-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 21.09.2017

«Пятый» элемент машиностроения Кузбасса

Сергей НИКИТЕНКОГосударственно-частное партнёрство, как и любая другая система, не способна работать без связующего звена. В машиностроительной отрасли Кемеровской области функции основного – «пятого» – элемента выполняет Ассоциация машиностроителей Кузбасса (АМК), с помощью которой местные производители решают вопросы не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Об основных направлениях работы организации в этом году, а также об успехах и проблемах отрасли «А-П» рассказывает директор НО АМК Сергей НИКИТЕНКО.
 
– Сергей Михайлович, какие основные вехи в развитии машиностроительной отрасли Кузбасса, работе АМК Вы могли бы отметить в 2017 году?
– Одним из наиболее важных направлений мы видим совместную работу машиностроительных и  горнодобывающих компаний по реализации в Кузбассе организационно-экономического инструмента «Территориальный сводный заказ».  Эту программу невозможно реализовать без активной совместной работы отраслевых департаментов Администрации Кемеровской области, законодателей, региональных отделений банков. Терзаказ – это новый инструмент управления территорией, главной задачей которого является увеличение объёмов выпуска машиностроительной продукции в регионе за счёт развития взаимодействия с предприятиями горнодобывающей отрасли. Совместно с департаментами  промышленности и  угольной промышленности областной администрации мы смогли впервые свести для совместной работы горнодобывающие и машиностроительные предприятия. Рабочие комиссии отслеживают перспективные потребности угледобывающих компаний в горно-шахтном оборудовании, на чём формируются, так называемые запросы для  машиностроителей.
Терзаказ позволит машиностроительным заводам сформировать свои программы развития, а это сложно сделать без понимания перспективных программ развития добывающих компаний. У заводов есть своё видение. Например, ООО «Юргинский машиностроительный завод» пытается разработать и изготовить опытный образец очистного угольного комбайна К750Ю для пластов мощностью 1,5-4,0 м, предполагают освоить производство напочвенной самоходной машины НДМ-1. ООО «Электромашина» создаёт новый силовой трехфазный сухой (защищенный) трансформатор. ООО «Кузнецкий машиностроительный завод» создают производство круглых и профильных электросварных прямошовных труб. ОАО «Томусинский ремонтно-механический завод» расширяет свои возможности за счёт освоения производства запасных частей к карьерным экскаваторам импортного производства (PH-2800, PH-2300, PH-4100, Bucyrus, Liebherr R-994, Terex RH-90, Komatsu PC 750), а также за счёт создания участка по изготовлению опорной базы  зубчатых венцов экскаваторов (ПАО «НКМЗ», P&H, Bucyrus, Liebherr, Terex, Komatsu). Стартовали крупные проекты в ООО «Транспортные системы» (Строительство завода по производству конвейерных систем),  в  ООО «ОМТ» (Строительство 2-й очереди завода по производству горно-шахтного оборудования и металлоконструкций).
Перечень этот можно продолжать. Но, основной покупатель будущей продукции – предприятия добывающего комплекса, программы развития которых должны как-то сопоставляться с программами развития машзаводов. Это ведь понятно, но к этому нужно реально прийти. Вот для чего и нужен территориальный заказ. Я уже не говорю о создании (сохранении) сотен рабочих мест, дополнительных доходов  в бюджет, экономии денежных средств угледобывающих предприятий.
 
– Ассоциация машиностроителей Кузбасса в этой сложной схеме взаимоотношений играет роль коммуникатора, связующего звена между угольщиками, машиностроителями, государством и финансовыми институтами?
– По крайней мере, мы эту роль пытаемся сыграть и сыграть профессионально. Мы изучаем рынок, в том числе – международный, выясняем его состоятельность. Мир сегодня устроен не как раньше. Простая перевозка «железа» (оборудования) уже в прошлом. Сейчас перевозятся технологии, услуги, сервис, чего не хватает пока нашим машиностроителям. Но и здесь мы уже можем говорить о некоторых серьёзных достижениях. Пионером здесь является ОАО «Анжеромаш», по заказу которого под руководством доктора технических наук Б.Л. Герике Институтом угля (ФИЦ УУХ СО РАН) практически завершена разработка встроенной системы вибродиагностики элементов выпускаемого горно-шахтного оборудования (редукторы, конвейеры забойные и ленточные и др.), При этом, на предприятии разрабатывается стандарт организации в виде вибропаспорта оборудования с указанием норм вибрации. Система  позволяет в период эксплуатации оборудования оценивать уровень допустимых вибраций и, таким образом, «сигнализировать» об остаточном ресурсе работы оборудования. Такие сервисные услуги не предлагаются сегодня даже зарубежными компаниями. Аналогичные системы могут встраивать в свою продукцию и  другие машиностроительные заводы.

– Вы только что упомянули международный рынок. Насколько вы продвинулись во взаимоотношениях  наших машиностроителей с зарубежными партнёрами?
– Мы продолжаем их развивать. Если говорить о проектах, один из них – роботизированный комплекс для отработки мощных крутых пластов («шагающая крепь»). В этом проекте участвуют компании Индии (в том числе технический университет в Западной Бенгалии – самый угледобывающий регион Индии), Белоруссии, Грузии. Мы оформили совместную заявку на финансирование из федерального бюджета на изготовление экспериментального образца этого комплекса. Ждем результатов конкурса в начале октября. Совместно с одной индийской компанией прорабатываем проект создания силового трансформатора на основе новых материалов.
Процесс выхода на внешний рынок не быстрый. Для начала необходимо, чтобы мы ознакомились и освоили все международные стандарты, довели их до наших машиностроителей… Все эти вопросы решаются АМК совместно с техническим комитетом ТК 269 «Горное дело». Напомню, что реорганизация ТК 269 «Горное дело» с переводом его из Москвы в Кемеровскую область по нашей инициативе состоялась в 2015 году. Он закрывает рынок для недобросовестных конкурентов и расширяет сферу рынка нашим же производителям. Кто эти вопросы будет решать, если не ассоциация с помощью ТК 269? Прошло всего два года, а мы уже заявляемся в международный комитет «Горное дело», где Россию не видели несколько лет.
 
– Вы сказали, что разработка новых стандартов способна обезопасить рынок. Каким образом? Чем важна для машиностроения работа Технического комитета в этом направлении?
– Предприятия – члены технического комитета с нашей помощью разрабатывают новые стандарты на технологии и оборудование, которые будут применяться на территории всей страны на уровне ГОСТов. Это делает рынок более безопасным. Тон в этой работе задают те, кто использует технологии или эксплуатирует оборудование. В нашем случае это предприятия горнодобывающей отрасли. Они решают, с какими характеристиками и какого качества им нужно оборудование. Технический комитет разрабатывает стандарты под эти требования, а машиностроительные заводы готовятся выполнять заказы в соответствии с принятыми стандартами. Эта площадка продолжает развиваться. Например, в этом году нам предложили взять «под ассоциацию» ещё технический комитет по обогащению. Это значит, что кузбасские машзаводы, помимо прочего, смогут осваивать новую продукцию для обогатителей.
 
– А зачем кузбасским машиностроителям международный комитет?
– Кроме российских, существуют ещё и международные стандарты по горному оборудованию. Чтобы поставлять свою продукцию на экспорт, наши заводы должны понимать, какие требования предъявляются к подобной технике за рубежом. Если помните, во времена СССР было понятие «экспортный вариант». Это не обязательно лучшее качество, чем для внутреннего рынка. Это значит, что продукция отвечает требованиям и стандартам страны-получателя. В России есть немало различных программ поддержки предприятий, осваивающих  производство продукции, ориентированной на экспорт, начиная с малых программ Фонда Бортника и заканчивая  крупными инвестициями Фонда развития промышленности.  Но, здесь важны и крупные инвестиции не только от государства, но и от частных инвесторов, и для этого есть законодательные инструменты на федеральном уровне, которые пока  «недоступны» на региональном и муниципальном уровне.
 
– Получается, противоречие регионального и федерального законодательств мешает не только созданию сводного территориального заказа, но и привлечению в Кузбасс зарубежных инвесторов…
– Получается. Регион, муниципалитеты должны предоставить им выгодные условия на законодательном уровне, а где-то даже предложить свои собственные проекты, в которых заинтересована та или иная территория. Принципы государственно-частного партнёрства  сейчас возможно реализовывать в рамках Федерального закона «О промышленной политике в РФ», который предусматривает новый способ привлечения инвестиций – специальный инвестиционный контракт (СПИК). Регион должен привести местное законодательство в соответствие с федеральным законом, у нас это пока не произошло. Вообще, если идти по пути перемен, мы должны активнее создавать и осваивать новые инструменты в управлении, экономике, науке и т.д.
Помните, один из жизненных уроков А. Эйнштейна? Он говорил: Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменен без изменения нашего сознания. Мы не сможем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их.

Публикация подготовлена в рамках проекта РНФ № 16-18-10182 «Формирование организационно-экономических механизмов комплексного освоения недр в регионах ресурсного типа на основе партнерства науки, власти и бизнеса»
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко