-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 23.06.2016

Откровенно о грузоперевозках

 
В последние годы законодательство, регулирующее грузовые перевозки в стране, претерпевает масштабные изменения. Причём происходит это в очень быстром темпе. С одной стороны, перемены назрели давно и, действительно, в этой сфере пора всё кардинально менять. С другой, на фоне общего спада экономики новые условия и запреты, увеличенные штрафы разоряют не только перевозчиков, но и представителей сопутствующих им отраслей.

Все эти проблемы Группа изданий «Авант» совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей Кемеровской области – Еленой Латышенко, представителями бизнеса и контролирующих органов обсудила 8 июня 2016 года, в рамках XXIII-й Международной выставки «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке на встрече: «Бизнес и власть: лицом к лицу – откровенный разговор».

Что беспокоит перевозчиков?

На заседании в форме «круглого стола» предприниматели – грузоперевозчики получили уникальную возможность напрямую задать вопросы начальнику Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Вадиму Короткевичу и начальнику отдела технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Артему Андриянову. Наболевших вопросов было много, и обсуждение прошло бурно.

Вадим Короткевич обозначил самые актуальные проблемы грузоперевозчиков, первая из них – тахографический контроль. «Вопрос этот старый, но получил сегодня новое развитие, – сказал он. – С 1 июля 2016 года вступают в силу ограничения, установленные приказами Минтранса № 36 и № 273, согласно которым аналоговые (так называемые – «шайбовые») тахографы выводятся из эксплуатации. С одной стороны, нам важен сам факт соблюдения режима труда и отдыха. Какими приборами это будет реализовано, не должно иметь значения, но аналоговые тахографы позволяют вносить изменения в показания. А цифровые приборы защищены блоками шифрования информации и, соответственно, они более качественные. Многие перевозчики упустили этот момент и теперь в пожарном порядке устраняют несоответствие, ведь с 1 июля будет действовать и более ужесточенная система контроля».

Вторая проблема, по словам Вадима Короткевича, в последнее время немного позабылась перевозчиками, но скоро опять станет для них актуальной. Речь об использовании системы навигации ГЛОНАСС для мониторинга транспорта, перевозящего опасные грузы. Два года назад приказом Минтранса № 20 Ространснадзору были делегированы полномочия по контролю данного вопроса. Перевозчики были обязаны устанавливать на машины приборы, а операторы – передавать данные навигации в единый региональный центр. Потом приказ был отменён. Операторы продолжили оказывать услуги перевозчикам, но разъединились, и региональная сеть потеряла свою функцию. На сегодняшний день передача данных по перевозке опасных грузов в региональную сеть, практически, не осуществляется. В каждом городе автономно работают свои диспетчерские пункты. Как правило, существующий уровень организации диспетчеризации не обеспечивает передачу данных заказчикам перевозок, в администрации муниципальных образований, по территории которых эти перевозки осуществляются, и оперативные службы. То есть система навигации на транспорте есть, но экономического результата в части организационных моментов по контролю за такими перевозками от неё нет. В мае 2016 года Областной комиссией по БДД  Управлению поручено приступить к этой работе на новом этапе. Поэтому возврата к вопросу передачи данных в Региональную навигационно-информационную систему области перевозчикам и операторам следует ожидать уже в ближайшее время.

Третья проблема получила актуальность только с 14 июня этого года, когда вступили в силу новые квалификационные требования Минтранса, установленные приказом № 287. В соответствии с новыми требованиями, должностные лица автотранспортных предприятий и организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства, должны иметь образование не ниже средне профессионального. Лица, ответственные за безопасность дорожного движения (БДД), – высшее образование, плюс квалификационная подготовка на уровне дополнительного образования с выдачей дипломов установленного образца.

Четвертый вопрос касается наличия путевой документации. «В связи с тем, что штрафы на юридические лица весьма значительные, мы видим картину, когда большая часть водителей и частных перевозчиков, либо не предъявляет путевые листы, либо их не имеет вообще, – отметил Вадим Короткевич. – Причём, если ранее 10% водителей не имели путевых листов, то сейчас это значение доходит до 90%. Большинство маскируется под нелегальных перевозчиков. Но, отсутствие путевых листов идет в разрез с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ, в который недавно внесены изменения, и теперь ответственность владельца транспорта за  обеспечение проведения предрейсового медосмотра и техосмотра возросла. За отсутствие путевого листа и необходимых отметок в нем теперь могут вынести штраф не 500 рублей, как раньше, а 5 тыс. рублей».

Следующая проблема – весовой контроль. По словам представителя Ространснадзора, за пять месяцев 2016 года на пунктах весового контроля в Юрге и в Кемерово наложено штрафов на сумму около 30 млн рублей, из которых взыскано, на сегодня, порядка 15 млн рублей, в том числе порядка 8 млн рублей поступило в бюджет Кемеровской области. Еженедельно на юргинском посту фиксируется порядка 5 случаев перегруза транспортных средств. Для сравнения, ещё год назад только за один день там составлялось по 5-10 протоколов. Такое сокращение выявляемых правонарушений объясняется, в первую очередь, ужесточением законодательства и увеличением штрафа для юрлиц до 400 тыс. рублей.

«Перевозчиков, регулярно выполняющих грузоперевозки, и торговых сетей в списке нарушителей больше нет, – утверждает Вадим Короткевич. – Сейчас нарушителями, в основном, являются полулегальные перевозчики и частные лица, которые не знают законодательства».

Однако, как показала реакция представителей бизнеса в ходе круглого стола, вопрос весового контроля стоит сегодня очень остро, и у предпринимателей к контролирующим органам по этому поводу очень много претензий.
 
Как правильно взвешивать?

По признанию Вадима Короткевича, суды Рудничного и Заводского районов Кемерова, а также Юргинский городской суд буквально завалены жалобами от перевозчиков на постановления инспекторов. Более того, жалобы уже поступают и в областной суд.

«Но, единственное основание, по которому могут отменить наше постановление, если по каким-то причинам окончен срок поверки весов (такое было несколько раз), либо допущены процессуальные нарушения, – отмечает он. –  А по существу взвешивания нарушитель оспорить не может. Поэтому и оплата штрафов большая. Тем более что с 1 января 2016 года законодательство дает возможность в первые 20 дней оплатить всего 50% штрафа».

Таким образом, перевозчики пытаются оспаривать решения инспекторов, но в большинстве случаев всё равно вынуждены платить. В чём же их основные претензии?
 
Первый вопрос от имени предпринимателей, касающийся временных ограничений перевозок в связи с климатическими условиями, задала адвокат Центральной коллегии адвокатов Кемерово Лариса Медведева: «Почему не решается вопрос об организации движения посредством устройства объездов? – спрашивает она. – Например, в Кемерове в такие периоды левый берег фактически отрезан от правого. В связи с этим месяц (пока действуют сезонные ограничения, – «А-П») строительные предприятия несут убытки».

Артем Андриянов пояснил, что «такое решение принимает владелец дороги, в данном случае это администрация Кемерова, с ним можно не соглашаться, но это закон. На следующий период предложено пойти по примеру федеральных трасс, то есть не снижать нагрузки, а повышать штрафные санкции. Например, на период ограничения вносятся изменения, и нагрузка на ось снижается с 10 тонн до 6 тонн. Есть предложение оставить 10 тонн, но, если груз превышает 10 тонн на ось, то размер компенсации за разрушение дорог увеличится в несколько раз. Опыт показывает, что это эффективная мера».

«Мы поддержим обращение к исполняющему обязанности главы города Кемерово, – добавила Елена Латышенко. – Есть информация, что он озабочен строительством моста, хотя это и дорогостоящее мероприятие. Будут искать способы, получить поддержку на федеральном уровне через участие в различных программах…».

«Это проблема не только Кемерова, – заметил Вадим Короткевич. – В основном от перевозчиков поступают предложения, чтобы была централизованная информация об ограничениях, которые вводят органы исполнительной власти в городах России. Каждый муниципалитет вводит ограничения по своему усмотрению, а перевозчик должен иметь возможность планировать свой маршрут, объезжать такие города. Эту проблему решить не так сложно. Достаточно просто создать единую информационную систему, например, на сайте Росавтодора».

Другой вопрос касался самого взвешивания автотранспорта. Задал его директор завода железобетонных изделий (ЗЖБИ) из Кемерова Александр Мякишев: «Согласно характеристике весов, площадка, на которой они установлены, должна быть ровной, когда мы собрались на мосту и вызвали сотрудников ГИБДД с видеокамерами, выяснилось, что отклонение весов составило 7 сантиметров, все быстро уехали, но бетон уже пропал. И такое происходит постоянно». Ему парировал Артем Андриянов словами: «Нигде не указано, какая площадка должна быть. Мы используем её с точки зрения пресечения правонарушения. Главное, чтобы дорога удовлетворяла техническим характеристикам весового оборудования. Но, мы открыты для всех и, если есть проблема на момент взвешивания, звоните в технический отдел  ГИБДД, по каждому случаю разберемся». Он добавил, что в последней декаде июня ГИБДД начинает эксперимент по взвешиванию тяжеловесных грузовиков в автоматическом режиме. Такой метод позволит полностью исключить человеческий фактор в данном процессе. Кроме того, рядом с автоматическими весами будут установлены ещё одни весы, чтобы перевозчик самостоятельно мог проверить достоверность показаний. Постепенно планируется перейти на автоматическое взвешивание на всех постах.

Бурную дискуссию вызвал процесс взвешивания жидких грузов, особенно, когда они находятся в работающем миксере, например, бетона. Вопрос сформулировала Лариса Медведева: «Каким образом учитываются особенности взвешивания жидкого груза с учётом того, что центр массы жидкого груза может изменяться, в том числе и во время движения, что перевозится он специальным транспортным средством, заглушить которое невозможно?».  По утверждению Артема Андриянова, специальных алгоритмов действий в таких случаях законодательством не предусмотрено. Причём, по так называемым «наливникам» (жидкий груз в цистернах) вопрос удалось решить с помощью увеличения времени взвешивания от 1,5 до 2,5 минут (за это время жидкий груз перестает смещаться и равномерно распределяется по емкости). Но, миксер останавливать нельзя, соответственно, бетон в нём постоянно смещает центр тяжести. «Если бы была процедура прописана для взвешивания таких грузов, прописан регламент взвешивания, тогда бы мы его четко выполняли. Надо изменения вносить в федеральное законодательство», – резюмировал начальник отдела технического надзора. «Будем инициировать», – вставила Елена Латышенко.
 
«Платон» в Кузбассе
 
На 1 июня 2016 года в государственной системе «Платон» зарегистрирована 1 тысяча перевозчиков Кемеровской области с общим автопарком в 4 тысячи транспортных средств. Об этом на встрече «Бизнес и власть: лицом к лицу – откровенный разговор» рассказала руководитель обособленного подразделения г. Новокузнецка ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор системы «Платон») Екатерина Карпова.
 
Напомним, что «Платон» – система взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн, действует в России с 15 ноября 2015 года на основании Федеральных законов № 257 от 8 ноября 20017 года и № 68 от 6 апреля 2011 года.
По словам Екатерины Карповой, на сегодняшний день в российской системе «Платон» зарегистрировано 73% от грузовиков, работающих на федеральных дорогах страны, потенциальных пользователей системы «Платон» по примерным подсчетам всего около 1 млн, и более 95% крупных российских перевозчиков с автопарком свыше 50 автомобилей. На 20 июня в Дорожный фонд с помощью системы «Платон» по всей России собрано более 9,5 млрд рублей. Первые средства по решению Правительства РФ уже выделяются на ремонт самых проблемных региональных и муниципальных дорог.
В Сибирском федеральном округе (СФО) прошли регистрацию более 12,5 тысяч перевозчиков с общим автопарком 45,5 тысячи транспортных средств. Из них 35 тысяч (72%) уже получили бортовые устройства. Владельцами транспортных средств оформлено более 210 тысяч маршрутных карт.
В Кузбассе из 4 тысяч зарегистрированных автомобилей бортовыми устройствами обеспечены 65% или 2700 транспортных средств. Грузоперевозчиками области оформлено более 17 тысяч маршрутных карт.
«Единственной конструктивной структурой во взаимодействии бизнеса и власти является Рабочая группа по мониторингу системы при Министерстве транспорта Российской Федерации под руководством  Первого заместителя Министра транспорта РФ Евгения Ивановича Дитриха, – говорит Екатерина Карпова. – Группа практически еженедельно проводит совещания. В нее входят представители бизнеса и ассоциаций. На основе полученных предложений модернизируется система по запросам зарегистрированных перевозчиков, снижены штрафы и введена постоплата».
Именно по результатам обсуждений в Рабочей группе при Минтрансе государство пошло на снижение установленного ранее тарифа на 59% (с 3 рублей 73 копеек до 1 рубля 53 копейки за один километр пройденного пути). Сначала льготный тариф был установлен до 29 февраля этого года, но с 1 марта его продлили и до каких пор пока не известно. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект о вычете из транспортного налога суммы, затраченной перевозчиком на федеральные дороги, он принят уже в первом чтении.
Штраф за движение по федеральным дорогам страны без внесения обязательной платы сегодня составляет 5 тысяч рублей, за повторное нарушение - 10 тысяч рублей, как для иностранных, так и российских перевозчиков. При этом стоит отметить, что системой контроля фиксируются абсолютно все зарегистрированные и незарегистрированные перевозчики и данные передаются в ГИБДД, которая выносит постановления о штрафах. Как рассказала Екатерина Карпова, контроль осуществляется сегодня стационарными и мобильными устройствами. В Кузбассе пока действует только одна система мобильного контроля из 13 в СФО. До конца 2017 года на территории РФ должна быть построена в общей сложности 481 стационарная рамка и сейчас идут соответствующие работы. В Сибири планируется установка 67 таких рамок, из которых 3 – в Кузбассе.
 
Пока все не разорились

На заседании обсуждалось много и других вопросов. По части из них перевозчики находили понимание со стороны контролирующих органов, но были и проблемы, по которым не приходили к консенсусу. Например, по мнению представителей контролирующих органов, превышение нагрузки на ось по результатам весового контроля до 10% ещё можно списывать на технические погрешности и трактовать их в пользу перевозчика, но что выше – явное правонарушение, за которое должно быть наказание.  Перевозчики с этим категорически не согласны. Так, по словам Мякишева, завод железобетонных изделий приобрёл собственные весы для контроля груза. Так вот, разница их показателей с показателями муниципальных весов на посту однажды составила почти в 10 тонн!

Безусловно, в споре рождается истина. Но, сколько можно спорить, тем более что, пока суд да дело, предприятия просто разоряются, что негативно сказывается на поступлениях в бюджет. «Сложившаяся ситуация привела к тому, что  в Кемерове уже три завода закрылись, т.е. около 500 человек оказались на улице, – говорит Александр Мякишев – Мы в этом году уже понесли  около 14 млн рублей убытков. Пока ищем пути разрешения этих вопросов, боюсь, будет поздно. Возможно, наш завод тоже на подходе к закрытию».

Все вопросы и предложения бизнес-омбудсмен обещала зафиксировать и найти способы их решения. Более того, она сообщила, что уже в июле этого года планируется встреча по вопросу грузоперевозок с администрацией города Кемерово. Затем возможно перенесение опыта решения проблем из кузбасской столицы в другие города региона, в первую очередь, в Новокузнецк. «Не  хотелось бы, чтобы из-за попытки государственного регулирования, направленного на то, чтобы сохранить в хорошем качестве дороги и обеспечить безопасность, у нас пострадали отдельные отрасли экономики, которые в принципе своими налогами и должны обеспечивать нормальное функционирование инфраструктуры, – заявила она. – Проблемы зафиксированы, есть понимание, что делать дальше и это только первая наша встреча, будут еще и последующие».

Максим Москвикин
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко