем, что у нас нет значительной динамики прироста средних предприятий – малый бизнес практически не переходит в стадию среднего бизнеса. Но здесь возникает вопрос: нужно ли это ему, всякий ли малый бизнес ставит перед собой такую задачу? Не случайно появились и выделились в особое направление такие категории, как микропредприятия, самозанятые, как особая категория людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, однако, трудно представить, что эти категории предпринимателей или индивидуальные предприниматели без наёмных работников будут стремиться к расширению бизнеса – не всем это нужно. Но создавать условия, для того, чтобы наиболее перспективные малые компании, особенно, производственные, инновационные, становились средними, то есть, вошли в ту категорию, в которой экономика заинтересована в большей степени, которые создают и большую добавочную стоимость и более высокотехнологичные рабочие места, где более высокая зарплата, необходимо. Пока что в среднем по России в целом, и в Кемеровской области в частности, таких предприятий, согласно статистике – доли процентов.
Стоит отметить, что и меры поддержки сейчас в основном рассчитаны на начинающих предпринимателей, но с другой стороны, для среднего бизнеса старт не всегда начинается с создания малого предприятия – и тут нужны свои меры поддержки, ими занимаются институты развития. Кстати, хотелось ещё раз обратить внимание предпринимателей, что и средние предприятия, и «малыши» могут найти для себя интересную информацию на портале keminvest.ru, где аккумулированы меры поддержки для разных категорий бизнеса.
 
 
Показатели работы субъектов малого предпринимательства за 2013 - 2015 годы1
 
Годы
Количество малых предприятий
 
Количество индиви-
дуальных предпри-нимателей, тыс.чел.
Оборот (МП,ИП) всего
млрд.руб.
всего,
тыс. ед.
в том числе
малые
предприятия
микро-предприятия
2012
 
33,5
3,7
29,8
59,5
456,4
2013
 
33,6
3,5
30,1
51,5
467,4
2014
 
33,81
3,16
30,65
50,9
445,43
2015*
34,31
3,30
31,01
51,6
501,12
 
*оценка
– С решения каких наиболее серьёзных проблем вам, как уполномоченному по защите прав предпринимателей, пришлось начинать работу? Изменился ли список системных проблем сейчас?
– Первое обращение ко мне, как к уполномоченному, было связано с исчислением налога на землю исходя из кадастровой стоимости – предприниматель оспорил в суде кадастровую стоимость земельного участка, но согласно действовавшему тогда закону, должен был платить несправедливый с его точки зрения земельный налог до начала следующего налогового периода, то есть ещё целый год. К слову, в тот период существовала система, когда собственник не знал, что происходит с его земельным участком – о планах его оценки или переоценки, и в итоге оказывался перед свершившимся фактом. Это и была как раз системная проблема, то есть та, которая касалась не только одной нашей области, и предложения о её решении поступали из целого ряда регионов. Федеральный аппарат подключился к этой работе, и сейчас мы видим результат: решение суда вступает в силу с 1 января того налогового периода, когда заявитель подал заявление об оспаривании кадастровой стоимости. Кроме того, сейчас проект отчёта о кадастровой стоимости обязательно публикуется на сайте Росреестра. В то же время мы понимаем, что данная проблема далека от полного разрешения и сейчас мы подготовили очередную порцию изменений и предложений по кадастровой оценке и направили в федеральный аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей. Также мы направили предложения (и их уже приняли в федеральном аппарате), связанные с формированием тарифов на электроэнергию – с этой проблемой столкнулось очень большое количество предпринимателей, было очень большое количество обращений по поводу повышения тарифов на электроэнергию. Неизменно сложной остается тема по контрольно-надзорной деятельности, даже, несмотря на значительные прорывы, в том числе введение Единого реестра плановых проверок и надзорные каникулы, благодаря которым многие предприниматели уже имели возможность исключить свое предприятие из списка проверок, обратившись в контрольный орган и приложив соответствующие документы. Стоит отметить, что контрольно-надзорная деятельность и земельно-имущественные отношения, связанные в основном с деятельностью муниципалитетов (незаконные отказы от договоров аренд, отказы от предоставлений земельных участков и т.д.) – сейчас самые болезненные сферы для предпринимательства, периодически они уступают друг другу лидерство, но позиций своих не сдают.
 
 
За последние два года в Кемеровской области создано более 5 тысяч новых малых предприятий (ИП – 4083; средние и малые предприятия – 920) и более 9 тысяч новых рабочих мест (ИП – 5132; средние и малые предприятия – 3174). Действуют региональная и 34 муниципальных программ поддержки малого бизнеса1.
– Вами, как уполномоченным по защите прав предпринимателей, были заключены целый ряд договоров о сотрудничестве с целым рядом ведомств, в том числе и налоговой службой. Насколько эффективно работа в рамках этих соглашений оказывает влияние на развитие малого предпринимательства, на решение проблем отдельных предпринимателей?
– У нас «пустых», формальных соглашений нет ни с одним ведомством, хотя даже формальный документ – свидетельство готовности к сотрудничеству. Особенно действенна совместная работа при рассмотрении обращений и жалоб предпринимателей. Партнёр, с которым наиболее эффективно сотрудничаем – прокуратура Кемеровской области. В каждом втором успешном деле в процессе рассмотрения обращений предпринимателей и восстановления их прав результат достигнут при участии прокуратуры. Также сотрудничество с прокуратурой выражается в участии в оценке регулирующего воздействия (ОРВ), а именно, в анализе нормативно-правовой базе, которая регулирует предпринимательскую деятельность, как на территории Кемеровской области, так и на уровне муниципальных образований. В прошлом году по городу Кемерово запускалась процедура ОРВ и, поскольку шёл этот процесс с трудом, некоторые нормативные акты, которые не прошли оценку регулирующего воздействия, приходилось отменять при участии прокуратуры. Также мы активно сотрудничаем и с общественными бизнес-объединениями – это и обратная связь с бизнесом, и возможность проведения дискуссий, обсуждений, опросов предпринимателей. Активно работаем с Антимонопольной службой, именно с этим ведомством мы продумывали регламент предоставления преференций малому предпринимательству при предоставлении муниципального и государственного имущества. Такой порядок предусмотрен, но не все о нем знают, и не всегда органы местного самоуправления спешат этой информацией поделиться. Предложение легло в основу проекта дорожной карты по развитию конкуренции в Кемеровской области. А самая первая структура, с которой мы заключили соглашение – Управление МЧС России по Кемеровской области. Сейчас специалисты ведомства выходят с новой инициативой: поскольку у малого бизнеса сейчас надзорные каникулы, а противопожарную безопасность соблюдать надо, чтобы снизить риски руководители малых предприятий могут обратиться с письменным заявлением о получении бесплатной консультации по обеспечению пожарной безопасности. То есть специалисты МЧС готовы выходить на места, осматривать объекты и рассказывать, что нужно сделать, но, не применяя при этом ни наказания, ни штрафы.
 
В 2015 году новой мерой поддержки индивидуальных предпринимателей, (впервые зарегистрированных и применяющих упрощенную и патентную систему налогообложения, в соответствии с законом Кемеровской области от 06.05.2015 N 32-ОЗ) стало установление налоговой ставки в размере 0 процентов. Данный закон действует до 2021 года.
Кроме этого, в Кузбассе законом Кемеровской области от 25.11.2015 N108-ОЗ для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, снизили налоговую ставку
с 6% до 3%. Мера направлена на товаропроизводителей по 18 видам деятельности1.
– Достаточно активно растёт количество обращений к уполномоченному – ещё полгода назад их было 300, а сейчас, согласно последним данным – 400. С чем чаще всего обращаются предприниматели? И с чем связан рост активности обращений?
– Действительно, рост количества обращений в прошлом году по сравнению с 2014 годом составил 52%. Связано это с целым рядом причин – с тем, что о нас появилось больше информации, более активно стали работать общественные представители, открылись общественные приёмные в муниципальных образованиях. Свою роль сыграл рост доверия к институту уполномоченного.
Все обращения можно разделить на две неравные части: абсолютное большинство обращений административного характера и значительно меньшее количество обращений, связанных с уголовным преследованием предпринимателей. В прошлом, 2015 году таких было всего 7 (столько же поступило и в 2014 году). Анализ поступивших обращений показывает, что, несмотря на все меры по снижению административного давления, больше всего проблем связано с проведением проверок – количество таких обращений выросло в два раза по сравнению с 2014 годом. Среди заявленных предпринимателями нарушений можно выделить обоснованность проведения проверок, нарушения процедур проведения проверок и несогласие с результатами проведения проверок, соразмерность штрафов. Второе место по числу поступивших жалоб занимают обращения в сфере «Имущественных отношений» (20%). В качестве основной проблемы в этой сфере продолжает оставаться необоснованное воспрепятствование в пользовании имуществом, находящимся как в собственности, так и в аренде.
Следующей по количеству полученных обращений является сфера – «Оказание государственных и муниципальных услуг» (17%). При этом количество обращений по данной проблеме увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом. В рамках данной группы обращений можно выделить следующие проблемы: необоснованные отказы в предоставлении муниципального имущества, в т.ч. отказ в продлении сроков пользования имуществом (земельные участки, здания, строения, помещения), нарушение порядка рассмотрения обращения граждан, ограничение права на льготную приватизацию и т.д.
Отдельно хотелось бы выделить проблемы, связанные с тарифным регулированием (5%), выражающиеся в резком росте стоимости электроэнергии для субъектов предпринимательской деятельности во втором полугодии 2015 года.
И ещё один нюанс. Наибольшее количество обращений (43%) поступило от предпринимателей города Кемерово. Это объясняется наилучшей информированностью предпринимателей в столице Кузбасса, а также тем, что в Кемерово созданы и работают 3 общественные приёмные уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области.
 
– Недавно вы говорили об обострившейся межрегиональной борьбе за инвестора. Насколько Кузбасс конкурентоспособен в такой борьбе?
– Впервые оценка инвестиционного климата была проведена в рамках проведения Национального рейтинга, когда Кузбасс занял первое место по Сибирскому федеральному округу и 21 в общенациональном рейтинге. Оценку давал сам бизнес – технология рейтингования на 75% строится на основе опросов конкретных кузбасских предпринимателей (причём, опрос проводил ВЦИОМ, то есть подтасовка результатов невозможна), и на 25% – на основе статистических данных. Хочу отметить, что некоторые наши соседи были несколько обескуражены своими результатами, когда обнаружилось, что, несмотря на высокие цифры привлечения инвестиций, они по инвестиционной привлекательности оказались в аутсайдерах – бизнесу оказалось некомфортно работать в этих регионах. Наш результат оказался достаточно высоким, но, чтобы оставаться в лидерах и решить задачу, поставленную губернатором области – войти в десятку – нужно приложить много усилий.

В 2015 году внесены изменения в Закон Кемеровской области «О градостроительной деятельности», которые ввели новые случаи, при которых для строительства объектов не требуется получение разрешения на строительство, что позволило упростить и ускорить процедуру строительства объектов инженерной инфраструктуры, способствовать снятию административных барьеров при осуществлении разрешительных процедур, препятствующих развитию предпринимательства и конкуренции в сфере строительства1.
– Получается, что сам бизнес высоко оценивает инвестиционную привлекательность Кузбасса. А как же тогда объяснить факт миграции кузбасских компаний в соседние регионы?
– Думаю, что в первую очередь негативным информационным фоном. Действительно, такое явление, как миграция бизнеса есть, но оно существует не только в Кузбассе, но и в других субъектах СФО. Согласно данным, которые предоставило УФНС по Кемеровской области, из 100 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Кемеровской области на конец 2015 года, 653 поменяли прописку. При этом с точки зрения структуры мигрирующих фирм по данным опять-таки налоговой службы, только 5% из общего количества мигрировали из-за проведения контрольно-надзорных мероприятий, а 50% – так называемые «фирмы-однодневки». Конечно, мы боремся за каждую компанию, даже те, которые составляют 5%, не должны уходить из региона, ведь это могут быть те самые средние предприятия – производственные, инновационные, прорывные, которые так нужны экономике. Между прочим, когда я общалась со своими коллегами из некоторых регионов, пытаясь выяснить, что за замечательные условия создаются там бизнесу, мне отвечали, что напротив, предприниматели, иногда целыми группами, «уходят» из этих регионов и регистрируются в Кузбассе. Безусловно, мы будем и дальше заниматься темой миграции, поскольку негативный информационный фон, даже не подтвержденный конкретными фактами, может «обнулить» все наши усилия по созданию привлекательного инвестиционного климата. Но с другой стороны, предприниматели должны понимать, что ситуация меняется, причём, меняется стремительно, и налоговая (к ней больше всего претензий) уже не та, что в 90-х. Сейчас она становится супер-службой, контролирующей все или почти все финансовые операции и постоянно повышающей эффективность своей работы, Бизнесу нужно привыкнуть к мысли о том, что он должен быть прозрачным и должен работать в правовом поле.
 
– Примерно год тому назад была утверждена Дорожная карта по внедрению лучших практик Национального рейтинга. Что можно сказать о результатах этой работы сейчас?
– Работа ведётся очень активно. Без ложной скромности могу сказать, что наш проектный офис по внедрению лучших практик Национального рейтинга – один из лучших. Кстати, забегая вперед, хочу сообщить, что скоро Агентство стратегических инициатив будет запускать марафон проектных офисов, который будет демонстрировать активность органов власти в конкретном субъекте по улучшению показателей, особенно, тех, которые были признаны по итогам Национального рейтинга не лучшими. Именно им в Дорожной карте уделяется особое внимание. Один из них для нашего региона – административное давление. Об остроте этой проблемы говорят и опросы предпринимательской общественности: количество плановых проверок снижается, а внеплановых растёт, причём, не всегда это инициатива именно контрольно-надзорных органов, зачастую это один из приёмов недобросовестной конкуренции, применяемой самим бизнесом. Это достаточно серьёзная и требующая внимания проблема, и сейчас в рамках проектного офиса мы будет создавать рабочую группу по снижению административного давления. Ещё одна проблема, которая решается в данный момент – подключение к электросетям. Буквально на днях этот вопрос обсуждался в ходе видеоконференции, инициированной нашим проектным офисом.
К сожалению, не все положительные изменения в правилах регулирования происходят так быстро, как хотелось, и как привык бизнес, поэтому и определенный негатив – предприниматели не могут понять, почему так долго принимается то или иное решение.
 
– Малое предпринимательство очень многолико. Какая из сфер малого предпринимательства, по вашим наблюдениям, более всего нуждается в поддержке? Какие меры поддержки существуют для «самых маленьких» – микробизнеса и самозанятых?
– Что касается микробизнеса, то в первую очередь – это гранты муниципальных образований. Но, мы обращаем внимание на то, что в некоторых (подчеркиваю, далеко не во всех) муниципальных образованиях муниципальные программы носят формальный характер. Объясняют такую позицию обычно сложностями в бюджете, в то время как это и есть возможность привлечь на реализацию программ по грантам и субсидиям деньги и из регионального, и из федерального бюджетов, причём на самых выгодных условиях софинансирования. А есть территории, у которых принципиально другая позиция по развитию предпринимательства: они готовы поддерживать любое направление. В качестве примера могу привести Калтанский городской округ. В данном случае это влияние человеческого фактора – локомотивом продвижения предпринимательства в территории стала заместитель главы Калтанского городского округа Алла Горшкова. Не могут сказать, что у них самая благополучная ситуация с бюджетом, просто человек болеет душой за своё дело. Это как раз пример того, как можно относиться к малому бизнесу.
А из сфер бизнеса, которым, на мой взгляд, нужна поддержка, в первую очередь хотелось бы назвать производителей, потому что им сегодня особенно сложно. Но также хочу назвать и социальное предпринимательство – принятый закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» говорит о том, что государство хочет большей активности бизнеса в сфере, где раньше приоритет был у государственных услуг. К ним, кстати, можно отнести медицинские и образовательные услуги. Но, приглашая предпринимателей в эту сферу, нужно оказывать им соответствующую помощь. Хотя бизнес нужен всякий.
И ещё немного философии. Не раз приходится выслушивать мнение о том, что бизнес поддерживать не стоит, он должен выживать сам, иначе получаются не предприниматели, а «грантоежки». Но мировая практика свидетельствует о другом. Программы поддержки предпринимательства есть, например, в такой развитой стране, как Германия. Причём, здесь действует целый комплекс мер, начиная от финансовой и консалтинговой до создания кластеров. Эти программы работают, поскольку они доказали свою эффективность и необходимость.
 
– Совместно с Группой изданий «Авант» вы уже второй год проводите встречи с предпринимателями. На ваш взгляд, насколько полезны такие мероприятия?
– Думаю, что в первую очередь такие встречи должны оценивать предприниматели, но, судя по тому, что интерес к ним у бизнеса не теряется, хочется верить, что они для них полезны. А для нас они важны, в первую очередь потому, что обеспечивают доверие к власти (что сегодня необходимо), а также дают возможность общаться и видеть друг друга – представителей органов власти, тех, кто регулирует правила ведения предпринимательской деятельности, и предпринимателей, тех, кто играет по этим правилам. Встречаться и обсуждать эти правила игры – насколько они адекватны, справедливы – необходимо. Во время таких встреч есть возможность снимать негативный информационный фон, который нередко создается из мифов, а предпринимателям узнавать из первых уст необходимую информацию. Ситуация в мире, в том числе и экономическая ситуация меняется очень быстро, поэтому, чтобы принимать правильные решения бизнесу и власти нужно быть в постоянном партнёрском и конструктивном диалоге.
 
– И в конце о настроении предпринимательской общественности. По итогам опроса, в рамках подготовки доклада о результатах деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области за 2015 год, 64,0% участников опроса оценили условия ведения бизнеса в Кузбассе как удовлетворительные (в 2014 г. 67,3%); 58% участников считают, что ситуация не ухудшится (в 2014 г. 51%). То есть оптимизма нашему бизнесу не занимать. А чего не хватает нашим предпринимателям?
– Информации и умения профессионально работать с информацией. К сожалению, нередко предприниматели не знают ни своих полномочий, ни прав, ни форм защиты своих прав, пользуются слухами, не проверяя их и не прибегая к достоверным источникам информации. Это многолетний бич предпринимательства. Меняются форматы, появляются новые ресурсы, но мы видим, что ситуация не меняется. Нужно учиться работать с информацией, те, кто умеет это делать, у них проблем гораздо меньше. Так что рекомендуем предпринимателям при планировании своей деятельности и принятии решений, руководствоваться не только короткими новостями, но и обращаться к нормативной базе, привлекать специалистов и компетентные организации, в структуры, специально созданные для помощи им, в том числе и к нам, чтобы получать актуальную и достоверную информацию.

Подготовила Светлана Платоненко
 
1Ежегодный доклад о результатах деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области за 2015 год с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в Кемеровской области и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности, Кемерово – 2016 г.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко