-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 26.10.2017

Марина Шавгулидзе: «Нам надо завоёвывать новые рынки, и вместе над этим работать»

Марина ШАВГУЛИДЗЕ, генеральный директор КТПП В декабре этого года исполняется 10 лет, как Кузбасской торгово-промышленной палате (КТПП) была делегирована госфункция администрации Кемеровской области по ведению внешних экономических связей. О том, чем это было вызвано тогда, какие цели ставились, что за это время сделано, и изменились ли сегодня задачи внешнеэкономической деятельности (ВЭД) региона, «Авант-ПАРТНЕР» беседует с генеральным директором КТПП Мариной ШАВГУЛИДЗЕ.
 
– Марина Геннадьевна, Вы, как человек, работающий в КТПП буквально с самого начала и участвовавший во всех тех процессах, можете прокомментировать ту ситуацию 10-летней давности?
– 2007 год был для нашей палаты знаменательным – юбилейным: исполнилось 15 лет деятельности Кузбасской ТПП. К этому периоду у нас накопился серьезный опыт, в том числе и в ведение внешнеэкономической деятельности. С 90-х годов происходила перестройка механизма внешнеэкономической деятельности на уровне региона. Это было вызвано распадом СССР, потерей существующих связей и формированием новых. И миссия нашей палаты заключалась в том, чтобы восстановить экономические контакты регионального бизнеса с зарубежными партнерами и найти новые. К началу 21 века было подписано 11 соглашений с торговыми палатами и ассоциациями предпринимателей других стран. Для предпринимателей организовывались торгово-экономические миссии и деловые визиты в те страны, взаимодействие с которыми у них вызывало наибольший интерес. К 2007 году было организовано около ста международных и межрегиональных визитов, часть из которых были не только бизнес-миссии, но и официальные визиты, возглавляемые губернатором Кемеровской области. Выстраивались взаимоотношения на самом высоком уровне и с европейскими странами, и с Азией (Монголия, Китай), и со странами СНГ (Белоруссия, Казахстан), и с регионами России.
Кроме того, палата обладала полной информацией о внешнеэкономической деятельности предприятий Кузбасса: товарооборот, коммерческие интересы, планирование, заинтересованность в инвестициях и пр. К тому же у нас есть серьезный механизм, позволяющий не только организовывать международные визиты, но и проверять надежность зарубежных партнеров, – через представительства Торгово-промышленной палаты РФ за рубежом.
Можно сказать, к 2007 году Кузбасская ТПП обладала полнотой функций и знаний по ведению внешнеэкономической деятельности. Поэтому решение губернатора Кемеровской области о передаче государственной функции ведения внешнеэкономической деятельности Кузбасской ТПП, было воспринято Татьяной Алексеевой (президентом КТПП), с одной стороны, как неожиданное, а с другой – вполне естественное.
Надо отметить, что опыт палаты по администрированию ВЭД региона в нашей стране уникальный. И уже с годами мы понимаем, насколько высоко тогда было доверие губернатора к КТПП.
 
– Какие цели были поставлены перед вами тогда? Трансформировались ли они за эти годы?
– Новые возможности и полномочия, появившиеся у региональной палаты, позволили более масштабно и комплексно решать задачи в сфере внешнеэкономической деятельности и кузбасского бизнеса, и Кузбасса в целом. Наша работа была направлена на достижение основной стратегической цели – социально-экономического развития Кемеровской области, усиления экономической роли региона в России и современном мире. Важнейшими условиями решения поставленных задач являлся устойчивый, качественный рост производственного сектора, повышение конкурентоспособности и предпринимательства. Достижение этой цели невозможно без привлечения к ее разработке и реализации бизнес-объединений.
Особый акцент при организации мероприятий был сделан на вовлечение в данный процесс кузбасских компаний, не только непосредственно осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, но и тех, которые были вовлечены в процесс опосредованно (предприятия сферы услуг, в т.ч. туристические и рекреационные компании, учреждения культурной сферы и др.).
Кроме того, нужно понимать, что экономика нашего региона в основном базируется на сырьевом сегменте. Но для развития области необходимо привносить новые технологии, выстраивать новую индустриальную базу. Поэтому основная нацеленность работы стала на привлечение инвестиций в Кузбасс для формирования новых направлений и отраслей, прежде всего на производство. Эти задачи актуальны и сегодня.
Конечно, в связи с последними политическими и экономическими событиями, вектор деятельности переориентирован на восточные страны и на межрегиональные связи, которые тоже всегда находились в зоне нашего внимания.
Однако западные партнеры, чтобы не потерять наш рынок, постоянно выходят со своими предложениями к кузбасским предпринимателям, презентуют свою продукцию, готовы к созданию совместного бизнеса. Все понимают, что рынок России, и Кузбасса в том числе, – это колоссальный рынок, и здесь есть возможности развития. Теперь и экономика нашего региона переориентирована на создание предприятий на особых условиях: мы предлагаем развивать совместные производства в рамках ТОСЭР, ЗЭБ и других индустриальных площадок.
 
– Из чего складывается работа КТПП по внешнеэкономической деятельности? Возможно, она за эти годы претерпела какие-то изменения?
– С момента подписания соглашения деятельность КТПП в сфере развития внешнеэкономических и межрегиональных связей продолжала вестись по двум главным направлениям: информационно-аналитическому и организационному, а также стала включать реализацию функций по администрированию внешних экономических связей Кемеровской области.
Ежегодно мы проводим от 20 до 40 приёмов и визитов, как иностранных делегаций к нам, так и делегаций наших компаний за рубеж. Это и организация визитов официальных иностранных делегаций, и деловых кругов к нам в Кузбасс, это и торгово-экономические миссии, и организация делегаций для участия в выставках, ярмарках, – в общем, весь возможный спектр деловых коммуникаций.
Мы сами участвуем и организовываем международные конференции и форумы. Наш статус позволил нам, например, в прошлом году организовать крупную международную конференцию по углехимии, где был очень представительный состав участников, включая замминистра энергетики Российской Федерации Анатолия Яновского и многочисленные научные делегации из разных стран. И американцы, и китайцы, и европейцы – все приняли приглашение участвовать в конференции, и обсуждали с нашими учёными проблемы углехимии.
Мы проводим мониторинг реализации соглашений, подписанных от имени области с другими регионами и странами. Ведь подписанные соглашения требуют проработки программы взаимодействия, с включением различных мероприятий. Со своей стороны мы проводим анализ потребностей нашего бизнеса, интересов областной власти и включаем в программу необходимые мероприятия. Хороший пример – уже многолетнее соглашение с Белоруссией. Была инициатива со стороны бизнеса нашего региона, которую поддержала администрация Кемеровской области. В рамках этого соглашения раз в 2 года подписывается программа, где прописаны все мероприятия. Реализация этой программы входит в наши обязанности: если что-то не состоялось, мы обсуждаем причины, находим решения вместе с бизнесом и властью. Может, эта работа не столь эпохальна, не так заметна, но это кропотливая каждодневная, ежечасная работа, необходимая всему региону.
 
– А в чём может выражаться помощь КТПП бизнесу в вопросах ВЭД?
– Для выстраивания продуктивных отношений с партнерами необходимо понимать их специфику: знать нормы, правила, этику тех стран, с бизнесом которых планируется выстраивать сотрудничество. Исходя из опыта, мы уже понимаем, чем отличаются переговоры с западными и восточными предпринимателями.
Например, в большинстве европейских стран действует законодательная обязанность предприятий состоять в местной ТПП, чтобы иметь возможность выхода на внешние рынки. Поэтому и выстраивать взаимоотношения нужно через институт торгово-промышленных палат. ТПП России – международный институт с давней историей, со своими взаимоотношениями с деловыми кругами всех стран. На международной арене наша организация играет заметную роль.
Если говорить об азиатских странах, то с восточными партнерами необходимо налаживать отношения с использованием административных ресурсов. И здесь Палата играет основную роль, потому что является связующим звеном между бизнесом и властью. Например, у ТПП РФ в Китае открыты 2 представительства – в Пекине и Шанхае, к которым мы обращаемся за поиском партнёров, за проверкой благонадежности и по другим вопросам, связанным со спецификой работы в этой стране.
Предприятия начинают понимать, что это удобнее осуществлять деловые коммуникации, используя механизмы и ресурсы палаты. Если предприниматель хочет получить эффект от деловой поездки, найти бизнес-партнеров и провести с ними переговоры, посетить те мероприятия, которые будут максимально отвечать его запросам, тогда нужно использовать такой инструмент взаимодействия, как ТПП. Кроме того, есть много вопросов таможенного, финансового, валютного регулирования. Кузбасская ТПП выстроила тесные отношения со многими структурами, подписав соглашения о сотрудничестве, поэтому мы можем выстроить всю цепь для выхода предприятия на другие рынки.
 
– Второй год в стране функционирует «Российский экспортный центр» (РЭЦ), основная цель которого – оказание поддержки экпортоориентированным и ведущим внешнеэкономическую деятельность компаниям. Есть ли какое-то взаимодействие с ним?
– Безусловно, создание такой государственной корпорации, как российский экспортный центр, которая профессионально и целенаправленно помогает нашим экспортерам выходить на рынки, ориентироваться в них, выходить за рамки несырьевого сектора, это требование современной экономики. Их работа должно стать системной. И мы видим необходимость создания в регионе представительства, филиала этого центра, потому что Кемеровская область ведёт экспортную деятельность (мы первые в СФО). Но представительство сейчас создано в Новосибирске. Нам кажется, что надо брать инициативу на себя и создавать такие центры в Кузбассе. Удалось же нам решить вопрос по открытию испанского визового центра в Кемеровской области, это, конечно, не только наша заслуга, но мы к ней причастны – мы долго вели переговоры, чтобы приблизить открытие визового центра в Кузбассе. И он откроется уже в следующем году в марте. Думаю, что и по РЭЦу придёт время, когда корпорация, которая имеет серьёзные ресурсы, будет присутствовать здесь. Должна быть приближенность, доступность для наших компаний – это стало бы хорошим подспорьем для наших экспортёров.
 
– Можете подвести какие-то предварительные итоги 10-летней деятельности КТПП в направлении ВЭД? Какие планы ставите на будущее?
– 2007 год, когда нам были переданы функции ВЭД, был, конечно, зрелый для нашего бизнеса, ведь наши предприятия начали выходить на зарубежные рынки ещё в конце 80-х.
На 2007 год мы торговали с 81 страной, из них экспорт – 72, на 2016 год – в числе наших партнёров 107 стран, из них экспорт – 101 страна.
Товарооборот же за эти годы увеличился в разы. Конечно, «веховые даты» – 2012-2013 годы, когда максимальный товарооборот достигал 13 млрд долларов, в 2014-16 годы товарооборот снизился, в прошлом году он составлял 10,094 млрд долларов. Если говорить о количестве участников, то на 2007 год это было около 520 компаний, на сегодня – 420. Но нужно понимать, что раньше было много посредников, а сейчас предприятия предпочитают выходить на рынки самостоятельно.
Но несмотря ни на что, мы видим и усиление позиции области на внешних рынках, и расширение географии участников ВЭД. Думаю, что в этом есть немалая заслуга КТПП.
Что касается планов, то основное – продолжать учить наш бизнес работать на внешних рынках. Ведь это не только организация каких-то мероприятий, здесь, как я уже говорила выше, очень много тонкостей, которые нужно знать, понимать и уметь с ними работать. Тем более сегодня, когда нужно по-новому выстраивать отношения, учитывая новые экономические условия. Нам надо завоёвывать новые рынки, и вместе над этим работать.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко