-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 13.10.2016

Своя еда

Пищевая промышленность Кузбасса продолжает увеличивать объёмы производства.  По данным Кемеровостата, индекс промышленного производства по виду деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» за 8 месяцев 2016 года составил 100,8% к соответствующему периоду 2015 года. Объём отгруженных товаров за отчетный период вырос на 2,4% к уровню 2015 года и составил 30,8 млрд рублей. И теперь для местных производителей актуальным становится вопрос реализации произведённой продукции.
 
Кузбасс продуктовый

Согласно данным, предоставленным администрацией Кемеровской области, пищевая и перерабатывающая промышленность региона включает в себя более 10 отраслей и  объединяет 552 действующих организации. Они заняты производством мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, пива, безалкогольных напитков, водки и алкогольных напитков, макарон и кондитерских изделий, выпуском муки, выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий, производством макаронных,  кондитерских изделий. Есть также переработка и консервирование овощей, ягод и дикорастущего сырья, производство комбикормов. В целом только за 2015 год в пищевой отрасли Кузбасса было внедрено более 350 новых видов продукции.

По итогам восьми месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  на 29,2% увеличилось производство сливочного масла, до 2,7 тыс. тонн, рост на 22,7%, показывают производители сыра и творога. Всего за восемь месяцев предприятиями этого направления произведено 3,8 тыс. тонны продукции. Производство цельномолочной продукции за 8 месяцев составило 176,8 тыс. тонн (прирост на 2,3%).

В прошлом году было модернизировано производство детского питания на Кемеровском молочном комбинате – производственные мощности увеличены в 2 раза, с 20 тонн до 40 тонн детского питания в сутки. После реконструкции дополнительно запущено производство творожков для малышей от 6 месяцев. Теперь здесь выпускают продукты для всех регионов Сибири и Дальнего Востока. В Анжеро-Судженске в этом году ООО «Молочная перерабатывающая компания» запустило производство сыров суточной производительности в 600-680 кг, для чего установило оборудование по выпуску твёрдых  и полутвёрдых сыров  по голландской технологии, и в Нидерландах обучила специалиста-сыродела. Сегодня здесь выпускают сыры «Гауда», «Российский», «Витязь.

Лидирующие позиции Кемеровская область занимает среди регионов Сибирского Федерального округа по объёмам производства хлеба и хлебобулочных изделий с долей в 16% и кондитерской продукции с долей в 32%. Производство кондитерских изделий  с 2000 года возросло в 2,9 раза и в 2015 году составило более 138 тыс. тонн.  Лидер в данном производстве ООО «КДВ Яшкино», на долю которого приходится более 95% произведённых в регионе кондитерских изделий. Это вафельная продукция, сиропная вафля, пряники, крекеры, печенье и т.д.

За последний год в Кузбассе на 55% выросло производство муки, на 60% – круп, на 11,8% – безалкагольных напитков, на 18,2% – кваса. Производство водочной продукции увеличилось на 25,9%, пива – на 26,8%. Сегодня в мясоперерабатывающей отрасли Кузбасса действуют около 80 предприятий. За восемь 2016 года месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство  мяса и субпродуктов увеличилось на 0,6%, до 31,19 тыс. тонн, мясных полуфабрикатов на 10,9%, до 11,16 тыс. тонн. 

В Новокузнецке  запущен новый цех по производству рыбной продукции. Предприятие производит пресервы, рыбу холодного и горячего копчения, слабосоленую и вяленую. А также планируется запустить третью очередь, цех по производству белково-кормовой смеси (рыбная мука) из отходов собственного производства для корма сельскохозяйственных животных, тем самым создается производство замкнутого цикла.

Плодоовощных консервов в Кузбассе в этом году выпустили на 53% больше, чем годом ранее. Осинниковское ООО «Вишневый город», выпускающее более 50 наименований продукции, недавно реконструировало цех по производству консервов – джемов, компотов и  плодово-овощной продукции, увеличило объём морозильных камер для хранения плодово-ягодной продукции на 210 куб. м.  
 
Больше экспорта

Стоит отметить, что кузбасская сельхозпродукция продается не только в России, но и за рубежом. По данным Кемеровской таможни, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из  Кемеровской области в первом полугодии 2016 года составил  70,66 млн долларов США. Это на 5,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ценовом выражении, однако, физический объём экспорта продовольственных товаров составил 39,3 тыс. тонн, что на 21,4% больше, чем годом ранее. В первом полугодии 2016 года экспорт продуктов питания направлялся в 22 страны мира, однако, более 90% этого экспорта пришлось на небольшую группу стран – Казахстан, Китай, Беларусь, Латвию, Киргизию, Монголию, Германию.

В числе вывозимых товаров: кондитерские изделия (34% стоимостного объёма), печенье, вафли и прочие хлебобулочные изделия (36%), водка (9%), цыплята племенного разведения, яйца кур, мука пшеничная и пшеница, молоко сгущенное, мороженое и прочее. По словам начальника Кемеровской таможни Дмитрия Колыханова, все основные вывозимые товары являются уже традиционными для экспорта продовольствия из Кемеровской области, незначительные изменения касаются лишь географии этого экспорта. Так, в текущем году возобновились поставки пшеницы мягких сортов и кедровых орехов в страны дальнего зарубежья.

Впервые за последние шесть лет в этом году экспортируется из Кузбасса пшеница в Монголию, которой отправлено 2,7 тыс. тонн на сумму 431,5 тыс. долларов. Небольшая партия в 363 кг кедровых орехов на сумму 7,2 тыс. долларов ушла в Германию. В 3 раза по сравнению с минувшим годом  увеличился экспорт спиртных напитков. Экспорт кузбасского мороженого в Китай и Монголию вырос на 7%. Рост экспорта продуктов из какао (шоколад, конфеты, халва) составил 2,9 раза. Крупнейшими экспортерами продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья Кемеровской области, по данным таможни, являются ООО «Восток-ВЭД», ОАО «Мариинский ЛВЗ», ООО «Риал-ТЭК», АО «Новокузнецкий хладокомбинат», ООО «Элеватор».
 
Сами производим – сами продаём

Хотя постоянно открываются новые торговые объекты, создаются логистические центры, позволяющие снизить издержки хранения и поставок, по-прежнему остро стоит вопрос присутствия местных товаропроизводителей в торговых сетях. Поэтому некоторые кузбасские производители предпочитают решать эту проблему самостоятельно. Как, к примеру, «Крестьянское хозяйство Волкова А.П.» или ООО СПК «Чистогорский», построившие собственные торговые сети. И этот подход не изжил себя, напротив, все больше предприятий пытается сбывать продукцию через собственные торговые точки.

По словам генерального директора ООО «Астронотус» (производитель рыбпродуктов) Романа Романенко, из-за снижения покупательской способности населения реализация продукции предприятия за первое полугодие 2016 года сократилась на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В этих условиях компания пытается выжить за счёт расширения ассортимента, ориентации на «капризного» покупателя и развития розничной торговли. В этом году «Астронотус» внедрил новые виды продукции, разделки рыбы. Например, теперь в ассортименте появилась юкола (сушёно-вяленое мясо) щуки и горбуши.

В реализации товара предприятие уже давно рассчитывает, в основном, на себя. В ноябре в Кемерове «Астронотус» открывает собственный магазин площадью 80 кв. метров. Инвестиции в него составили порядка 8 млн рублей, из которых около 2 млн рублей – собственные средства компании и около 6 млн рублей – кредиты. Всего у компании 20 своих розничных точек. Как правило, это прилавки на рынках и в арендуемых помещениях: от 2 до 7 витрин.

Особую ставку руководство «Астронотуса» делает сейчас на так называемую уличную торговлю, с помощью которой реализуется порядка 10% всей продукции предприятия.

«Активно участвуем в ярмарках. Это тоже стимулирует спрос, – делится Роман Романенко. – Так мы ближе к покупателю, продаём качественную продукцию, свежую, только что из цеха по цене ниже рыночной. Получаем наличные деньги, а они очень важны для выдачи зарплаты и удовлетворения потребностей компании. Пытаемся развивать торговлю с машин, но здесь есть проблемы. Часто запрещает торговать городская администрация, хотя, казалось бы, имеются согласованные площадки. Между тем торговля на улице без специальных машин для компаний, торгующих скоропортящимся товаром, как у нас, носит сезонный характер. Продажи «с колес» могли бы снять этот вопрос».

У мелких производителей сельскохозяйственной продукции (небольших фермеров и личных подсобных хозяйств) дела с реализацией обстоят еще сложнее. Но, здесь им приходят на выручку местные кооперативы, такие как СХПК «Согласие» (занимается сбором молока у населения) и фермерский кооператив «Калина – Малина». По словам Артема Волкова, члена кооператива «Калина – Малина», на реализации продукции в их сети снижение покупательской способности населения не сказывается в первую очередь из-за того, что компания постоянно расширяет свою экспансию за счёт новых торговых точек. Только в этом году по франшизе «Калина – Малина» была открыта в Томске и Красноярске, ожидается открытие очередной торговой точки в Новокузнецке. Всего розничная сеть насчитывает более 50 своих магазинов плюс больше десятка – франчайзинг.

Основная «фишка» «Калины – Малины» – это розничная сеть, с особым клиентским подходом предлагающая экологически чистую сельхозпродукцию от местных производителей – мелких фермеров.

«Мы не ставим своей целью продвигать только кузбасские товары, – рассказывает Артем Волков. – Наша территория – Сибирь и мы работаем с небольшими фермерскими хозяйствами на местах. Например, в Красноярске, прежде чем открыть магазин, мы три месяца искали поставщиков среди местных фермеров. Сейчас там представлена, в основном, продукция красноярских производителей, но есть товары из Кемеровской, Новосибирской и Томской областей. В кузбасских магазинах «Калина – Малина» продукция наших производителей занимает на прилавках примерно две трети, всё остальное – из других регионов. Причём, если в Красноярске о нас узнали только сейчас, и там нам пока самим приходится искать партнёров, то в Кемерове всё больше фермеров приходят к нам сами. В неделю заключаем несколько договоров о поставке».

Таким образом, потенциал у местных производителей есть, и потребительский рынок пока отвечает им взаимностью. Правда, доходы населения продолжает падать, конкуренция на розничном рынке обостряется. И в этих условиях последнее слово останется не столько за сильными, сколько за теми, кто продолжит «барахтаться» и сможет перетянуть «одеяло» на себя.

Максим Москвикин
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко